Глава II. Опытно - экспериментальное исследование по выявлению возможности сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление особенностей восприятия сказок и уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
Рассмотрев возможности влияния волшебной сказки на речевое развитие старших дошкольников, мы установили, что сказка представляет собой литературный жанр, который доступен для восприятия и понимания детьми данного возраста, является важным средством обучения и воспитания. Детям нравится счастливый финал сказки, яркие поступки героев, замысловатый сюжет. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Но особое влияние оказывает сказка на развитие словесного творчества дошкольников.
Для подтверждения гипотезы, представленной в дипломной работе, было проведено опытно - экспериментальное исследование, в котором участвовали дети старшей группы МКДОУ № 7 г. Павловска в количестве 10 человек.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1 этап – констатирующий. Цель: выявить уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – формирующий. Цель: разработка и апробирование занятий по развитию речи с использованием сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – контролирующий. Цель: проверка эффективности проведённой работы.
Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:
1) дети, которые участвовали в эксперименте, были одного возраста;
2) все дети прошли период адаптации в дошкольном образовательном учреждении;
3) у всех детей одинаковые сроки посещения дошкольных образовательных учреждений;
4) дети не имеют речевых и интеллектуальных нарушений.
На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) при выявлении уровня развития восприятия сказки и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности восприятия старшими дошкольниками литературных произведений разных жанров, выявить умение соединять сюжеты хорошо знакомых сказок способом контаминации.
2. Выяснить умение детей сочинять сказки на тему, предложенную экспериментатором.
3. Определить представления детей о театре и видах искусства, связанных с театральной деятельностью.
4. Проверить наличие сценических навыков у старших дошкольников, их умение изобразить литературного героя с помощью движений, жестов, мимики, позы и с использованием интонационных средств выразительности.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Детям мы предложили 3 серии заданий:
1 серия заданий была направлена на выявление понимания детьми особенностей жанра литературных произведений и умения соединить две сказки на основе контаминации.
Детям прочитали рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна», сказку «Лиса и козел» и стихотворение С. Маршака «Еж и лиса». Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности
дальнейшей драматизации по сюжету.
После чтения всех трех произведений детям были заданы вопросы:
- Что тебе прочитали?
- Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)?
- Как описывается лиса в рассказе?
- Какая она в сказке (стихотворении)?
- Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла?
- Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал?
- Какие сказки ты знаешь, и что тебе больше нравится: сказки, рассказы или стихотворения? Чем они отличаются?
Оценивались: представления детей о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение), их специфических особенностях, умение давать словесную характеристику персонажам, способность разыграть сказку по ролям.
Критерии оценивания:
- ребенок имеет четкие представления о жанрах произведений, в процессе ответа на вопрос воссоздает в своем воображении образы героев и интонационно раскрывает отношение к ним; может повторить разговор действующих лиц, дать словесную характеристику персонажам – 2 балла;
- ребенок допускает ошибки в определении жанра произведения, в процессе ответа на вопрос воссоздает в своем воображении образы героев, но не может интонационно раскрыть свое отношение к ним; способен повторить разговор действующих лиц, но затрудняется в составлении словесной характеристики персонажам – 1 балл;
- ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Анализ ответов детей показал, что Коля Б. и Маша З. способны правильно определять жанр произведений (сказка, рассказ, стихотворение), могут воссоздать подробно разговор действующих лиц, дать яркую характеристику персонажам, используя разнообразные средства выразительности.
У Насти Е., Семена М., Сережи С., Яны Ю., Олеси К. недостаточные знания о жанровых особенностях сказок, хотя они назвали много сказок (этот жанр оказался самым любимым), вместо передачи подробного разговора были воссозданы отдельные реплики героев. Лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) в речи не прозвучали. Низкий уровень развития творческого воображения у Никиты Ж., Сережи У., Марины П.
