СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Вашему вниманию предлагается ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. Контакт с предметами, который появляется у дошкольников,  позволяет понять их качества и свойства, уточнить тактильные впечатления. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.    Данный материал будет интересен воспитателям, родителям.

Просмотр содержимого документа
«Опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 158 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»



















РАБОТА

ТВОРЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА









Подготовила:

Коцюба Н. В.

воспитатель МДОУ № 158

























Пояснительная записка

Дети очень любознательный народ. Им интересно все. Подвижный и активный ребенок 5-6 лет в день задает порядка 200 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Порой бывает мало одного ответа, возникает потребность провести экспериментирование – показать и рассказать как происходит то или иное действо в природе, уточнить знания о свойствах и качествах объектов, их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение различных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, увидеть закономерности своими глазами. Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Дети подводятся к умению рассуждать, делать выводы и умозаключения, что обеспечивает становлению мировоззрения ребёнка, способствует развитию личностного роста. Дошкольники тренируют пальцы рук, развивают координацию движений глаз, рук. Данный вид деятельности позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность, развивает мышление, обогащает знания и словарный запас. У детей побуждается желание созидать, а не разрушать. Особое внимание при планировании и разработке мастер-классов отведено заданиям по формированию кинестетических способностей - способностей воспринимать, чувствовать, запоминать тактильно и на слух, что обеспечивает коррекционную составляющую данного пособия. Особые требования предъявляются наглядности и оборудованию. Все опыты и эксперименты подобраны и адаптированы с расчетом на возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет.

Вашему вниманию предлагается ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. Контакт с предметами, который появляется у дошкольников, позволяет понять их качества и свойства, уточнить тактильные впечатления. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Данный материал будет интересен воспитателям, родителям.








Перспективный план творческой площадки

« Опыты и эксперименты »

(старший дошкольный возраст)

 


















Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей. Развивать визуальные ощущения, зрительное внимание, упражнять в определении различных качеств поверхностей, свойств предметов окружающего мира ,уточнить тактильные ощущения, чувственное сравнение и анализ качеств предметов, координацию .

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

• формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.



















Тема и название экспериментов



Задачи экспериментальной деятельности

Материалы и оборудование

1.Песочная страна.








Опыты:

  • Из чего состоит песок

  • Ветер и песок

(сыпучесть песка)


  • Влажность песка


  • Растворимость песка

  • Цветной песок


  • Песочные часы


Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Уточнить тактильные ощущения, координацию.

Задачи:

Помочь определить, может ли песок двигаться.

Художественное творчество: (рисование песком)

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Познакомить со свойствами мокрого песка. Художественное творчество: «Лепим куличи». Д /и «Рассуждалки» - см. в приложении.

Проверить, растворяет ли вода песок.


Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом).

Знакомство с песочными часами.

Сухой, чистый песок, большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, картон, клей, песочные часы, лупы, дощечки,

изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш, магнит,

камешки, кукла-Неумейкин, сода, уксус,

пластиковый стакан, цветные мелки, песок.

2. Наш мини огород

(с апреля по август)




Опыты:

  • Способы размножения

растений, посев семян для

проращивания.

  • Уход за растениями и сбор урожая

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений,

учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в

которых они находятся. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине.

Задачи:

Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. Наблюдение за ростом лука и других овощных культур с последующей зарисовкой.


Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями» Художественное творчество «Подсолнухи» (барельеф).


Прозрачные поддоны, семена, фигурки для макета огорода, лейка, стакан, детский трудовой инвентарь, пластилин, картон, семена тыквы и подсолнечника

3. Мир стеклянных вещей.

Увеличительные стекла


Опыты.

  • Зеркало. Эффект радуги.

  • Таинственные картинки

  • Очки. Лупа. Знакомство микроскопом.


Цель: Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Развивать наблюдательность, любознательность. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Задачи:

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Дети зарисовывают «таинственные картинки»

Продолжать знакомить детей с помощником-лупой. Познакомить с микроскопом и его назначением.

