СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые друзья предлагаем вам в качестве примера выполнение исследовательской работы. Надеемся, что работы детей творческого объединения «Вестники Оренбуржья» станут для вас стимулом для развития собственных исследовательских компетенций и их презентации в различных конкурсах.
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»
Секция: История родного края.
Оренбургский художник Лукиан Попов.
Автор: Лазарев Владислав,
МОАУ «СОШ №68 с углубленным изучением русского языка и математики», 9 класс
Научный руководитель: Мишучков Андрей Александрович, педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ Промышленного района», к.ф.н., доцент.
Оренбург, 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………...…….3-4 стр.
Жизненный и творческий путь Л.В. Попова…………………………………
Детство……………………………………………………………….5 стр.
Юношеские годы………………………………………………….6-7 стр.
Жизнь в Петербурге……………………………………………..8-12 стр.
Возвращение в Оренбург………………………………………13-14 стр.
Последние годы жизни…………………………………………….15 стр.
Особенности творчества Л.В. Попова…………………………….16-21 стр.
Заключение………………………………………………………………….....22 стр.
Литература и интернет ресурсы……………………………………………...23 стр.
Приложения………………………………………………………………...24-30 стр.
Введение
Лукиан Попов – наш земляк, великий человек, оставивший будущим поколениям огромное наследие, замечательные произведения искусства.
При жизни имя Л. В. Попова было широко известно, он являлся активным
участником выставок Товарищества передвижников, выставлялся в Обществе имени А. И. Куинджи, в периодических изданиях того времени (журналах «Нива», «Баян» и др.) публиковались репродукции его картин, рецензии. Выпускались открытки с изображением его работ. Но уже вскоре после смерти художник оказался незаслуженно забыт. Многочисленные произведения разошлись по частным рукам (часть из них еще при жизни Попова ушла за границу). Картины, находящиеся в Русском музее, лежали в запаснике. Семья, хранившая основную часть работ художника, переехала из Оренбурга в Самару, и в 1933 году в связи с большими материальными трудностями за бесценок были распроданы почти все работы Л. Попова. К сожалению, многие из них пострадали от небрежного хранения в частных коллекциях, сведения об этом сохранились в воспоминаниях С. А. Варламова, первого директора Оренбургского музея изобразительных искусств.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что творчество Л. В. Попова, представляющее собой одну из интереснейших страниц русского искусства начала XX века, до сих пор недостаточно изучено и неизвестно широкой публике. Работа посвящена 147-летию со дня рождения художника.
Предметом исследования является жизненный и творческий путь Л.В. Попова.
Целью работы является изучение, систематизации и обобщении архивных, литературных материалов, связанных с жизнью и деятельностью Л.В. Попова.
При достижении данной цели были решены следующие задачи:
Изучены материалы художественной литературы по данной теме;
изучена автобиография художника;
представлены разные периоды и основные темы творчества;
дана характеристика некоторым произведениям;
проанализированы собранные данные
Практическая значимость состоит в том, что материал исследования может быть использован как дополнительный учителями изобразительного искусства и краеведения при изучении биографии Лукиана Васильевича Попова, экскурсоводами музеев изобразительных искусств. По результатам исследования материал будет представлен в музее школы.
Методы исследования:
- сбор и обработка информации;
- изучение литературных источников;
- посещение Оренбургского областного музея изобразительных искусств, беседа с искусствоведом, экскурсоводом Давыдовым Артуром Моисеевичем;
- посещение Оренбургской областной универсальной научной библиотеки имени Н.К. Крупской;
- анализ собранных материалов.
Новизна работы заключается в том, что мною сделана попытка пройти по страницам жизни Лукиана Васильевича, узнать какой след он оставил в живописи и в истории нашего края.
При выполнении работы я использовала материалы художественной литературы, периодические издания, интернет-ресурсы.
Жизненный и творческий путь Л.В. Попова.
Детство.
Родился Лукиан Васильевич (приложение 1) в бедной крестьянской семье в глухом селе Архангельском (Оренбургского уезда), в 35 верстах от Оренбурга в 1873 году.
«Хороший это уголок земли — тучный, хотя песчаный, вечно голубое небо, приволье степей, усыпанных цветами; самобытный уклад народной жизни; фигуры старовера, казака-уральца или грубоватого всклокоченного великоросса идут к этому краю, их предки были когда-то занесены сюда разными передрягами и нестроениями русской земли.» [3. С. 16-17].
Борьба с «передрягами и нестроениями», трудности освоения целинных угодий – все это порождало сказы, легенды, поверья, в которых отразилась созидательная сила человеческого духа.
С этим миром преданий уральской старины Попова познакомила еще в детстве его мать Мария Андреевна, женщина твердого волевого характера. Гораздо мягче был отец художника Василий Дементьевич, который учил своего сына грамоте.
Мальчику было всего лишь 3 года, когда мирный строй жизни нарушился – отца взяли в солдаты, семья переехала в Оренбург. Но самая тесная связь с деревней сохранилась. Там жили родные, друзья родителей. Отец много занимался Лукианом, брал книги у одного торговца всяким старьем.
Позже Василий Деметьевич покончил со службой, семья окончательно поселилась в Оренбурге. С ранней весны до осенних заморозков семья Поповых жила в деревне, занимаясь землепашеством. «Это было большое счастье для меня — я не был оторван от кормилицы, матери сырой земли, от родных степей и гор, которые нашептывали мне много неясных, таинственных, но невыразимо обаятельных речей; разгадывать их мне пришлось долго — томительно долго, кое-что со временем мне стало ясно, во многом приходится разбираться и теперь, да и всей жизни мало будет, чтобы понять и прочувствовать все то, что наговорила мне с детства волшебница-природа.»