При выполнении второго задания мы выявили умение детей соединять сюжеты хорошо знакомых сказок и создавать на основе контаминации новое собственное сочинение. Сначала детям задали вопрос: «Какие сказки ты знаешь?», затем попросили из двух сказок («Курочка Ряба» и «Репка») придумать новую сказку, такую, чтобы можно было ее разыграть по ролям.
Нами были разработаны критерии оценивания уровня развития словесного творчества детей.
Оценивались:
1. Оригинальность высказывания:
- если ребенок самостоятельно из двух сказок сочиняет собственную сказку с необычными образами и ситуациями, то он получает 2 балла;
- если ребенок сочиняет собственную сказку при помощи взрослого, он получает 1 балл;
- если не справляется с заданием — 0 баллов.
2. Содержательность (умение соединять сюжеты двух знакомых сказок, создание интересного текста, соблюдение логической последовательности):
- если ребенок самостоятельно соединяет сюжеты двух знакомых сказок для создания текста собственного сочинения, соблюдает требования к содержательности изложения материала, он получает 2 балла;
- если ребенок с помощью взрослого создает текст собственного сочинения способом контаминации, соблюдает требования к содержательности изложения материала, он получает 1 балл;
- если не справляется с заданием — 0 баллов.
3. Композиция высказывания:
- если ребенок в сочинении использует три структурные части (начало, середина, конец), сюжет выстраивает в логической последовательности, он получает — 2 балла;
- если ребенок в сочинении использует две структурные части (начало и середина, середина и конец), наблюдается частичное нарушение логики изложения, то он получает — 1 балл;
- отсутствие начала и конца — 0 баллов.
4. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений:
- правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях — 2 балла;
- использование только простых предложений — 1 балл;
- однотипные конструкции (назывные предложения) — 0 баллов.
5. Разнообразие лексических средств:
- если ребенок использует при создании собственных сочинений разные части речи, образные слова — определения, сравнения, синонимы, антонимы) — 2 балла;
- если в речи ребенка наблюдается некоторое нарушение точности словоупотребления — 1 балл;
- если в речи ребенок употребляет однообразную лексику, повторяет одни и те же слова — 0 баллов.
Уровень развития словесного творчества определялся на основе полученных данных исследования в соответствии со следующей оценочной шкалой:
- высокий уровень, если ребенок по проведенным тестам набрал 9 – 10 баллов;
- средний уровень, если ребенок по проведенным тестам набрал 5 - 8 баллов;
- низкий уровень, если ребенок по проведенным тестам набрал 0 - 4 балла.
Анализ полученных результатов показал, что большинство детей отказывались от выполнения этого задания, мотивируя это тем, что не знают, как можно соединить сказки, хотя они называли много произведений этого жанра: «Дюймовочка», «По щучьему велению», «Колобок». Некоторые пытались выполнить задание и предлагали рассказать по очереди две сказки (Яна Ю., Коля Б.), но создать на их основе новый текст они не могли.
Марина П., Семен М., Олеся К., Никита Ж. соединили сказки, придумали интересный сюжет, но единого содержания не получилось. А задание на перспективу разыгрывания по ролям выполнила только Маша З., она предвидела не только соединение сюжета, но и его дальнейший показ. Типичный недостаток в речи детей при составлении сказок — большое количество пауз; частое употребление повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»). Вместо связного текста сказки Олеся К. составила несколько предложений, объединенных одной темой. В речи Никиты Ж. практически отсутствуют сложноподчиненные предложения. Семен М. не умеет детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают настроения, динамики. Некоторые дети оказались не в состоянии справиться с предложенными нами заданиями (Сережа У., Сережа С., Настя Е.).
II серия заданий предполагала выявление умений составления сочинений собственной сказки по картинкам на тему, предложенной экспериментатором.
Мы последовательно показывали несколько картинок детям и просили придумать по ним сказку на определенную тему. Проверялось, может ли ребенок выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец), вводить в содержание разных персонажей, интересные действия, давать описание обстановки, диалог героев. Выявлялось также умение интонацией передавать характеристику персонажей.