Необходимое условие - ясный солнечный день,  миска с водой, лист белого картона, маленькое зеркальце, цветные стекла, рабочие листы, цветные ка­рандаши ,полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки, диск, фольга, лупы, микроскоп, цветные карандаши, листы бумаги.

4. Этот удивительный воздух





Опыты:

  • Воздух невидимка

  • Кораблики

  • Воздух легче воды

  • Воздух есть внутри пустых предметов

  • Летающий шарик.

  • Вдох - выдох.


Цель: Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы, уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Развивать зрительное внимание, координацию движений.

Задачи:

Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью.

Показать, что ветер – это движение воздуха. Художественное творчество

«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Доказать, что воздух легче воды.

Помочь  определить, что воздух занимает место.

Познакомить с понятием «реактивность».

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме

воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, пластиковый стакан, миска с водой, баночка, детские игрушки, воздушные шары, трубочки.

5. Волшебница-вода





Опыты:

  • Тонет-плавает


  • Вода не имеет

формы.

  • В какую бутылку быстрее наберется вода

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, знакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды.

Задачи:

Продолжать развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Дать представление о том, что вода принимает форму того сосуда,в который её наливают.

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку.



Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, , растительное масло, воздушный шар , мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер),бутылки с горлышком разного диаметра.

6. Солнечная лаборатория


Опыты:

  • Свет и тень 


  • Солнечные зайчики




  • Черное и белое


  • Таинственные стекла

Цель: Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Учить детей дополнять зрительную инфор­мацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов.
Задачи
:

Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра. Развивать зрительное внимание.
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Научить играть с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет, развивать наблюдательность, смекалку.

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла, цвета меняются при наложении полосок друг на друга.

Зеркала, листы бумаги черная и белая, полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки.

7. Испытание магнита





Опыты:

  • Друзья или враги? Притяжение.


  • Волшебный магнит



  • Как вытащить скрепку из воды не замочив рук…

  • На старт, внимание, марш!


  • Намагничивание



  • Игра «Волшебный лабиринт»

Цель: Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. Развивать познавательную активность, мышление, умение строить предположения, делать выводы. Уточнить тактильные ощущения, развивать осязание.

Задачи:

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. 

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением свойств магнита. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание

заниматься ею.

Расширять знания детей о магните. Выявить способность магнита притягивать предметы на расстоянии. Уточнить, что данная способность называется магнитным полем.

Продолжать развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Объяснить детям, что магнитное поле можно создать искусственно.

Показать детям, что одно из свойств магнита – притягивать металлические предметы через препятствие – картон.

Предметы из разных материалов (дерева, пластика, железа, резины, стекла), лист бумаги с отметкой «старт», железные скрепки, три магнита разной мощности, маркер, емкость с водой, картон с дорожками, магниты, монетки.

8. Мир камней




Опыты:

  • Какие бывают камни?

  • Твердый камень

  • Тонет – не тонет

  • Рисующие камни

Цель: Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.

Развивать зрительную координацию, устойчивую фиксацию (локализацию), зрительное внимание, глазомер.

Задачи:

Закреплять умение определять характер поверхности камней, их вес, форму, цвет. Учить рассматривать их через лупу.

Сформировать представление о твердости камня.

Сформировать представление о свойствах камня.

Сформировать представление о свойствах камня, сравнить с мелом и углём.

Художественное творчество: Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему? Камешком рисовать можно?

Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.

Камни, пластилин, лупы, деревянный кубик, мелки, уголёк.

9.Вода-растворитель





Опыты:

  • Растворимость веществ.

  • Играем с красками


  • Волшебная кисточка

  • Очистка воды


Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды. Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Развивать наблюдательность, , цветовое восприятие, глазомер, мелкую моторику.

Задачи:

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.


Продолжать знакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Дать детям представление об очистке воды. Научить фильтровать воду.


Посуда : стаканчики с водой, палочки для размешивания,

баночки с разными веществами для опытов: почва, песок, сольвата, палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с кон­турным изображением, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

10.Бумажная страна





Опыты:

  • Весёлая полоска

  • Прочность бумаги

  • Бумажный мячик

  • Боится ли бумага воды?


