СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ораторское искусство

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Ораторское искусство»

Доклад по теме

«Ораторское искусство» (Слайд)

В современном мире существует немало насущных проблем: будь то политика, экономика, медицина, воспитание. Одной из важных проблем нашего общества является культура речи.

Культура речи – это компонент духовной культуры человека и общества, это владение нормами устного и письменного литературного языка. Культура речи тесно связана с культурой общения. Надо знать, и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Говорят, Сократ при встрече с незнакомым человеком произносил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». (слайд) Действительно, по речи человека можно понять уровень интеллекта, воспитания, образованности, регион, откуда приехал человек. Культура речи в конце концов является необходимой составляющей ораторского искусства (искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения.)). Оратор (от лат. говорю)- тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеет ораторским искусством (слайд). В современном обществе, какой бы профессиональной деятельностью не занимался человек, необходимо уметь уместно, убедительно высказывать свое мнение. Профессии, которым мы обучаем в нашем техникуме не являются исключением, а ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Поэтому перед нами две задачи: и самим обладать ораторским искусством, и обучать говорить детей. Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет техника и культура речи. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то ораторским искусством он должен овладеть  обязательно. А для этого необходимо уметь владеть не только словом, но и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. По этой теме много очень интересного материала. При всем желании не могу ознакомить со всем, старалась выбрать необходимое.

История ораторского искусства берет свое начало в Греции. Все нам известны имена Платон, Аристотель, Демосфен Перикл, Цицерон, , Сократ, Юлий Цезарь и другие. (слайды). Но и среди известных людей 20-21 столетия немало талантливых ораторов. А если человек умеет убедительно говорить он может повернуть историю (пример майданы). Остановлюсь на нескольких примерах.

Ленин говорил с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настроение толпы, умел увлечь идеями. Ленин больше общался со слушателями, вел диалог. Всегда лаконичный, конкретный, использовал направляющие жесты рук, которые усиливают воздействие. Поза ног - удобная, они широко расставлены. Ленин имел особую энергетику, которую невозможно было не перенять.

Эффектные и харизматичные высказывания захватывали всех. Ленин всегда знал то, о чем говорит. Его слова наполнены ясностью. А высказывания, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали.

Сталин как оратор не менее харизматичный, чем его предшественник Ленин. Он часто использовал секреты великих ораторов. Один из них - многочисленные повторы слов и лексических конструкций. В отличие от лаконичных фраз, которые использовал Ленин, Сталин чаще употреблял длинные предложения.(слайд)

(слайд)Путин - один из представителей современных политических ораторов 20 и 21 века. Его речь отличается легким эпатажем, с долей юмора. При этом Путин говорит без напряжения, все его слова продуманные и взвешенные. Жестикуляция рук плавная, не отвлекает внимание. Положение ног не меняет в течение разговора, сдержанность и спокойствие, разбирается в теме. Не позволяет себе начинать беседу без предварительной подготовки.

Язык Жириновского всегда эмоционально окрашена, непредсказуемая, агрессивная. В разговоре он может внезапно давить на собеседника. Выступления феерично, похожие на шоу. Жириновский активно жестикулирует. Позы рук и ног при разговоре подчеркивает настроение политика. Закладывание рук за спину или указательные жесты, редкие изменения в положении ног. Он не только харизматичный оратор, но и умный.

Жириновский разбирается в теме разговора, легко ведет споры. Его речь ярко окрашена, чувственная. Жириновский редко сдерживает свои эмоции, может позволить лишнего

Гитлер - сильный оратор, умел держать публику в напряжении. Движения ног отсутствуют. Гитлер использовал жесты рук, отличаются резкостью и эмоциональностью. Заметная черта языка - сильные паузы, которыми Гитлер подчеркивал важное.

Гитлер готовил речь заранее, писал на листочке. Его слова чрезмерно окрашенные эмоциями. Гитлер был переполнен чувствами. Замедление и ускорение речи привлекало внимание. Гитлер использовал этот прием в каждом выступлении.

Его идеи далеки от идей мира 20 века, но люди шли за ним. Не зря Гитлера называют оратором зла!

На первый взгляд кажется, что речь ораторов разная, но на самом деле тщательно продумана. (пример Путина). Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.

Нам и хотелось предложить вашему вниманию несколько советов по теме «в помощь преподавателю».