Оценивались: умение выдерживать все структурные части сочинения (начало, середина, конец) и связывать их между собой; оригинальность сюжета, наличие диалога между действующими лицами и использование в тексте средств художественной выразительности.
Оригинальность каждой сказки оценивалась по следующим показателям:
1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствие его названию,
плану или картинке, героям.
2. Характер переработки и преобразования образов восприятия
или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций.
3. Полнота и детализация изложения.
4. Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.
5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.
6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обстановки, обстоятельств совершения действий.
По каждому из этих показателей придуманная сказка оценивается от 0 до 2 баллов.
2 балла – присутствие и четкая выраженность.
1 балл – наличие, но слабая выраженность в сказке данного признака.
0 баллов – полное отсутствие.
В соответствии с набранной суммой баллов уровень словесного творчества оценивается следующим образом:
Высокий уровень 10 - 9 баллов
Средний уровень 8 - 5 баллов
Низкий уровень 4 и менее баллов.
Анализ сочинений детей показал, что в основном они выдерживали структуру сказки. Начинался текст со слов: «Однажды, один раз, жили-были». Объем сказки составлял 5 - 25 предложений. Но Никита Ж., Яна Ю. и Настя Е. нарушили последовательность действий в основной части сочинения, из-за чего в их речи наблюдалась беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла. В речи Семена М., Олеси К. присутствовали высказывания, которые трудно было оценивать, сюжет излагался не в логической последовательности, с нагромождением событий и действующих лиц.
В сказках детей отсутствовала четкая характеристика героев, редко встречались образные ситуации, описание природы, диалог (Сережа С., Марина П.). Коля Б., Сережа У. чаще всего использовали такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты; сравнения и метафоры встречались в единичных случаях. Только Маша З. продемонстрировала умение интонацией передавать характеристику персонажей.
Следующее задание этой серии выявляло умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц. Ребенку предлагалось придумать рассказ «Дети идут по грибы» (на картинке изображены мальчик и девочка, в руках у них корзинки, они наклоняются, заглядывают под кустик, а там растут подосиновики). Давался следующий план: «Сначала расскажи, как дети собирались в лес, кто придумал идти по грибы, и кто приглашал других детей в лес. Затем расскажи, как они искали грибы и не теряли друг друга из виду. А после придумай, о чем говорили дети, когда шли из леса». Этот план нацеливал детей на конструирование диалога.
Анализ сочинений детей (на тему и по картине) позволил выявить 3 уровня развития словесного творчества.
Дети I уровня придумывали оригинальный сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяли композиционные части высказывания (начало, середину, конец). В сказке включался диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрывались чувства персонажей. Текст излагался в логической последовательности, диалог передавался очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации (Маша З., Коля Б.).
Дети II уровня соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличался большой оригинальностью. В сказках встречались диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений, хотя дети могли их передать выразительно (Марина П., Яна Ю., Сережа С., Настя Е.).
К III уровню были отнесены дети, которые затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовали, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленным. Встречалось много остановок, пауз, повторов слов (Олеся К., Сережа У., Семен М., Никита Ж.).
III серия заданий предполагала создание собственной иллюстрации к сказке и комментарий данного изображения.
Детям зачитывалась русская народная сказка «Хаврошечка», рассматривались иллюстрации к сказке, затем было дано задание: нарисовать собственную иллюстрацию к сказке. Оригинальность каждого рисунка оценивалась по следующим критериям:
1. В рисунке присутствует сюжет, передающий основное содержание сказки, в изображении героев ребенок сумел(а) передать народный стиль (нарисовал(а) в сарафане героиню, в платочке, лаптях, что соответствует стилю сказки), проявляется оригинальность изображения (прорисовано много мелких деталей, взяты яркие контрастные цвета, в изображении героев сказки прослеживается авторское отношение (рисуя Хаврошечку, подбираются нежные оттенки, а для мачехи – темные).
2. Четко выражена композиция: главный герой изображается в центре крупно. Окружающие объекты подчинены ему.
3. Воспроизведение по рисунку отрывка из сказки, комментирование рисунка.