Цель: Продолжать знакомить со свойствами и видами бумаги, развивать любознательность. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Упражнять в определении различных качеств поверхностей, свойств предметов окружающего мира. Уточнить тактильные ощущения, чувственное сравнение и анализ качеств предметов, развивать концентрацию внимания.

Задачи:

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха.

Исследовать бумагу на прочность (сгибать, мять, рвать).

Узнать, сможет ли бумага принять прежнюю форму после смятия.

Определить как будет вода воздействовать на разные виды бумаги.

Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

Цветная бумага - полоски, клей,разные виды бумаги, таз с водой,лист картона.

11. Из чего состоит земля







Опыты:

  • Что это такое?

  • Воздушные пузырьки

  • Есть ли в земле вода?

  • Растворимость земли

  • Сухая и влажная почва

  • Высвобождение пузырьков воздуха из сухой почвы


Цель: Продолжать знакомить детей с составом почвы; развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам, тренировать навык проведения простых экспериментов, развивать способность устанавливать причинно - следственные связи; воспитывать любовь и уважение к родной земле, воспитывать аккуратность при выполнении работы; тренировать усидчивость. Упражнять в определении различных свойств предметов окружающего мира через художественное слово (см. в приложении).

Задачи:

Рассмотреть через лупу состав почвы.

Определить, есть ли в составе почвы воздух.

Выяснить, есть ли вода в почве.



Узнать, растворится ли почва в воде.

Развивать умение определять и сравнивать сухую и влажную почву


Помочь увидеть как на поверхности сухой почвы появляются пузырьки, на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.


Тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком, салфетки, карандаши, альбомы для фиксирования результатов.

12.Экспериментирование

с деревом




Опыты:

  • Тонет - не

тонет

  • Посадим

деревце

  • Есть ли у

растения органы

дыхания?

  • Почему

осенью опадают

листья?

  • Секрет

сосновой шишки

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать

умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание

детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Улучшать зрительную память, координацию движений, повысить концентрацию внимания.

Задачи:

Знакомить со свойствами коры дерева


Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему.

Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой).

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.



Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. Худ.слово: В.Нирович «Листопад (см. в приложении). Сбор и оформление гербария.

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах природы: сходство и различие.


Кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.











ПРИЛОЖЕНИЕ





















Диагностика познавательно-исследовательских интересов дошкольников

Изучение детских интересов происходит в двух направленияхПервое связано, прежде всего, с их диагностикой в начале и в конце учебного года. В этот период определяются содержание интересов дошкольников и сформированность познавательного мотива деятельности. С этой целью могут использоваться следующие методы.

Беседа с детьми направлена на изучение содержания детских интересов (средний и старший дошкольный возраст). Беседа со старшими дошкольниками осуществляется поэтапно, по несколько вопросов в день. Вопросы могут задаваться от лица игрового персонажа или в форме «интервью» с использованием специальных атрибутов (микрофона).

Цель: изучение детских интересов и особенностей поведения в процессе действия с разнообразными (знакомыми, новыми) объектами живой и неживой природы. Полученная информация поможет учитывать особенности развития детских интересов при организации совместной деятельности с детьми, выбрать характер мотивации исследовательской деятельности, ее содержание.

Используется также метод -  образовательная ситуация диагностического характера «Копилка интересов». Педагог показывает детям привлекательную коробочку или шкатулку и говорит, что это копилка интересов. Предлагает собрать в нее все, что интересно. Чтобы получить более полную информацию, задает воспитанникам три вопроса: Что вам интересно делать? Чем вы любите заниматься в детском саду? Что хотите узнать? Ответы детей записываются и помещаются в копилку. Записки перемешиваются, после чего одна из них извлекается и озвучивается. С реализации данного интереса (вопроса) начинается работа с копилкой. Педагог имеет возможность проанализировать полученные данные, разделить детские интересы на группы: те, которые можно реализовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности в режиме дня и т.д.

Можно использовать и фиксацию детских вопросов (предложено Поляковой М.Н.). Воспитатель записывает все вопросы детей, заданные в течение недели, а также фамилию и имя ребенка, задавшего вопрос. Вопросы записываются в таблицу, в первой графе которой записывается имя ребенка, во второй – вопросы ребенка, третья графа предназначена для записи выводов.

Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования. По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе.На основании полученных результатов осуществляется планирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Дидактические игры на развитие познавательной активности и мышления.

1.«Рассуждалки» - цель: развитие мышления, речи-доказательства.

Ход игры: Воспитатель задаёт ребёнку вопрос. Выслушивает объяснения и доказательства, затем - зачитывает правильный ответ. В данной игре можно использовать энциклопедию. (Зачем животным хвосты? Какое наземное животное самое большое? Какой песок легче лепится… И т.д.)


2.«Детективы» - цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Ход игры: ребёнок отворачивается. Воспитатель меняет что-нибудь в одежде, причёске. Ребёнок - детектив поворачивается, рассматривает «подозреваемого», т.е. взрослого и находит, что изменилось. Затем игроки меняются ролями.


3.«Всё, что…» - цель: развивать умение классифицировать предметы и явления.          

Задания:  - назвать всё, что летает, горит, мнётся и др. (выделение функциональных признаков),

  • назвать всё, что бывает в детском саду, космосе, за городом (выделение пространственных признаков),

  • назвать всё, что бывает красным, больше лужи, имеет квадратную форму (выделение сенсорных  признаков),

  • назвать всё, что бывает, когда неправильно обращаешься со спичками (выделение причинно-следственных признаков).

Во время игры взаимодействие воспитателя и ребёнка должно строиться на основе следующих правил:

  • не скупитесь на добрые слова, они стимулируют интерес;

  • будьте мудрыми, знающими, непредсказуемыми, ибо всё это - основа творчества;

  • не сопротивляйтесь, если дети или взрослые захотят вас чему - ни будь научить. Ведь всего не может знать никто;

  • не бойтесь творить и ошибаться, т.к. не ошибается только тот, кто ничего не делает.


4.«Хорошо - плохо»- цель: развитие логического мышления, познавательной активности.

Ход игры: Я буду говорить предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «хорошо», а если не согласны «плохо»

  1. Нам нужна вода-водица, чтоб напиться и умыться. (Хорошо.)

  2. Водой можно закаляться, с водой можно поиграть, приготовить суп и кашу, и одежду постирать.

  3. Если в жару холодной воды напиться, то можно сильно простудиться.

  4. Горячей водой можно обжечься.

  5. Вода нужна чтобы полить цветы, растения в огороде, на водопой к реке всегда животные приходят.

  6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы.



Художественное слово

Тема «Песочная страна»

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть. (Песок)

Стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна»

Течёт в стране песочной песочная река,

Построен дом высотный из жёлтого песка,

А справа возле речки где круче бережок

Пекут в песочной печки песочный пирожок.

Тема «Наш мини огород»

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козу туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Огород)

Стихотворение «Лучок»

Что за зелень у окна

Ведь за окном у нас зима,

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг,

Малыши лучок сажали

Урожаем угощали.

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад.

Тема «Мир стеклянных вещей. Увеличительные стекла»

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.  (Стекло)

Сказка про увеличительное стекло (Александр Российцев)

Лежало на письменном столе художника увеличительное стекло. Оно помогало рассматривать старинные гравюры, крохотные виньетки, размытые фотографии.

Особым достоинством стекла была способность все замечать, все фиксировать, увеличивать, а кое-что – даже преувеличивать.
Все предметы, дружно жившие на столе, стали уважать себя еще больше, потому что даже самую маленькую булавку через увеличительное стекло все видели как воинственную булаву или даже булавищу. А чего уж говорить о ножницах, карандашах. Они чувствовали себя огромными, важными и очень значительными господами. И лишь одна вещь оставалась сама собой – старенькое, выщербленное с одной стороны увеличительное стекло, поэтому никто из соседей по столу его особо не замечал. И чем лучше протирал его мягкой бархоткой художник, тем прозрачнее оно становилось, тем незаметнее оно становилось для соседей.

Только сам художник знал все достоинства своего стекла и поставил ему памятник, прямо здесь, на письменном столе: сделал для него оправу и закрепил на гибком штативе.