Известно, что простота и ясность речи зависит от двух факторов: досконального знания предмета и языковой формы его изложения (Слайд), то есть построением фраз и словосочетаний. Поэтому при подготовке к уроку: Слайды

1) Нужно знать состав аудитории и  уровень подготовки учащихся. Это определит, какими терминами  может пользоваться преподаватель.

2) Необходимо стремиться говорить короткими фразами, при этом материал легче воспринимается и лучше запоминается. Впечатление непринужденного разговора усиливается вводными словами «предположим», «допустим» и т.д.

3) Полезно использовать особую форму повелительного наклонения (апеллятивы), связывающую преподавателя с обучающимися: «возьмем», «рассмотрим», «представим», «перейдем» и т.д.

4) В речи преподавателя целесообразно использовать различные восклицания, повторы, вопросы, например, «В чем же заключается суть проблемы?»,  «Обратите внимание!», «Запомните, это важно!» и т.д. Не нужно использовать словесные штампы («в принципе», «на самом деле») и лишние слова, не несущие никакой смысловой нагрузки. Не редкостью являются и слова-паразиты: «вот», «значит», «именно», «так сказать». От них нет никакой пользы. Они лишь затрудняют понимание материала, а в ряде случаев вызывают раздражение слушающих.

5) Преподаватель не должен нарушать языковые нормы. При использовании числительных нужно проявлять внимательность. Так, говорят: трое студентов, но три кафедры, или четверо преподавателей, но четыре человека и т.д.

6) Крайне необходима правильность произношения слов (звуки, ударения)

7) Качество речи преподавателя характеризуется ее богатством, краткостью, ясностью, точностью и эмоциональностью. Точность и ясность речи, как правило, сочетаются с краткостью и лаконичностью. Многословие свидетельствует о смутном представлении говорящего о теме выступления. Говорить кратко и сжато – весьма непросто. Этому необходимо специально учиться.  Эмоциональность речи стимулирует чувства слушающего, приобщает его к  чувствам преподавателя.

8) В речи может быть использована гипербола, т.е. намеренное преувеличение, либо перифраз, т.е. замена лица ссылкой на его существенные признаки. Например «царь зверей» вместо «лев», или  «храм науки», вместо «университет» и т.д. Целесообразно в ряде случаев использование эпитетов, помогающих ярко обрисовать предмет или явление, например «великий ученый», «огромная скорость», «скромные результаты», «большой успех».

9) Эффективным средством  эмоционального воздействия на учеников являются шутки, юмор и смех. Это  средства разрядки, привлечения внимания учащихся. Злоупотреблять ими нельзя, ибо в некоторых случаях они вместо пользы они могут принести вред.

10) Целесообразно обратиться к поэтическим произведениям, где можно научиться точному и лаконичному построению образа.

11) Человек должен иметь хорошо поставленный голос. Невозможно передать глубину содержания, воздействовать на аудиторию эмоционально и эстетически слабым, монотонным голосом. Речь должна быть сбалансированной по темпу. Торопливость обычно вызвана робостью оратора. Вялая речь тоже неэффективна, поскольку порождает безразличие к теме выступления. Очень медленное чтение приводит к ослаблению восприятия: паузы, возникающие между словами, накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, а это затрудняет восприятие информации.

12) Внешний вид

Неуместны и неудачные для выступления цвета одежды:

- белый цвет;

- черный цвет;

- красный и оранжевый цвета;

- неудачные также чистые желтый и зеленый цвета.

Наиболее удачные для выступления цвета одежды:

- серый. Этот цвет наиболее целесообразен, поскольку символизирует спокойствие, доверие, успех и авторитет.

-Синий цвет и множество его оттенков (кроме бирюзового, ультрамарина и других ярких вариантов синего).

-Допустимы также некоторые оттенки зеленого: нефритовый или оливковый,

- оттенки красного: цвет вина, бордо и тому подобное.

(Привести примеры копирования в группах речи, темпа, словечек, шуток, поведения мастеров, классных руководителей).

Так как дети разучились говорить (меньше читают, в школе тестирование, экзамены в виде тестирования, раньше мода была вести дневники, развитие своеобразного языка в интернете с помощью сокращений, смайликов, специального коверканья слов), безграмотное телевидение, ошибки в книгопечатанье и т.д. Это страшно. Ведь язык – это пуповина, которая соединяет человека с его самоидентефикацией. По сути есть язык, есть нация. А рядом с языком традиции, культура, история, патриотизм. Не зря языку во уделяется немалое внимание, нередко язык явлвется спекуляцией в политике. (пример с Наполеоном). Практически единственными, кто несет культуру языка – это учителя. Необходимо развивать речь учащихся на всех уроках без исключения и во внеурочной деятельности. Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей.