4. Эмоциональная насыщенность комментария к рисунку.
По каждому из этих показателей придуманный рисунок оценивается от 0 до 2 баллов.
2 балла – присутствие и четкая выраженность сюжета сказки, взаимосвязь воображаемых событий с текстом, наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств и места действия, эмоциональность описания, связность и последовательность изложения при комментировании рисунка.
1 балл – сюжет рисунка слабо выражен, неинтересная композиция (все выстроено в одну линию, одного размера), односложное описание рисунка.
0 баллов – ребенок не смог без посторонней помощи придумать сюжет, выполнить рисунок, в описании рисунка нет связного логического изложения.
В соответствии с набранной суммой баллов уровень творческого восприятия сказки оценивался следующим образом:
Высокий уровень 10 - 9 баллов
Средний уровень 8 - 5 баллов
Низкий уровень менее 4 баллов.
Анализ деятельности детей позволил выявить 3 уровня развития словесного творчества.
Дети I уровня смогли передать с помощью рисунка основное содержание сказки, в изображении героев присутствует народный стиль, проявляется оригинальность изображения, взяты яркие контрастные цвета, в изображении героев сказки прослеживается авторское отношение, наблюдается связность и последовательность изложения при комментировании рисунка (Маша З.).
Дети II уровня не смогли полностью передать на рисунке основное содержание сказки, сюжет рисунка был слабо выражен, отсутствовала оригинальность, использована неинтересная композиция, нарушена последовательность изложения при комментировании рисунка (Коля Б., Никита Ж., Яна Ю., Марина П., Семен М., Олеся К.).
К III уровню были отнесены дети, которые затруднялись передать на рисунке основное содержание сказки, не смогли без посторонней помощи придумать сюжет, выполнить рисунок, в описании рисунка нет связного логического изложения (Сережа У., Настя Е., Сережа С.).
Результаты констатирующего этапа исследования занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
Уровень развития словесного творчества детей экспериментальной группы
№ | Ф.И. ребенка | Обследование |
Оценивание выполненных заданий | Всего баллов | Уровень развития словесного творчества |
1.1 | 1.2 | 2.1. | 2.2 | 3.1 | | |
1 | Коля Б. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | Средний |
2 | Настя Е. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | Низкий |
3 | Никита Ж. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 | Низкий |
4 | Маша З. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Высокий |
5 | Олеся К. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 | Низкий |
6 | Семен М. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 | Низкий |
7 | Марина П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Средний |
8 | Сережа С. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | Низкий |
9 | Сережа У. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | Низкий |
10 | Яна Ю. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Примечание: первая цифра – номер задания, вторая цифра – номер вопроса
(например, 1.1 – 1 задание, 1 вопрос)
Проанализировав данные таблицы № 1, мы увидели, что из 10-ти обследованных детей только Маша З. показала высокий уровень развития словесного творчества. Девочка справилась со всеми предложенными заданиями, выполнила их самостоятельно, без помощи педагога. Она составила сказку с самым интересным сюжетом (по сравнению с остальными детьми), смогла прокомментировать свою иллюстрацию, употребляла в речи простые и сложные предложения, удачно использовала разговоры действующих лиц. Ее сочинение характеризуется композиционной целостностью, логической последовательностью. В ответах Маши З. присутствовали образные слова и выражения.
Средний уровень выявлен у 2 детей (Коля Б., Марина П.). В их сочинениях сюжет заимствован из других художественных произведений, частично нарушены логика изложения и композиционная целостность, наблюдались незначительные заминки и паузы. Дети нуждались в частичной помощи со стороны педагога.
Детей с низким уровнем развития словесного творчества 7: Настя Е., Семен М., Сережа С., Яна Ю., Олеся К., Никита Ж., Сережа У. Эти дети испытывали трудности при ответах на вопросы. Их сочинения небольшие по объему, язык беден, речь невыразительна. В сочинениях нарушена композиционная целостность и сюжетная линия, нет логики изложения.