Но само стекло этого даже и не заметило. Его предназначением было замечать других. За это его и ценили.

Тема «Этот удивительный воздух»

Загадки:

  1. Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной. (Воздух)

  1. Он летит издалека,

Гонит в небе облака,

Гонит волны в океане,

Кружит вихрем в урагане,

Может ласково подуть,

Может стихнуть и уснуть.

В каждом уголке на свете

Очень разный дует…  (Ветер)

  1. Такой большой, Что занимаю мир,

Такой маленький, Что в любую щель пролезаю. (Воздух)

Тема «Волшебница-вода»

Загадки:

  1. Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает. (Вода)

  1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Тема «Солнечная Лаборатория»

Стихотворение «Солнечный зайчик» С. Сирена

Солнечный зайчик

Запрыгнул в окно,

Солнечный зайчик

Сказал:-«О-го-го!»

Я тут же проснулась,

Ему улыбнулась,

Слегка потянулась…

На сердце легко!

Загадки:

  1. Ростом хотя был мальчишка тот мал,

Но любознательный мальчик,

Солнышко зеркалом ловко поймал:

Прыгать стал солнечный. (Зайчик)

  1. Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

Тема «Испытание магнита»

Загадки:

  1. Этот камень не простой

Он с изюминкой одной,

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Вы, ребята, не спешите,

Этот камень назовите. (Магнит)

  1. Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена. (Магнит)

Тема «Мир камней»

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают. (Камень)

Стихотворение А. Орлова «Камушек»

Посмотри, какой малыш –

Круглый гладенький голыш!

На щеках румянец,

На макушке глянец,

Подпоясан пояском,

На меня глядит глазком!

Ну а море, чуть дыша,

Нежно гладит малыша.

Тема «Вода-растворитель»

Я и туча, и туман,

И ручей. И океан,

И летаю, и бегу,

Как стекло я быть могу! (Вода.)

«Воду надо уважать!» стихотворение Оксаны Борщ

Воду надо уважать!

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет –

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем,

Без воды угаснет каждый!

Тема «Бумажная страна»

  1. Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой. (Бумага)

  1. Чтоб читать и рисовать,

Есть букварь и есть тетрадь.

Для нашего же блага

Придумана. (Бумага)

Тема «Из чего состоит земля»

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут

- Я всё терплю

И всем добром плачу. ( Почва)

Почва бывает разной:

Черной, желтой, красной,

Глинистой, песчаной,

Подзолистой, болотистой,

Серой лесной, Еще черноземной.

Тема «Экспериментирование с деревом»

  1. Белка шишку сорвала –

А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной,

Очень скучно ей одной. (Секрет сосновой шишки)

В. Нирович

2. Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.





ФОТОРЕПОРТАЖ


Удивительный песок




Рисуем песком



Тонет-плавает


Вода принимает форму сосуда



Солнечные зайчики


Цветные стёклышки


Знакомство с компасом. Испытание магнита

Знакомство с микроскопом.






Семена – овощи. Наш огород

Подсолнухи. Семена для творчества
















Конспект мастер-класса

по экспериментированию с разными материалами

для родителей















































Цель мастер-класса:

Продемонстрировать  родителям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен  родителям,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  насколько это интересное и увлекательное занятие. 

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый  родитель    должен будет провести опыт и определить свойства материалов. 

Методические рекомендации: чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Материал и оборудование: Оборудование: глубокая тарелка, пена для бритья, сода, пищевой краситель, лимонная кислота, влажные салфетки. 

Ход мастер-класса:

I. Лекция «Детское экспериментирование»

   Воспитатель: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Ребенок – прирожденный исследователь.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому.
Это очень важный воспитательный момент.
Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими объектами.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности , стимулировать развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на: 
• эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• на формирование трудовых навыков.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:
• зарядка,
• завтрак,
• занятия,
• прогулка,
• игры и т.д. Все по режиму.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)
На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.
Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.
В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

II. Практическая часть «Показ опытов»

Дети очень любят играть  и слушать сказки,  поэтому я  решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю  это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них форме -  сказки. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».