[3. С. 16-17].
Вскоре мальчика отдали в городскую приходскую школу, затем — в трехклассное городское училище. «Рисование преподавалось здесь безобразно, а тушевка — рядами параллельных извилистых линий. В общем, вместо рисования получалась голая мертвечина; конечно, это казенное искусство ничего не говорило моему детскому уму и сердцу».
Юношеские годы.
Окончить училище Попову не удалось; материальное положение семья было тяжелым. Пришлось начать работать. Отец определил двенадцатилетнего Лукиана в книжный и писчебумажный магазин В. Курникова. Новый мир открылся перед мальчиком: масса книг, картин, красок, кистей и всякого рода рисовальных принадлежностей. «Детскому уму казалось, что книги, а тем более картины создаются не людьми, а какими-то полубогами, где-то там, далеко-далеко, куда простому смертному и проникнуть трудно». [3. С. 17]
Именно возле этого магазина как-то утром Л.В. Попов познакомился с Мехедом — самоучкой-художником, солдатом. Человек это был интересный, содержательный, он впоследствии стал верным и любимым другом Попова.
Владелец магазина был отнюдь не заурядным провинциальным купцом. Все, что сообщает о Курникове Лукиан Попов, говорит о том, что он был образованным и гуманным человеком.
Курников сыграл немалую роль в судьбе Попова. «Этот добрый, благородный, развитый человек много помог мне, в его магазине в 13 лет я впервые почувствовал первый бессознательный трепет страсти к живописи. Наблюдательный хозяин заметил мое влечение — рисунки, картины, карандаши, бумаги, даже краски, кисти и книги были предоставлены в мое полнейшее распоряжение. До поздней ночи я сидел над рисунками, моя страсть к живописи быстро развивалась». [3. С.18]
Потом в библиотеке брались для юноши Тургенев, Гончаров, Пушкин, Лермонтов, Некрасов; не была забыта и художественная сторона — В. Курников давал читать ему биографии великих художников, книги по технике живописи и вообще трактующие об искусстве; сильное впечатление произвели на Попова письма Крамского и история возникновения артели художников, а затем передвижных выставок.
Вскоре юный Лукиан раздобыл краски, обняв их с соседским мальчишкой на два красивых рисунка. С этого дня он начал творить. Первым детским произведением был портрет Петра Великого, с гравюры.
Прошло несколько лет. Попов получал 10 рублей жалованья, которых не хватало на то, чтобы помочь своей семье. Поэтому Лукиан начинает работать по ночам, делая рамы для картин. В это время в голове художника зарождается мысль о поступлении в академию. Он просит Мехеда помочь ему освоиться с красками.
В мастерской Лукиан попал в артистическую атмосферу, сюда сходились еще несколько взрослых учеников, бывали любители живописи, а иногда учителя рисования. Велись разговоры о живописи, выставках, об академии. Поучившись в мастерской Мехеда, Попов стал писать масляными красками натюрморты и пейзажи.
Через четыре года после поступления в магазин произошло крупное событие в жизни Лукиана Попова — в Оренбург прислана выставка академика Бурова. На ней юноша увидел картины И. Шишкина, М. Клодта, Е. Волкова и ряда других передвижников. Особенно запомнилась Попову известная в те годы картина Бурова «Петр III посещает Иоанна Антоновича в Шлиссельбургской крепости». Также огромное впечатление на юного художника произвела картина Волкова «Болото». «Удивительная передача сырости и тумана очаровала меня. Удивляло меня также и то: подойдешь близко к картине — комки, иногда даже целые бугры красок, а издали сама природа». [3. С. 22]
К этому времени Уралом увлекся Аполлинарий Васнецов. Посетил он и Оренбург, где произошло их знакомство с Л. Поповым. Юноша принес Васнецову раму для картины, пришел только как приказчик из лавки, где была заказана эта рама. Но Васнецов, узнав о горячем интересе юноши в искусству, беседовал с ним очень сердечно. «Никогда не забуду его приема, задушевной ласки, трогательной простоты обращения. С какой жадностью я рассматривал его картину, слушал его объяснения!» [3. С. 22]
Через восемь лет их вновь свела судьба. Лукиан Васильевич получил уже художника, побывал, как пансионер академии, за границей и, в качестве члена общества передвижных выставок, присутствовал на обеде по случаю открытия нашей выставки в Петербурге. Само собою Васнецов не узнал его, забыл его фамилию, но рама, когда-то принесенная ему, напомнила все. Оказалось, что Васнецов был незадолго до их встречи судьей на конкурсе в Москве, где картина Попова «Затопило» получила первую премию.
Прошло два года со дня знакомства в Оренбурге с А. М. Васнецовым. Молодым человеком попеременно то овладевала, как мне казалось, твердая решимость ехать в Петербург учиться, то нападала нерешительность, даже апатия. Неожиданно все изменилось. Он остался без дела и почти с семьей на руках.
Жизнь в Петербурге.
Возможность поступления в Академию уже не казалась химерой. Но ясны были и огромные трудности, которые следовало преодолеть. Замкнутый и сдержанный, даже несколько суровый, юноша сознавал, что он на распутье, и тяжело переживал это.
«Неопределенность моего положения, это гамлетовское «быть или не быть» сильно будоражило мои нервы, мучительно задевало мое самолюбие — я живо чувствовал, что в моей шкуре быть целыми годами похожим на благородно рефлектирующего датского принца, по меньшей мере, смешно. Эта мысль убивала меня, а выхода из этого положения не было видно». [3. С. 22]
К тому времени В. Курников женился. Отношения у Попова с женой хозяина не сложились.