Для 2 детей из группы творческая деятельность оказалась неинтересной. Они отказались от предложения сочинить свою сказку (Сережа У., Настя Е. ).
Анализируя результаты констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод, что в основном в сочинениях детей просматривается неумение составлять творческие рассказы, предложения преимущественно простые, нераспространенные, сюжет бедный, произведения очень маленькие по объему, нарушена композиционная целостность. Дети не проявляют творческую инициативу и выдумку, малоактивны. Они нуждаются в постоянной поддержке педагога, ищут помощи. В рассказах детей мало творческих элементов, не используются доступные художественные приемы. В основном сочинения детей носят реалистический характер, фантазия детей скованна. Сюжет многих сочинений заимствован. Дети опираются на художественные произведения, выдают их за свои. В свои произведения вводят известных сказочных героев.
Таким образом, по результатам проведения констатирующего эксперимента видно, что семеро детей (70%) имеют низкий уровень творческого восприятия сказки, плохо справились с заданием изобразить и прокомментировать рисунок к отрывку из сказки. Двое детей (20%) справились с заданием на среднем уровне, и только один ребенок (10%) на высоком уровне.
По результатам первого этапа исследования был сделан вывод о необходимости проведения работы по развитию словесного творчества детей экспериментальной группы.
2.2. Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
На данном этапе исследования мы провели формирующий эксперимент, цель которого - разработка и апробирование занятий по развитию речи с использованием сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
При организации работы мы исходили из того, что успешное развитие словесного творчества детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении.
В ходе формирующего эксперимента нами были использованы задания на придумывание продолжения сказки; театрализованные игры по сказкам; сочинение сказок по картинкам.
На занятии по развитию речи детям давалось задание - придумать для сказки концовку. Целью использования данного задания было развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Для детей предлагался простейший сюжет из нескольких предложений. После этого мы обращались к детям с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникали трудности, мы помогали детям наводящими вопросами. Было очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг), развивать эмоциональное отношение детей к сочиняемому сюжету, навык передачи их эмоций в речи.
На занятиях использовался и такой методический прием, как конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый финал сказки обсуждался с детьми. После создания нескольких таких концовок к нашим незатейливым сюжетам дети начали самостоятельно сочинять концовки сказки, без наводящих вопросов.
К занятиям, на которых дети сочиняли сказки по серии картинок, мы готовились заранее. Подбирали картинки, составляющие серию иллюстраций на какой-то один сюжет. Время от времени обновляли дидактический материал, придумывали новые варианты работы со старыми картинками.
Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. В ходе его выполнения ставилась задача - учить детей выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия, что способствовало развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с детьми первый рисунок, обращали особое внимание на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, обязательно обращали внимание детей на то, что сюжет картинок сказочный.
Начало сказки составлялось по первой картинке («Жили-были...»). Вторая картинка рассматривалась более детально. Мы обращали внимание детей на мелкие детали: «Как вы думаете, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?», помогали детям придумывать имена героям, спрашивали, какой персонаж особенно им понравился и почему. Когда сказка была придумана, мы предлагали детям рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.
Конспекты занятий с использованием творческих заданий по сказке представлены в приложении 2.
При рассказывании по серии сюжетных картин дети составляли текст коллективно, при этом они сами распределяли функции: одни рассказывали по первой картинке, другие по второй и третьей, третьи завершали рассказ. При таком распределении в рассказывание включалась вся группа детей.
В конце занятия детям предлагался пересказ уже сочиненного текста, происходило обсуждение сказок. Сочиненную сказку записывали, чтобы прочитать ее на следующий день.
В процессе совместной деятельности при коллективном сочинении сказок дети придумали название сказки, имена героев, описывали их внешний вид, настроение. Детям были предложены вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывали по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе составления истории активизировала внимание детей. Если дети уверенно справлялись с сочинением сказки по предложенному плану, предлагались дополнительные вопросы, подсказывались новые направления фантазирования.
В процессе инсценировок детям предлагалось «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление проявлялось в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.