Воспитатель:  Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса  отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений.     Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и  Алиса  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель:  Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи   и  пошел дождь.  Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 3

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.   Алиса от дождя  спряталась под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Алиса решила идти дальше. Тут она  обратила  внимание на то, что она осталась сухой после дождя.  Как же это произошло?

Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой  огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт № 4

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Опыт № 5

Педагог предлагает родителям сделать своими руками искусственный снег. После того, как ребенок наиграется со снегом, можно добавить в него пищевой краситель и полить лимонной кислотой - появляется пена.

Алисе  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются  цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему  ветки распрямляются?

4. Почему вода не выливается?

Обсуждение  экспериментов с  родителями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, родители, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился  и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось, чтобы вы заполнили

анкеты-отзывы о нашем мероприятии.























Приложение № 1.

Анкета для родителей.

«Детское экспериментирование в семье».

Уважаемые родители!

Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие? ________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?___________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10.Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

Почему?_________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение № 2.

Памятка для родителей.

«Организация познавательно-исследовательской деятельности дома»

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
    1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
    2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
    3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
    4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
    5.Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.



Приложение № 3.

Анкеты-отзывы.

1.Насколько вы удовлетворены  сегодняшней  встречей?

(нужное подчеркнуть)

-полностью удовлетворен

-частично

-неудовлетворен

2.Что произвело наибольшее впечатление?

__________________________________________________________________

3. Что не понравилось?

__________________________________________________________________

4. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

-да

-не знаю

-нет

5. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?




Спасибо вам большое. До новых встреч.





































Конспект мастер-класса

опытно-экспериментальной деятельности

для дошкольников

«Удивительный песок»




















Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о песке и его свойствах;

  • формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать?, Что я знаю? Что сделано?);

  • дать элементарные представления о свойствах фильтрации.

  • развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;

  • развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Коррекционные:

  • упражнять в определении различных свойств окружающего мира;

  • уточнить тактильные ощущения;

  • развивать зрительное восприятие.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Оборудование и материалы:

Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, очки, цветные мелки, игровая атрибутика и т.д.

Длительность: 25 мин

Ход:

1. Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию. Обсуждение проблемы и постановка задачи.

Дети находят письмо, в котором Петя Неумейкин просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет о том, что слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.

Воспитатель: - А, как вы думаете, кто такие исследователи?

Дети: (предполагаемые ответы). Люди, ученые..

Воспитатель: А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Неумейкина?

Дети: песок.

Воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей-мастеров и Профессора- Воспитателя, а также помочь Неумейкину узнать, как можно больше о свойствах песка. Прежде чем приступить к работе - потренируем наши глазки (окоробика №1.см.в приложении)

2. Опытническая деятельность.

Воспитатель: А теперь давайте будем искать в песке что-то удивительное!

Опыт 1 « Из чего состоит песок»

Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; насыпают его на пластину, рассматривают в лупу; опускают в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассматривают в лупу

Вывод: Песок - это очень маленькие камешки разного цвета, формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частицы металла.

Опыт 2 « Сыпучесть песка»

Воспитатель: - Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.

-Легко ли сыпется песок?

Дети: Легко, свободно.

Воспитатель: - А почему, как вы думаете?

Дети: Песок сухой, рассыпается.

Работа с лупой.

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в правую руку лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?

Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие, маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые, темные, белые, коричневые, желтые).

Воспитатель: А, как вы думаете - они скреплены между собой???

Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.

Воспитатель: Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок?

Дети: песок не пахнет.

Воспитатель: Правильно, сухой песок не имеет запаха.

-А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Работа с ситом. (предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств).

Воспитатель: Если песок сыпется, то он какой??

Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.

Вывод: Песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.

Опыт 3«Растворимость песка»

Воспитатель: Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.

Воспитатель: А на обеденном столе мы можем встретить песок?

Дети: да, сахарный.

Воспитатель: А как вы думаете, в чем отличие?

Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.

Воспитатель: А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде??»

Дети: сахарный песок растворяется быстрее.

Воспитатель: Необходимы доказательства наших слов…

Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).

