СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно-экспериментальная деятельность по теме Живая природа и человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план по опытно экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы .

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность по теме Живая природа и человек.»

Сроки

Тема

Цель

Приемы

Опыт

Материалы

1

1 неделя.

Бережливые растения.

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Загадки , беседы , наблюдения.

Доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выбрать растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполнить опыт: надеть на лист целлофановый пакет, наблюдать за появлением влаги внутри него, сравнить поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, лупа, целлофановые пакетики.

2

1 неделя.

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Игровая ситуация, беседы , наблюдения.

Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Известно, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух . Известно растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.


Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

3

1 неделя.

Какой газ выделяют растения на свету?

 Установить, что растение выделяет кислород.


Беседы , наблюдения, эксперимент.

 Почему в лесу так легко дышится?…. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место. Через 1—2 суток ответьте на вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку). Наблюдайте за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.


 большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький

4

1 неделя

В погоне за светом

 Установить, как растение двигается в направлении источника света.


Беседа¸наблюдение

 Обратить внимание, что листья растений повернуты в одном направлении.

Установить растение к окну. Обратить внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обратить внимание, что все листья потянулись к свету. Перевернуть растение на 180 градусов. Отметить направление листьев. Наблюдать еще дня три, отметить изменение направления листьев (они опять повернулись к свету). Вывод: растение двигается в направлении источника света.


 Два одинаковых растения (бальзамин, колеус).


5

1неделя

Бережливые растения

 Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность) и потребностью и их в воде.

Эксперимент, беседа, наблюдение

Почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды? Опыт: надеть на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепть, наблюдать за появлением влаги в них, сравните количество влаги при испарении с листьев разных растений ( фикус ,фиалка и бальзамин).


фикус, сансевьера, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.


6

1день

Нужен ли корням воздух

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Беседа, наблюдение, эксперимент

Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотреть и определить, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Докажем. Погрузить одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточнить, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости . Почему в первой растет , хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делаем  выводы о емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням воздуха . Растениям для роста необходима рыхлая почва для прохождения воздуха.1



7

3 дня

Сильные семена

Выяснить силу набухающих семян.


Беседа, наблюдение эксперимент

 Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян — он лопнул. Почему это произошло? Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.


Мешочек из ткани, колба, семена гороха.


8

1 неделя

Вред “Кока-колы” для человека



Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека

Игровая ситуация, беседа ,наблюдения.

  1. Перед началом эксперимента у одного из детей случайно выпал молочный зуб и мы решили использовать его в нашем опыте. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кока-колу” и опустили зуб. На 2 день зуб почернел, из чего дети сделали вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердую эмаль зуба. На 3 день на зубе появилась трещина, а на 5 день зуб распался на 2 половинки. Вывод: “Кока-кола” разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.

  2. Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в “Коле” очистился от нее. Вывод: “Кока-кола” разъедает даже ржавчину!

  3. Для опыта разрезали кусочек мяса на 2 половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в “Колу”. На 2 день мясо, помещенное в воду, не потеряло своего вида, а мясо в “Коле” превратилась в кашицеобразное пюре. Вывод: “Кола” обладает разрушающими свойствами для мяса.


пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; кусочек мяса молочный зуб (можно заменить на яичную скорлупу).


9

1 день

Зачем человеку глаза?


Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования; сформировать представления о том, что глаза могут выполнять несколько функций.


Наблюдения ,эксперимент, игровая ситуация.

А) Глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета. (работа на доске).

Б) Глаза умеют выражать настроение. (работа с зеркалом)

В) Глаза умеют принимать сигналы и подавать их.

1. Игра «Покажи и расскажи» (озвучиваем движения воспитателя).

2. Игра со стульями.

Часть детей сидит по кругу на стульчиках, часть стоит позади них. Воспитатель подает сигнал глазами одному из сидящих детей. Ребенок пытается встать, в ребенок, который стоит за стулом, должен успеть удержать его за плечи ).

4. Наблюдение и опыты «Почему у человека два глаза?»

А) Лист с 2 кругами: поставить точку в середине 1 круга. Потом закрыть 1 глаз и поставит точку в центре другого круга. Где получилось точнее.

Б) Обведите карандашом контур 1 фигуры. Закройте глаз рукой и обведите контур 2 фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание?

В) Дети по очереди бросают в обруч мячики: сначала с открытыми глазами, а потом с одним закрытым . Делимся впечатлениями.

Г) Игра «Что я вижу одним глазом». Делимся впечатлениями.

Д) Игра «Можно ли обойтись без глаз?»

1. Воспитатель предлагает ребенку : 1)найти стол, 2) найти и съесть конфету на столе.

2. А теперь завяжем глаза платком и посмотрим, так ли легко у нас это получится.

Делаем выводы.

3. Воспитатель предлагает детям помочь ребенку с завязанными глазами предмет, давая ему подсказки голосом.

— Можно ли обойтись совсем без зрения и как при этом будет чувствовать себя человек?

 Заключение:

— Для чего человеку глаза?

— Что глаза могут делать?

— Почему у человека 2 глаза?

— Нужно ли беречь глаза?

— В каких случаях может возникнуть повреждение глаз?

— Как нужно беречь свои глаза?




Для воспитателя :

— кроссворд;

— 2 геометрических фигуры окрашенные в разные цвета;

— «чудесный мешочек», в котором лежит мелкая игрушка сложной формы;

— платок для того, чтобы завязать глаза;

— обручи 2 шт;

— техника для показа презентации;

Для воспитанников:

— зеркала;

— повязки на глаз;

— лист белой бумаги, на которой нарисованы 2 круга;

— лист белой бумаги, на котором нарисовано 2 фигуры со сложным контуром;

— простой карандаш.


