Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует».
Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.
Уже
в Древнем Египте
массивные
стойки-колонны
поддерживали
лежащие
на них
балки.
В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.
Конструкция из стоек и балки,
лежащей на них,
естественна для деревянного
строительства.
Именно при строительстве деревянных сооружений
сформировались основные части ордера .
Основные части греческого ордера
Антаблемент
Триглиф
Фронтон
Метопа
Карниз
Фриз
Архитрав
колонна
Капитель
Ствол колонны
Стилобат
Стереобат
Происхождение названия частей греческого ордера
- Стереобат – от греч. « stereos » - крепкий и « bates » опора.
- Колонна – от лат. « columna » - столб.
- Антаблемент – от греч. « ante » - прямо и « blemma » - взгляд.
- Фронтон – от лат. « frons » - лоб, лицо.
- Стилобат – от греч. « stylos » - стержень, колонна и « bates » - опора.
- Капитель – от лат. « caput » - голова.
- Архитрав – от греч. « archi » - главный и « trabs » - балка.
- Фриз – от греч. « frisso » - дрожу, трепещу.
- Метопа – от греч. « metopon » - лицевая сторона.
- Триглиф – от греч. « tries » - три и « glypho » - вырезаю.
- Карниз – от греч. « koronis » - завершение.
Попробуйте на фотографии Парфенона
найти основные части ордера.
?
?
?
?
?
?
?
Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции
греческие архитекторы много работали
над зрительным впечатлением от постройки.
Одна и та же конструкция, например, стойка и балка,
может по-разному выглядеть,
в зависимости от оформления.
Эти видимые изменения конструкции
называют тектоникой.
Проследим за тектоническими изменениями опоры.
Конструкция простого столба и колонны одинакова,
но тектоническое (зрительное) их решение разное.
Так архитектор с помощью тектоники
добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.
Капитель
Абак
Волюты
Каннелюры
Ствол колонны
С помощью
этих
деталей
достигается
тектоническая
выразительность
колонны.
Эхин
База
Абак
Стволы колонн
тщательно вымеряли,
вытесывали
из отдельных
каменных блоков,
вплоть до каннелюр,
и скрепляли
между собой шипами.
Однако основным в ордере
является
не последовательность
частей здания,
а их четкая соотнесенность
между собой,
их пропорциональность.
Именно пропорции отличают
один ордер от другого.
Пропорции греческих ордеров
Модуль (единица измерения) –
диаметр колонны.
2
1 1/2
1 3/4
1 1/2
1 1/2
1 1/2
2 1/3
1 1/4
1 1/2
3/2
1
1
20
18
16
1
1
1
Пропорции дорического ордера делают его
массивным, тяжелым.
Не случайно дорические храмы называли «мужскими».
Даже отдельно
стоящая
дорическая
колонна
производит
впечатление
чего-то
необычайно
устойчивого.
Этому впечатлению помогает
очень простое строение
вершины колонны – капители.
Парфенон – самый известный
дорический храм древности.
Храмы
ионического ордера
более стройны
и изящны.
Не случайно
говорили,
что у их колонн
женские пропорции.
Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов
ставили женские статуи – кариатиды.
Впечатлению
женственности
от ионической
колонны
способствует
ее капитель
с волютами.
Самые утонченные пропорции
у храма коринфского ордера.
Пропорции его колонн сравнивали
с пропорциями девического тела.
Капитель коринфской колонны,
словно прихотливая прическа,
украшена листьями аканта.
В последующие века
ордер (его структура и пропорции)
стал частью многих
архитектурных сооружений.
В эпоху классицизма ( XVIII-XIX века)
здания во многом строились на основе ордера .