Вывод: сахарный песок растворяется быстрей и вода остается светлая (а на вкус сладкая).. а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.

Физкультминутка «Буратинка»

Опыт №4« Влажность песка»

Дети рассматривают влажный песок.

- Какой влажный песок? (плотный, мягкий)

Дети делают из него колечки, оставляют их на некоторое время (пока песок высохнет).

Затем под руководством воспитателя поливают сухой и влажный песок.

- Что вы наблюдаете? (Влажный песок быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем она уходит вглубь.).

Дидактическая игра «Рассуждалки»(№ 1.См .в приложении),

Воспитатель: А что происходит с мокрыми песчинками??

Дети: они слипаются.

Воспитатель: А как, наши исследователи, думают…. А какой песок тяжелей?

Дети: мокрый.

Воспитатель: А что можно делать из мокрого песка??

Дети: играть в песочнице, строить фигурки.

Воспитатель: Теперь кончиком ложки нарисуйте на мокром песке, какой-нибудь знак или картинку…

Воспитатель: Получилось…Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез??

Дети: нет

Воспитатель: А почему он сохранился на мокром песке??

Дети: тяжелый и не двигается.

Воспитатель подводит детей к выводу: Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму…

ИТОГ (рефлексия):

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего мастер-класса?

Дети: Помочь Пете Неумейкину.

Воспитатель: Итак, мы помогли Неумейкину узнать удивительные свойства песка? Много нового узнали о песке.

Дети: да, теперь Неумейкин знает….

Воспитатель: И каковы же свойства песка???

Дети: Песок сыплется, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно, песок пропускает воду.

Воспитатель: Как сделать одинаковые горстки песка разными по весу??

Дети: намочить песок водой, он станет тяжелым.

Воспитатель: Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли он нас??

Дети: нет, так как песок пропускает воду и бумага намокает.

Воспитатель: Молодцы!!!

Сюрпризный момент: В награду Профессор показывает как можно изготовить цветной песок (перемешав с цветным мелом).









Конспект мастер-класса

опытно-экспериментальной деятельности

для дошкольников

«Удивительный магнит»



Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах;

  • формирование умений обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества;

  • воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;

  • учить развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

  • заинтересовать детей практической деятельностью.

Коррекционные:

  • развивать ориентировку в микропространстве;

  • упражнять в определении различных свойств окружающего мира;

Предварительная работа:

Игры с магнитной доской; рассматривание различных видов магнитов; чтение легенды о магните, стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

Оборудование и материалы:

Предметы из разных материалов (дерева, пластика, железа, резины, стекла), лист бумаги с отметкой «старт», железные скрепки, три магнита разной мощности, маркер, емкость с водой, картон с дорожками, магниты, монетки.

Длительность: 25 мин

Ход:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебные слова. Встанем все в круг (дети говорят):

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

В центре круга соберемся дружно.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

1,2, 3. Волшебство скорей приди!

2. Постановка целей и задач опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена (магнит).

Дети: Ответы детей (магнит).

Воспитатель: - Вам всем знаком этот предмет? Что это? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. И мы как настоящие волшебники  будем сейчас исследовать свойства магнита. Перед такой серьезной работой, нужно обязательно потренировать наши глазки (окоробика №1.См.в приложении).

3. Опытно-экспериментальная деятельность с целью определения свойств магнита.

Опыт №1. Опыт с различными предметами. «Волшебный магнит».

Ход опыта:

Поднести магнит по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, в левую.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Воспитатель: - Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)

Воспитатель: - Какие предметы притянул магнит? (железные скребки, ножницы, гаечки).

Воспитатель: - А какие предметы магнит не притянул?

Дети: пластмассовую ложку, резиновый шарик, деревянный карандаш, лупу, маркер.

Вывод. Магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Опыт № 2. Почему иногда два магнита отталкиваются? «Друзья или враги».

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: – У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса – северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный – в красный.

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом – разноокрашенные.

Вывод. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Опыт № 3. Магнит действует на расстоянии. «На старт, внимание, марш».