Наконец в августе 1894 года Лукиан Васильевич выехал в Петербург, имея лишь тридцать рублей в кармане. Северная столица вызвала у художника массу впечатлений. За пять рублей ему удалось снять комнату. Первое помещение в Петербурге было прекрасно меблировано: имело стол, стул, но не хватало кровати. Это не сильно расстроило юношу, который считал, что кровать начинающему художнику не нужна. Ощутительным неудобством стало то, что нечего было есть. Деньги, оставшиеся после дороги, он решил потратить на плату за учение в рисовальной школе.
Вскоре Попов поступил в школу рисования Общества поощрения художеств. Это, разумеется, было большой удачей. Однако надо было и есть что-нибудь. По уставу в школе два дня он работал там, а остальное время писал дешевые картины и продавал их уличным торгашам. Настало тяжкое и голодное для художника время. В эти тяжелые дни юноша случайно встретился со скульптором Чижовым в Эрмитаже, он посоветовал Попову в крайнем случае перейти в училище Штиглица, где Лукиан будто бы мог очень скоро получить стипендию. Переходить в училище Штиглица начинающему художнику крепко не хотелось (так как он считал ее технической, а не художественной школой).
В минуту душевной депрессии Л. Попов написал родителям, что решил вернуться в Оренбург. И тогда сказалась сила натуры его матери — она убеждала сына продолжать борьбу.
Но когда художник переживал этот тяжелый период своей жизни, открылась очередная выставка передвижников. Впечатление от выставки было очень сильным: «она подняла меня на ноги и увлекла окончательно на художественный путь — все пошло по-другому, душевные силы вернулись, работалось с удвоенной энергией». [3. С. 22]
И это не удивительно. В 1890-х годах Товарищество находилось еще в зените своей славы. Были созданы крупнейшие народные эпопеи Репина и Сурикова, лучшие полотна Савицкого, Максимова, Мясоедова и других. Передвижники создали блестящую портретную галерею своих современников. Национальный пейзаж был уже многогранно раскрыт в творчестве Саврасова, Шишкина, Поленова, Куинджи. На горизонте восходили звезды Серова и Левитана.
Почти все основатели Товарищества были еще живы. Достигло творческой зрелости среднее поколение передвижников, росла молодежь — талантливая, яркая.
Правда, уже развивались эстетские, модернистские настроения в литературе, поэзии, изобразительном искусстве, уже идеалы гуманизма, реалистические отражения жизни подвергались ревизии со стороны буржуазной критики. А самое дорогое для живописца — стремление к картине, способной давать широкий синтез народной жизни, воплощать высокие и сложные замыслы, — уже кое-где под действием упадочных формалистических течений объявлялось задачей чуждой живописи.
Передвижники не все одобряли в исканиях молодежи, а молодежь не все — в творчестве старых мастеров. Но эти противоречия еще не обнажились. И молодежь горячо отстаивало свое право на почетное звание члена, а не только экспонента Товарищества.
Именно в эти годы передвижники одержали большую победу в деле реформы Академии художеств и вошли в ее состав. Притягательная сила товарищества были еще очень велика.
Но главное в Попова уже сложилось раньше, еще в Оренбурге, высокое представление о миссии художника-демократа, о воодушевляющих передвижников задачах, о творчестве выдающихся мастеров Товарищества.
На 22-й выставке Товарищества, состоявшейся весной 1894 года, Лукиан Попов впервые увидел почти весь круг передвижников. Здесь были прекрасные пейзажи — И. Левитана «Над вечным покоем», В. Поленова «Очень на Оке», полотна А. Боголюбова, А. Васнецова, А. Степанова, Н. Дубровского.
По-видимому, именно здесь молодой художник впервые увидел картины В. Маковского, впоследствии своего любимого учителя.
Попов, мировоззрение которого было в стадии формирования, не мог остаться равнодушным и к другим полотнам.
Следующая выставка, 1895 года, еще более закрепила представление юноши о бесспорной значимости передвижников. Это был еще более яркий и обширный смотр. Здесь после нескольких лет молчания выступили Репин и Суриков, признанные гении русской реалистической живописи.
Шел второй год пребывания Попова в столице. Уже завязывались связи с молодыми художниками, началась долголетняя дружба с И. Куликовым, учеником Репина. Но жить по-прежнему было трудно. Пришлось просить об освобождении от оплаты за учение.
В эту пору в поисках заработка Лукиан набрел на довольно оригинальную «фабрику». «Некий Резцов, убоявшийся бездны художественной академической премудрости, основал это фабричное заведение. Писались портреты частями, по принципу заводского разделения труда. Первые пишут головы, а вторые — фон и костюмы. Почтенный художественный фабрикант предложил мне, обстоятельно убедившись в моей трудоспособности, писать самое трудное — и потому, конечно, дорогое — головы, по одному рублю с каждого экземпляра. Такса была твердо установлена «благодетелем». Весь портрет ему обходился в несколько десятков рублей (больше в рост), а продавался за сотни. В первый день мне удалось написать только одну голову, затем пять и, наконец, десять. Я писал так, как голодный волк пожирает мясо, — и дошел до того, что в 12 часов изготовлял 12 голов, а требования были большие: принимались портреты только схожие друг с другом как две капли воды, во всех отношениях хорошо выписанные». [3. С. 26]
Обучение молодого человека в школе Общества поощрения художеств шло своим чередом и вполне успешно. Попов твердо решил, во что бы то ни стало, пробить себе дорогу в Академию. Дело в том, что у него не было образовательного ценза. По уставу академии, исключения делались только для лиц, предъявивших особенно выдающиеся работы.