Здесь также предполагалось коллективное творчество. Исполнителями ролей были не только дети, но и игрушки, куклы. Выбранная для инсценировки сказка «Репка» была знакома детям ранее - в данном случае творчество заключалось не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитывались индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждались характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следили за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогали найти наиболее удачное воплощение образа). Особый интерес вызвало у детей изготовление декораций.
Для проверки эффективности проведенной работы нами был проведен контролирующий эксперимент. Цель - проверка эффективности проведенной работы.
2.3. Выявление динамики развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
На контролирующем этапе эксперимента было проведено повторное тестирование по тем же методикам, что и на первом этапе. В результате тестирования были получены данные, занесенные в таблицу 2.
Уровень развития словесного творчества детей контрольной группы
№ | Ф.И. ребенка | Обследование |
Оценивание выполненных заданий | Всего баллов | Уровень развития словесного творчества |
1.1 | 1.2 | 2.1. | 2.2 | 3.1 | | |
1 | Коля Б. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | Высокий |
2 | Настя Е. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Средний |
3 | Никита Ж. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | Средний |
4 | Маша З. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Высокий |
5 | Олеся К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Средний |
6 | Семен М. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | Средний |
7 | Марина П. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | Высокий |
8 | Сережа С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 | Средний |
9 | Сережа У. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 8 | Средний |
10 | Яна Ю. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Средний |
Примечание: первая цифра – номер задания, вторая цифра – номер вопроса
(например, 1.1 – 1 задание, 1 вопрос)
Таким образом, мы видим, что низкие результаты при повторном тестировании не выявлены, увеличилось количество высоких результатов, при сохранении большинства средних результатов в тесте на сочинение сказки.
Сравнительный анализ результатов первого и заключительного этапов исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Сравнительный анализ полученных результатов. (Таблица 3)
№ п/п | Ф.И. ребенка | Всего баллов | Уровень выразительности речи |
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
1 | Коля Б. | 7 | 9 | Средний | Высокий |
2 | Настя Е. | 1 | 5 | Низкий | Средний |
3 | Никита Ж. | 3 | 6 | Низкий | Средний |
4 | Маша З. | 10 | 10 | Высокий | Высокий |
5 | Олеся К. | 4 | 5 | Низкий | Средний |
6 | Семен М. | 4 | 7 | Низкий | Средний |
7 | Марина П. | 5 | 9 | Средний | Высокий |
8 | Сережа С. | 2 | 7 | Низкий | Средний |
9 | Сережа У. | 1 | 8 | Низкий | Средний |
10 | Яна Ю. | 3 | 6 | Низкий | Средний |
Как видим, уровень словесного творчества старших дошкольников значительно повысился. Высокий уровень словесного творчества после проведения специально разработанных занятий и упражнений выявлен у 3 детей, а был 1. Средний уровень теперь характерен для 7 дошкольников, вместо 2.
Итак, исследование показало, что задания на придумывание продолжения сказки; театрализованные игры по сказкам; сочинение сказок по картинкам способствуют развитию у детей уровня словесного творчества.
Таким образом, повторное тестирование подтвердило эффективность проведенной работы по развитию словесного творчества дошкольников с использованием сказки.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности:
- в основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы;
- ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.
2. Развитие словесного творчества старших дошкольников - процесс многоаспектный и многоплановый, он зависит, прежде всего, от уровня общего речевого развития детей: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинении сказок и рассказов.
3. Экспериментальное исследование показало, что сочинение детьми сказок на основе контаминации знакомых литературных произведений развивает логическое мышление и воображение ребенка, а затем воздействует на творческие проявления в других видах художественной деятельности. 4. Использование наглядных моделей, выполнение разнообразных творческих заданий оказало влияние на логику изложения сочинений и восприятие литературных произведений, расширило представления детей о художественном образе.
5. Включение в процесс обучения разных видов художественной деятельности (изобразительной, театральной) показало значимость их взаимосвязи для общего творческого развития детей.