10

1день


Темнота стирает все краски

Определить как наши глаза определяют цвет при разной освещенности

Беседа, эксперимент.

Положить все предметы в плотно закрытую коробку и постараться определить их цвета. Вынуть их из коробки и рассмотреть. Вывод: в темноте трудно разглядеть цвета, Это потому что наш глаз различает очертания предметов и их цвет только в том на них падает свет.

Несколько ярко раскрашенных предметов, коробка с дырочкой




Темно светло

определить реакцию значков на различную степень освещенности.

Беседа, эксперимент.

. Взрослый предлагает посидеть 1 - 1.5 мин . при ярком свете лампы (при этом 1 глаз закрыт, другой открыт). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате значки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются значки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям рассмотреть зрачки в темноте

Воспитатель подчеркивает, что, находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток- палочек.

Прямо напротив значка на сетчатке находится еще одно образование, которое называется «желтое пятно». В нем очень много колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. Рядом с «желтым пятном» есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. Когда изображение предмета попадает на слепое пятно, то человек его просто не видит.



Зеркало для каждого ребенка

11

1 день

Кожа человека









Oбобщить имеющиеся у детей знания о значении кожи, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для нее.





Беседа, эксперимент.









Закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я вам дам (кубик льда). Поменяйтесь ролями (педагог даёт стаканчики с тёплой водой). Что почувствовали? Ответы детей. В.: Закройте глаза. (Педагог прикасается к разным участкам кожи детей). Что почувствовали? Ответы детей. В.: Каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? Ответы детей. Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль) ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? Ответы детей. Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль)


Кубик льда и стакан с тёплой водой (выдаются непосредственно в момент соответствующего эксперимента



Рисунок на спине

Уточнить представление о пальцах рук как об органе осязания

Беседа, эксперимент.

Дети встают в круг спиной, воспитатель рисует на спине ребенка пальцем цифру, а ребенок отгадывает. Можно рисовать не только цифры, но и геометрические фигуры, буквы.


12

1день

Кровеносная система


Дать детям первые представления о кровеносной системе

Беседа,эксперимент

Методика проведения . У вас у всех есть кровь? Вы её видели? Какого она цвета? Опишите кровь. Ответы детей. В.: Почему кровь из нас не выливается? (предположения детей). Она течёт по сосудам. Положите руки на стол ладонями вверх. Найдите сосуды у себя вот здесь (запястье). Рассмотрите их. На сосудах можно почувствовать толчки крови. Это называется «пульс». Давайте найдём пульс на запястье, на шее, на висках. Приложите кончики пальцев вот здесь (педагог показывает, сильно не нажимайте. (Дети «слушают» пульс). Почему мы слышим пульс? Ответы детей. В.: Как вы думаете, кто толкает кровь по сосудам? Это сердце. Оно выталкивает кровь порциями. Вот так. (Педагог набирает воду в спринцовку, соединённую с прозрачной трубкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как подкрашенная жидкость течёт по трубке.) В сердце есть специальные отверстия, через которые течёт кровь. Они, то закрываются, то открываются. Закрываются они с шумом, как дверь (педагог демонстрирует, закрывая дверь со стуком). Мы можем послушать, как работает сердце. Повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища – к тому месту, где находится сердце. (Педагог корректирует действия детей, даёт возможность всем услышать удары сердца. Если дети одеты легко, раздеваться не надо, тоны хорошо прослушиваются через одежду). Теперь поменяйтесь ролями. Что услышали? Ответы детей.

Вывод: у нас есть сердце, сосуды и кровь. Сердце находится внутри организма, его нельзя увидеть, но можно почувствовать и услышать. Оно заставляет кровь двигаться по сосудам.


У педагога: спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганцовокислого калия, плакат с изображением кровеносной системы человека

13

1 день

Где спрятался пульс

дать детям представление о пульсе, учить находить пульс

Беседа, эксперимент

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Дети повторяют хором. Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается»кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что сильно не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого детям предлагается поискать пульс на висках. Пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины. С помощью воспитателя дети делают вывод: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю длинную жизнь. Сердце могут укрепить занятия физкультурой. Человек должен заботиться о своем здоровье.





Стук сердца


сформировать понятие детей о зависимости работы сердца от двигательной активности.


Беседа, эксперимент

Методика проведения: воспитатель просит детей положить спичку на запястье и понаблюдать, как она колышется. После этого педагог предлагает детям побегать, попрыгать и повторить эксперимент. Педагог подводит детей к выводу: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно, весь

Спички

14

1 день

Дыхательная система

Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.





Проведение эксперимента. В.: Сегодня мы поговорим о дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может? Ответы детей. В.: Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа? Ответы детей.

В.: Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать? Ответы детей.

В.: По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали? Ответы детей.

В.: Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит? Ответы детей.

В.:В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал?Ответы детей.

Вывод: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим? Ответы и показ детьми.

Эксперименты по изучению работы дыхательной системы.

• Определение объёма выдоха.

• Определение частоты дыхания.

• Определение силы дыхательных мышц



У детей: зеркало; у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, плакат с изображением дыхательной системы








Опытно –экспериментальная деятельность подготовительной группе №7


Тема:



«Живая природа и человек»











Выполнили: Асташина О.О.
Андрианова С.Г.