В 1896 году Лукиан Васильевич экзаменовался в Академию. Вместе с ним держали испытание 70 человек — конкурс немалый. Юноша попал в мастерскую профессора В.Е. Маковского (приложение 2), но вольным слушателем.
Окрыленный успехом, Попов настойчиво работает. Уезжая на каникулы на Родину, он получил уже как вольнослушатель мастерской Маковского свидетельство для «беспрепятственного рисования и снятия видов, живописных этюдов с натуры во всех городах России». [5. С. 98]
Начиная с этого года, такие же или подобные справки молодой художник берет ежегодно: он не может оторваться от родной стороны, она питает его темами, образами, сюжетами, свежими наблюдениями природы и людей. И ежегодно он привозит множество этюдов и немало сюжетных эскизов будущих композиций.
В конце 1897 года Попов становится учеником академии. «Судьба моя была решена — за мои летние работы я был зачислен учеником академии, на фронтоне которой величаво красовалась надпись «Академия свободных художеств». Ранее, проходя мимо величественного храма, я с тоской читал эту надпись — научный ценз вздымался предо мною непреодолимою преградой. Теперь я справедливо торжествовал, стена была пробита. Моя мечта, казавшаяся мне несбыточной, осуществилась». [3. С. 26]
Материальное положение юноши настолько улучшилось, что он мог оставить работу в мастерской Резцова и полностью отдаться учебе. От Общества поощрения искусств он стал получать ежемесячно 15 рублей.
Известно, что Академия художеств была тогда «императорским» учреждением. В ней свято соблюдались установленные традиции. Реакционное руководство всеми силами оберегало своих учеников от соприкосновения с жизнью. Но отделение от животрепещущих проблем общества было невозможным. Обострение классовой борьбы, возмущения произволом царских властей – все это проникало в Академию и влияло на сознание будущих художников. Им хотелось отражать на своих полотнах то, что их окружало, что видели они своими глазами, а им навязывались в качестве сюжетов надоевшие сказки, мертвые мифы.
Знаменитый «бунт 13» — смелый протест учеников Академии, отказавшихся писать картины на заданные темы, был первой брешью в стенах Академии художеств. Еще долго сопротивлялась она новым веяниям, но они бурно врывались в нее.
Теперь сюда приходят новые, свежие силы, с другими идейными установками, враги установившихся канонов, душивших живую душу искусства. В Академию в качестве преподавателей пришли Репин, Маковский, Чистяков и другие передовые представители русского искусства. Нельзя сказать, что им сразу удалось полностью преодолеть рутину, царившую в Академии художеств. Но в ней все же были проведены некоторые реформы, приблизившие преподавание живописи к жизни.
Л.В. Попов довольно успешно продвигался по ступеням Академии. В 1899 году он написал картину «Луга затопило». Это был плод его самостоятельного творчества. Картина экспонировалась на периодической выставке Академии и имела большой успех. Она подкупала новизной сюжета, выразительностью крестьянских лиц, сочностью живописи. Картина получила первую премию. В весенней академической выставке молодой художник участвует как автор картины «Ненастье». На двух эскизных конкурсах (1899 год) он получил первую и вторую премии за эскизы к жанровым картинам «Первый звонок» и «Встреча иконы». Год закончился тем, что Лукиану Васильевичу была дана академией стипендия Государственных крестьян.
В 1900 году Попов принимал участие в выставке передвижников, еще не будучи членом этого товарищества. Он выставил картину «Встреча». Это был его первый общественный дебют.
В 1901 году снова экспонировал свою работу «Дети» на выставке передвижников. Она имела большой успех и была приобретена Академией художеств.
В следующем году Л. Попов закончил Академию художеств и за картину «Тихо» получил звание художника. То, о чем он когда-то мечтал, как об отдаленном и неосуществимом, теперь сбылось. Все это благодаря огромному упорству, цель, поставленная им, была достигнута.
Одновременно со званием художника Попов получил заграничную командировку. В том же году он женился на дочери крестьянина Рязанской губернии Вере Васильевне Крючковой. В заграничную командировку он поехал вместе с женой. Они побывали в Берлине, Мюнхене, Дрездене, Париже. В знаменитых Дрезденских и Луврской галереях Попов изучал творения великих художников прошлого. За рубежом он написал картину «Из окна Берлина».
За границу по командировке Академии художеств Лукиан Васильевич съездил еще раз. Ему еще и в третий раз предоставлялась возможность совершить путешествие по Европе, но по его просьбе оно было заменено поездкой по России, что было вполне естественно для художника такого направления, как Попов.
Он интересовался, прежде всего, жизнью русского народа. Во время этой поездки он побывал в Архангельской губернии, ездил по так называемым «святым местам», был в Мордовии и Чувашии, где внимательно изучал жизнь и быт населяющих их народов, делал зарисовки, этюды этих мест.
Результатом поездок явилась картина «К святым местам», написанная в 1911 году. В 1903 году Академия художеств организовала отчетную выставку, на которой было широко представлено творчество Попова. Здесь экспонировались его работы «До зари», «Без отца», «Искатели», «Сплетня», «Дети».
Вскоре художника избрали членом «Товарищества передвижных выставок». На выставках передвижников он экспонировал картины «Ходоки в новые места», «Взяты», «Солнечный день», «Ночное». «Тревога», «Одна», «Воскресенье» и др. Последний раз его картины экспонировались на выставке передвижников в 1915 году, когда художника уже не было в живых.
Владимир Маковский высоко оценил талант Л. Попова и усиленно ходатайствовал об оставлении своего одаренного ученика в Академии художеств. Несмотря на его хлопоты Попов не был оставлен при Академии.