Чтобы научить наших детей хотя бы более-менее внятно высказывать свои мысли, нужно пользоваться приемами учителей начальной школы. Так как у наших учащихся не сформированы многие умения и навыки, которые приобретаются в начальной школе.

- требовать полного ответа вопроса;

- заучивание материала;

- следить за тем, чтобы учащиеся последовательно излагали материал;

- использовать задания типа «опиши прилагательными обувь» и т.д.

- прочитать вслух;

- прочитать и пересказать (чтобы было легче, можно по плану );

- обогащение словарного запаса;

- исправлять речь учащихся (слово в неправильном падеже, слова-паразиты и т.д.);

- использовать в своей работе произведения народного творчества – сказки, цитаты, стихотворения и т.д. загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Пословицы развивают наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание. Пословицы могут стать эпиграфом мероприятия, темой классного часа или служить созданием определенной проблемной ситуации.

- Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

  1. Упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение
    существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план...”,
    Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”.

  2. Упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия
    понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните графики...”,Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие...?”.

  3. На установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”

  4. Сознательному усвоению смысла терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, следующие задания: “допишите утверждение, начало которого записано…”, “вставьте пропущенные буквы в слова (названия приборов, имена ученых)”.

  5. Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение “Воздушная оболочка Земли” можно заменить научным термином “Атмосфера”, “Нажать – оказать давление”). Ответы могут быть индивидуальными или коллективными – “по цепочке”. Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться терминами.

  6. В процессе развития понятий, закрепления терминов, например, большое значение имеет заполнение таблиц, построение схем. Такая работа способствует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное.

  7. Введение термина на начальном этапе формирования нового понятия целесообразно, как эффективный приём, лишь в том случае, если значение термина ярко осознаётся. Например: При изучении кл. млекопитающих впервые называя  этот класс животных, необходимо обращать внимание на основной признак, лежащий в основе термина: молоком питающиеся, т.е. животные, вскармливающие своё потомство молоком.

Изучение точных наук (физики, математики, химии) способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но эмоциональному изложению сложных понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая-то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Писател А. Е. Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”. Подобных цитат можно привести немало. Но на самом деле можно при желании в поэзии найти рядки, которые будут соответствовать темам урока. Например, на уроке химии при изучении железа

Учитель. Да, для всех нас металлы ассоциируются с прочностью. И этой ассоциацией пользуются писатели и поэты. Например, о человеке с жесткой речью говорят: “С металлом в голосе”, о стойком характере – железный характер. Так давайте поговорим о железе.

В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Как сказал А.Блок:

Век девятнадцатый железный,
Воистину железный век,
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек.



Да, железо – прочный металл, но еще крепче сплав железа с углеродом, который называется сталью.

И вспомнить стихотворение Юрия Кузнецова

Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась,
Как из юных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сил набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую плоть погружали,
Вынимали готовый клинок.
Крепче стали не видел Восток,
Крепче стали и горше печали.

При желании на любом предмете можно использовать отрывки из классических произведений. Это особенно актуально в наше время, так как дети не читают. Все предложенные приемы, дадут результат только при условии, что будут использоваться систематически на всех уроках и во внеурочной деятельности.

Практически во всей литературе по ораторскому искусству подчеркивается, что если человека не слушают во время выступления – это вина оратора. Трудно с этим не согласиться. Но мне кажется, когда человек выступает, а его прерывают, разговаривают в зале между собой и т.д. и т.п. – это показатель культуры, воспитания слушателей. Так как все приходить с практикой, и ораторскому искусству нужно учиться, т.е. выступать публично. Мы (я не считаю урок, имею в виду боле требовательную аудиторию) выступаем публично в лучшем случае раз в год на педсовете. Не участвуем, особо, в каких-то семинарах, дома некогда заниматься самообразованием, не пишем с детьми, как в школах научные работы и не готовим с ними доклады на защиту этих самых работ. Поэтому развивать свое ораторское мастерство особенно негде, как давать выступать, иногда может и заставлять на методсекциях и педсоветах, и во время анализа уроков и мероприятий друг друга.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!