Ход опыта:

Положить на стартовую линию железную скрепку и медленно подносить к ней магнит. Отметить маркером, на каком расстоянии от старта скрепка притянется к магниту. Чем мощнее магнит, тем это расстояние будет больше.

Вывод: способность магнита притягивать предметы на расстоянии называется магнитным полем.

Опыт № 4. Как достать скрепку из воды не намочив рук.

Ход опыта: Ребята, подумайте, как можно достать скрепки из воды не намочив руки?

Дети: магнитом.

Воспитатель: - Разумеется, это можно сделать с помощью магнита, используя только что изученное свойство последнего притягивать металлические предметы на расстоянии.

Вывод: магнит способен притягивать металлические предметы даже через воду.

Физкультминутка. Делать научные открытия, даже волшебникам, очень нелегко, поэтому  и у них бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем  отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней (показать силу)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Продолжим нашу работу.

Опыт № 5. Намагничивание.

Ход опыта: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась. Почему скрепки не разорвались? Что произошло?

Дети: - Они намагнитились (они превратились в магниты).

Воспитатель: - Правильно, скрепка сама стала магнитом и приобрела свое собственное магнитное поле.

Правда, такое искусственное намагничивание совсем недолговечно.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

4. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через картон.

5. Итог занятия.

Воспитатель: - Наше путешествие в волшебную страну подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества.  Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые – отталкиваются.

Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо усвоили материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали. Вам задание: дома найти магниты и завтра мы обсудим, где у вас дома применяются магниты. 



























Мастер – класс для педагогов МДОУ


Экспериментальная деятельность дошкольников








































Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность опытно-экспериментального характера. Дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Задачи: Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: стаканчики с водой и пустые, трубочки, апельсин, воздушный шарик, пенка для бритья, шприц, пипетки, макет вулкана, пластиковая бутылка, сода и уксус.

Участники мастер-класса: педагоги МДОУ.

Ход мастер-класса.

І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт и взрослый и ребёнок. Только дети ждут его с особым нетерпением, потому что на мир они смотрят совершенно иначе, чем мы взрослые. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Давайте вспомним что же такое эксперимент? Эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

По определению Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

* осознание того, что хочешь узнать

* формулирование задачи исследования

* продумывание методики эксперимента

* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний

* прогнозирование результатов

* выполнение работы

* соблюдение правил безопасности

* наблюдение результатов

* фиксирование результатов

* формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Вопросы к участникам семинар

-Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют формированию основ экологической культуры ребенка.

-Какие средства помогают решить эту проблему? Наблюдения, экскурсии, тематические беседы, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы и т.д.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

Познавательно - исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

-Какие типы исследований используете вы в своей работе? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе опытно-экспериментальной деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании. Но когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.

Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.

Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.

Работа в подгруппах. Предлагаю вам по инстукции провести опыты и эксперименты.

Опыт «Извергающийся вулкан»

Необходимый инвентарь: макет вулкана из пластилина, сода (2 ст. ложки),

уксус 1/3 стакана, красная краска, капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.

В отверстие «вулкана» насыпаем соду, добавляем каплю моющего средства и каплю красной краски потом все это заливаем уксусом.

Опыт «Надувающиеся шарики»

- Верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе? Это очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт «Можно ли с помощью апельсина лопнуть воздушный шарик?

Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин не пострадает в ходе опыта, и его можно съесть.

Надуваем шарик и выдавливаем на него сок цедры апельсина. Воздушные шарики лопаются. Цедра апельсина содержит лимонен-особое вещество, которое обладает способностью растворять резину. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества –лимонен.

Игра-эксперимент (соревнование между подгруппами)

«Соломинка-пипетка».

Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?

Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

Предлагаю детям провести соревнование «Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку начинают наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны закончить.

Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.

Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.

Рефлексия.

1. Полезна ли была вам информация мастер – класса ? (предложить участникам поднять «улыбочки»- макет из бумаги).

2. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Литература:

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой

• О. В. Дыбина "Ребёнок в мире поиска";

• Н. Н. Николаева «Юный эколог»;

• Н. А. Рыжова «Наш дом - природа»;

• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников);

• Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

• А. И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

• А. И. Иванов «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».