Возвращение в Оренбург.
В 1903 году художник приехал в Оренбург и прожил здесь до конца своей жизни. В Оренбурге начался наиболее плодотворный период его творчества. Здесь он создал лучшие свои картины: «Переселенцы», «Ходоки», «Дети», «Луга затопило» и другие. Живя в Оренбурге, Лукиан Васильевич на короткое время выезжал в Москву и в Петербург. Он навещал Репина, переписывался с ним, бывал в его знаменитых «Пенатах» в Куоккале. Личное знакомство поддерживал он и с другими известными художниками — Богдановым-Бельским, Моравовым, Бакшеевым, Бялыницким-Бируля и др.
В Оренбурге Л. Попов поступил работать преподавателем рисования в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.
Зимой 1905 года городская дума Оренбурга разрешила художнику взять в аренду участок в 200 кв. сажен (архивы уточняют - по цене 10 копеек за кв. сажень) в Зауральной роще на берегу Урала, для устройства там «мастерской для художественных работ».
Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист.
Художник неоднократно бывал в деревнях и селах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства». Именно в 1904-08 годах появились работы, которые потом искусствоведы назовут «посвященными непосредственно революционному движению в деревне». Среди этих работ – картина, обозначенная в каталоге XXXIV Передвижной выставки, как «К закату» (1906), на которой крестьяне слушают агитатора-революционера. Историки пишут, что на самом деле художник назвал картину «Агитатор в деревне» (хотя встречается еще и название «Оратора слушают»). К тому же, оратор и агитатор – слова с разными определениями.
Хотя, скорей всего, это обычный сельский сход, да и центральной фигурой здесь является старый крестьянин, а не юноша, которого определили в агитаторы. И название может говорить не только о «закате царского режима», но и о возрасте героев картины.
Еще одна «политическая» картина была представлена на XXXV выставке Товарищества в Петербурге под названием «В деревне» (1907). Историки пишут, что это название было поставлено «в связи с цензурными условиями», но уточняют, что в последующие годы картина была выпущена в виде открытки под настоящим названием – «Вставай, подымайся!».
Зимой 1908 года в Оренбурге состоялась очередная выставка Товарищества передвижников (приложение 3), где было представлено более ста работ Репина, Маковского, Киселева, Дубовского, Волкова, Шильдера и др. В рамках этой выставки была показана и персональная экспозиция работ Попова.
Корреспондент «Оренбургской газеты» писал: «Выставка картин Л.В. Попова начинает заинтересовывать наше общество - по будням число посетителей иногда достигает 90 человек, а в воскресенье оно дошло до 350. Явление, конечно, весьма отрадное для нашего города».
Нужно отметить, что руководство Коммерческого собрания бесплатное предоставило зал для выставки, а весь сбор от продажи билетов поступил в пользу сельских школ Оренбургской губернии.
Местные критики в прессе написали о Попове, как о «ярком образчике выдающейся энергии, трудолюбия и таланта. Без гроша в кармане, богатый только твердой верой в свое художественное призвание, молодой человек в девяностых годах отважно отправился в Петербург и поступил в рисовальную школу общества поощрения художеств».
В конце ноября этого же 1908 года в Оренбурге в помещении коммерческого собрания состоялась еще одна персональная выставка Попова, на которой были представлено около ста картин художника, большинство из которых было предназначено для выставок в Петербурге и Москве.
Местная пресса написала: «Во многих картинах оренбуржцы могут признать своих знакомых. Общее впечатление прямо-таки захватывающее. Для оренбуржца такие вещи случаются очень редко, скорее никогда не случаются, почему можно только рекомендовать и рекомендовать эту выставку вниманию самой широкой публики..."
В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Это творческое объединение художников Петербурга было основано по инициативе и на средства самого Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Общество ставило задачей сохранение и развитие реалистических традиций русского искусства, как это понимали ученики и последователи Куинджи, в большинстве своем художники-пейзажисты. Общество организовывало выставки, приобретало работы художников и ежегодно присуждало премии имени Куинджи. Среди членов Общества были весьма именитые живописцы – В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. И. Бродский и др. Общество Куинджи было упразднено в 1930 году путем слияния с другими обществами в «Цех художников».
В январе 1910 года Попов представил на выставке передвижников в Москве картины «Трое» и «Зимой», которые пользовались большим успехом.
Мастерство художника получило и официальное признание – в 1912 году Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи.
Последние годы жизни.
Последние годы жизни Попова были связаны с поисками новых тем и новых образов. Он продолжал неустанно собирать материалы для своих будущих композиций. Это видно хотя бы потому, что на выставке этюдов, рисунков и эскизов в 1914 году были показаны свыше ста работ Попова (из них 88 этюдов).
В его творчестве появляется религиозная тема. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им были написаны две картины для церкви Вознесения.
Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в Оренбурге. В соборе имелись семь картин художника В. Маковского, находившиеся в ужасном состоянии. Эти картины были реставрированы Поповым и поставлены под стекло.
В конце 1913 года в оренбургской учительской семинарии состоялось освящение домовой церкви, оборудованной на средства купца Н.Н. Андреева. Все иконы для церкви написал Лукиан Попов.
Потрясенный смертью малолетнего сына, подавленный горем отец написал портрет умершего мальчика. Эту картину художник в феврале 1914 года поместил на Сорок второй выставке передвижников в Петербурге, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив художника убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки».
Трудно сейчас установить, что готовил Лукиан Васильевич к очередной, 43-й выставке Товарищества – ему не пришлось увидеть ее.
Попов умер в Оренбурге в возрасте сорока лет. Панихида состоялась 20 мая 1914 года в церкви Иоанна Богослова, поминки прошли в доме Попова на улице Фельдшерской № 84, которая сейчас носит имя художника.
Вдова Вера Васильевна Попова после смерти художника переехала со старшими детьми в Самару.
Полгода спустя, в 1915 году, когда над Россией и над всем миром гремели громы империалистической войны, печать снова сочувственно отметила последнее посмертное выступление на 43-й выставке Товарищества. Сожалели о безвременной кончине художника. Вспоминали, что он был одним из лучших жанристов в Товариществе передвижников, одним из любимейших учеников В. Маковского.
2 Особенности творчества Л.В. Попова.
Л. В. Попов — художник-реалист, верный лучшим традициям русской живописи, мастер картины, вышедший из низов и прошедший суровую школу жизни, посвятил большую часть своих работ крестьянской теме. Его произведения, посвященные жизни, быту, пробуждению революционного сознания русских крестьян — «Агитатор (К закату)», «В деревне („Вставай, подымайся…“)» и др., в свое время принесли живописцу широкую известность.
Попов, как ученик Маковского, избрал жанр, в котором работал его учитель - жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке, он описал жизнь, как интеллигенции Оренбурга, так и жизнь оренбургского крестьянства.
Значительной темой выступает в творчестве художника тема крестьян - переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей (здесь я могу согласиться с социально-политической подоплекой картин) художник видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Эти жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним.
Картины, относящиеся к переселенческой теме, начала 1900-х годов—
«Переселенцы зимой», «Переселенцы. Гроза», «Переселенцы летом» и ряд этюдов.
В картине «Переселенцы зимой» (приложение 4) художник изображает переселенцев, застигнутых зимой в пути. Группу крестьян, снявшихся с насиженных мест и движущихся со скудным скарбом в поисках лучшей доли, застала в дороге, в оренбургской степи, ранняя зима. Выпал обильный снег. В круговерти бурана земля смешалась с небом. Едва различимые в двух шагах, черными пятнами на фоне белого снега выделяются жалкие и растерянные фигуры переселенцев. Под навесом из оглобель и дерюги — женщины и дети. Около одной из телег собрались мужчины, которые пытаются решить, как быть дальше. Картина совершенна по композиции, строго продумана и потому очень выразительна. Лаконизм живописи, верно найденные цветовые отношения усиливают чувство тревоги. В произведениях на переселенческую тему художник с огромным сочувствием отразил последствия процессов, происходящих в деревне в конце XIX — начале XX века, — классового расслоения, разорения десятков миллионов людей, потерявших кров и лишенных куска хлеба.
Примыкает к переселенческой теме картина «Крепкий сон», хотя написана она совсем с другим настроением — в ней и любовь художника к родной земле, и вера в народные силы. В степи, среди разнотравья, крепко спят сморенные усталостью ходоки-крестьяне, словно сказочные богатыри, набирающиеся силы от матери сырой земли. Необычный ракурс (снизу вверх) и приближенность фигур к переднему плану придают им черты монументальности.
Сюда же можно отнести и портрет «Старая крестьянка» (приложение 5), который перерастает рамки жанра, — фигура женщины, приближенная к переднему плану в поколенном обрезе, монументально вырастает на фоне неба, в лице, потемневшем от загара, с выцветшими под степным солнцем бровями, ощущается сила характера, не сгибаемого перед любыми испытаниями. Очень лаконично и в то же время убедительно создан образ крестьянки-переселенки, долго бредущей по бескрайним степным дорогам под палящим солнцем.
Расцвет творчества Попова совпал со временем первой русской революции,
определившей во многом содержание и идейную направленность его работ. Наиболее значительные произведения художника посвящены революционному брожению в среде рабочих и крестьян, передовой русской интеллигенции.
В 1908 году, в период реакции, последовавшей за революцией 1905 года, была написана одна из самых значительных картин Л. В. Попова «Луга затопило» (приложение 6).
Для современников художника была очевидна образная связь между могучим разливом реки и недавними грозными событиями, прокатившимися по стране. Настроение людей в картине сдержанно-тревожное, настороженное, что подчеркивается пейзажем — прохладный серый день, холодная гладь весенней реки, голые ветви, низкое небо. Внимание зрителя привлекает сильный решительный образ мужика в черной шапке в центре картины, то, как прямо и бесстрашно смотрит вперед крестьянский юноша. Разбужены мысли и чувства людей, они готовы к новым испытаниям. Надежда на лучшее таится в светлеющей полоске неба у горизонта, набухших почках деревьев.
Важное место в творчестве Л. В. Попова занимает тема разночинной интеллигенции, которая близко к сердцу принимала судьбы родины. Поражение революции 1905 года внесло в ряды интеллигенции разброд и шатания. В работах на эту тему художник сталкивает людей разных убеждений и политической направленности, выражая с большим мастерством и психологической глубиной страстность полемики об общественном устройстве России, о ее будущем.
Так, в картине «С красным светом» (приложение 7), имеющей нейтральное название, главным является не изображение дружеской пирушки, как может показаться на первый взгляд. Беспокойство, тревога, элемент спора, драматического противостояния разных точек зрения передаются не только композиционными средствами, но в первую очередь цветовым решением картины, в котором доминантой становится наполняющий все полотно красный цвет во всем богатстве его оттенков — от алого до малинового.
Попов — внимательный наблюдатель, тонкий психолог. В этом убеждают его жанровые работы «Горе» (приложение 8), «Жених» (приложение 10), в которых он психологически точно расставляет все акценты, умело использует детали и нюансы для убедительного раскрытия темы. В них он показывает себя достойным учеником В. Маковского и в то же время — более глубоким и серьезным художником, в этих картинах нет никакого намека на иронию, к своим героям Попов относится с большой теплотой и сочувствием. Картина «Жених» интересна еще и тем, что довольно точно передает обстановку в доме Попова — с фортепиано, чехлами на стульях и пр.
Известно, что возглавлявший мастерскую жанровой живописи В. Е. Маковский требовал от своих учеников одинаково хорошего владения различными жанрами — пейзажем, портретом, натюрмортом, которые могли быть составными компонентами бытовой картины и в равной степени влиять на качество произведения. Попов в достаточной мере овладел этими жанрами и посвятил им большое количество этюдов и законченных произведений.
Портреты и портретные этюды открывают еще одну грань таланта Попова — умение помимо точно схваченного сходства почувствовать и передать характер, настроение модели, раскрыть психологическое состояние, социальную характеристику.
Чаще других художник изображал Веру Васильевну Попову, которая была для него не только горячо любимой женой, матерью его детей, но и его музой. Ее чертами наделены персонажи многих жанровых картин — «Луга затопило», «В саду (Чаепитие)», «Жених»; ее узнаем в этюдах — «Девушка со свечой», «Женщина с кольцом»; ей посвящен целый ряд портретов и этюдов. И как бы ни изображал ее Попов — в утренней блузе с распущенными волосами, в церкви со свечой, в красном сарафане, в цветастом платке на фоне зимнего пейзажа с зарумянившимся от мороза лицом —всегда ее образ является воплощением лучших качеств русской женщины —душевной чистоты, скромности, большой внутренней силы и доброты. Затаенной нежности исполнена работа «Женщина с кольцом», написанная на тончайших нюансах светлой перламутровой гаммы.
С большой любовью и тщанием пишет Попов портреты близких ему людей — первого учителя Иерофея Романовича Мехеда и его жены, «Портрет бабушки», бабушки В. В. Поповой, друга Матвея Шагаева.
В портретах Попов соединяет разные способы письма — более мелкими, сплавленными мазками прописывает лицо, тщательно моделируя форму; одежду и фон, как правило, пишет широко, размашисто, не теряя при этом материальности и пластической выразительности предметов.
Многие портреты появлялись как подготовительные этюды к картинам, в которых художник передавал не только внешнее сходство, но и состояние, внутренний мир модели, а зачастую и социальное положение персонажа («Голова рабочего»).
Во многих работах были блестяще решены задачи пленэра и существования объекта в световоздушной среде, но два женских портрета стоят особняком в его творчестве — «Женский портрет» и портрет «Женщины с вуалью».
Исполненные, очевидно, по официальному заказу, они написаны в не совсем характерной для художника живописно-колористической манере, близкой к стилю модерн.
Л. В. Попов, в отличие от многих художников-передвижников, особенно конца XIX века, избежал «черноты» в живописи, приносившейся порой в жертву идее, сюжету, за что критика справедливо их упрекала. Живописная манера Попова, напротив, заслуживала одобрения критики.
Постепенно вырабатывая свою собственную манеру, Попов совершенствовал свое мастерство не только в тональной, но и в пленэрной живописи, овладение которой началось еще в период его поездки по Волге, Башкирии, Саратовской губернии. Особая роль в этом явно принадлежит волжским этюдам. Известно, что, получив возможность третьего пенсионерского срока, Попов попросил заменить поездку за границу путешествием по родной стране.
Природа средней полосы России, столь непохожая на знакомые с детства бескрайние степные просторы, дала много новых впечатлений художнику, подарила вдохновение и дала возможность подняться на новую ступень живописного мастерства. Необозримый простор водной глади, то безмятежно-спокойной, отражающей голубизну неба, то свинцово-серой с белыми барашками волн, с нависшим тяжелым грозовым небом, в бесконечных вариациях запечатлен во множестве этюдов, в которых художник пытается уловить не только изменения освещенности, состояние природы, движение свежего ветра, гонящего облака, влажную, насыщенную парами атмосферу, но и передать мощь, величие природы, ее «настроение» — то безмятежное, то суровое, драматичное. В этих этюдах Попов сумел уловить особенности природы среднерусской полосы, выработать обобщенную и вместе с тем выразительную живописную манеру, построенную на выверенных тональных отношениях, широком, динамичном мазке, при фрагментарности композиции — добиться точного «кадрирования» пейзажа, благодаря чему избранные мотивы даже в небольших этюдах приобретают значительность и даже монументальность.
Пейзаж, гораздо меньше интересовавший художника как самостоятельный жанр, играл очень существенную роль в большинстве его картин и портретов, являясь не просто соответствующим фоном, но сообщая последним особую эмоциональную окраску и зачастую определяя колористическую гамму и весь живописный строй.
Уже в ранней работе «Горе» (приложение 8) приглушенная, сдержанная красочная гамма печального осеннего пейзажа становится своеобразным камертоном, определяющим настроение всей работы, неотъемлемой частью художественного образа.
Удивительно красив пейзаж в картине «Крепкий сон», вместивший ширь степного раздолья.
Влажный весенний воздух наполняет серебристым сиянием картину «Луга затопило» (приложение 6), окутывая мягкой дымкой фигуры стоящих у изгороди крестьян. Крепкий зимний морозец, прозрачный стылый воздух бодрит кровь, вызывая нежный румянец на лице молодой женщины в цветастом платке, изображенной на фоне зимнего пейзажа («Портрет жены в пестром платке»). Чистота, свежесть снега невольно ассоциируется с чистотой и свежестью юной красоты, нравственным здоровьем русской женщины. Яркие цветы на платке, подчеркнутые сдержанными красками зимнего пейзажа, усиливают ощущение внутренней энергии, силы и красоты, дают радостный, праздничный акцент всему образу.
Мастерски написанный, наполненный воздухом и светом пейзаж в картине
«В саду (Чаепитие)» является, пожалуй, примером полного овладения Поповым пленэрной живописью. Яркий солнечный свет и воздух, наполняющие, буквально пронизывающие картину, цветные тени и рефлексы составляют главное ее содержание. Художник словно поет гимн жизни, природе, миру, в центре которого для него — образ любимой женщины, в этой работе Вера Васильевна Попова изображена дважды. Работа написана легко и свободно, широкими пастозными мазками, убедительно справился художник с передачей материальности предметов - тончайшего батиста блузок на женщинах, накрахмаленной льняной скатерти и чайной посуды на столе.
Сохранились и прекрасные пейзажные этюды, в которых так узнаваем сам Оренбург и природа Оренбургского края — знакомый облик городских домов («Городской пейзаж»), снежная, морозная, с ярким солнцем зима («Зима»). В этюде «Разлив» (Приложение 10) тонко передано ощущение весны, настроение природы. Широкая манера письма, верно найденные тональные отношения делают работу одной из лучших в творчестве Попова.
В коллекции музея большое количество этюдов (свыше двухсот), которые наглядно показывают весь творческий процесс художника Попова, его удивительную цельность и целеустремленность. Это не только изображения родной природы, но и зарисовки людей из гущи народной. Написанные с любовью и большим знанием их внутреннего мира, они являются ценным художественным документом о жизни России конца XIX — начала XX века.
Просматривая этюды, поражаешься не только трудоспособности художника, но и его постоянному совершенствованию и развитию. Иногда они оказываются вполне законченными произведениями. Так, удачен по композиции и красив по живописи этюд к картине «Встреча» — «Мужчина на заснеженной скамье». Точно найденные тональные и цветовые отношения великолепно передают состояние зимнего дня, свежий воздух, мягкость снега. Очень тонко, легко написан этюд «Девочка в розовом» (приложение 11). Мягкая моделировка объемов, точный рисунок, верность цветовых отношений делают небольшой по размеру холст законченным произведением, не уступающим по художественным достоинствам портретам художника.
Попов был в русле тех поисков новых средств изображения, которые характерны для поколения художников, выступивших на рубеже 1900-х годов, причем применял их очень удачно и умело, с большим чувством меры и такта.
Весьма характерен для Попова, особенно во второй половине его творчества, прием фрагментарного изображения фигур, подача их крупным планом. Фрагментарность композиции художник использует как выразительный прием, придавая частному характер целого.
Обобщенная манера письма, присущая художнику особенно в последние годы, когда свободный динамичный мазок выразительно лепит форму, намечая основные цветовые и светотеневые отношения и одновременно передавая фактуру поверхности и эмоциональный накал, создает определенную степень законченности произведения, иногда стирая различия между этюдом и законченным произведением.
В поздних работах, таких как «С красным светом» (приложение 7), Попов избегает второстепенных деталей в характеристике персонажей и пейзажа, но с особым тщанием относится к передаче состояния своих героев.
Во многих произведениях Л. Попов придерживается в основном сдержанной гаммы, построенной на близлежащих тонах, но некоторые работы отличает сильный, звучный, мажорный колорит. Это вполне объяснимо теми задачами, которые ставил перед собой художник. Еще учась в академии, да и в первые годы после ее окончания, Попов проявляет большой интерес к передаче различного освещения в картине и не только добивается убедительного решения этой задачи, но умело использует цвет и свет в общем образно-художественном контексте.
Заключение
В историю русской живописи Л.В. Попов вошел как верный и страстный последователь лучших ее традиций, как певец революции 1905 года.
Весь свой талант Попов отдал народу, прославлению лучших сторон характера русского человека. Он почти всегда стремился к тому, чтобы увидеть и отразить прогрессивные начала жизни. Ему близка проблема, которую мы сейчас называем проблемой положительного образа.
В своих картинах художник показал нужду, сострадание бесправных людей. Его большой заслугой следует считать то, что он был одним из немногих художников своего времени, показывающих не только тяжелую судьбу русского народа в прошлом, но и борьбу его за свое освобождение.
После себя художник оставил много замечательных произведений искусства.
В Оренбургском областном музее изобразительных искусств находится основная часть творческого наследия художника, его творчеству посвящен главный зал музея.
Кроме того, картины Попова хранятся в Русском музее и музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее, Самарской картинной галерее, Рыбинском художественном музее-заповеднике.
Итак, я считаю, что цель и задачи исследования достигнуты. В моем исследовании я использовала не только библиографические данные, но и описания из художественной литературы, цитировала автобиографию художника, что помогает передать его образ. Собранный и обобщенный материал практически значим и может успешно применяться в работе педагогов, искусствоведов и юных экскурсоводов-краеведов.
Я убедилась, что мое исследование актуально и имеет практическое значение, т. к. материалы, представленные в моей работе, помогут ученикам нашей школы лучше узнать о жизни и творчестве Л.В. Попова.
Литература
Варламов С. Оренбургские художники. — Оренбург, 1963. — С. 68-70.
Медведова Л.С. Художники Оренбургской области. — Челябинск, 1985.
Орлова Т.В. Лукиан Попов. — Оренбург, 2009. — С. 16-27.
Орлова Т.В. Оренбургский музей изобразительных искусств. — Оренбург, 2010. — С. 35-38
Рогинская Ф. Л.В. Попов. — Ленинград, 1961.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
В.Е. Маковский
Приложение 3
Л.В. Попов в группе художников-передвижников (пятый справа в третьем ряду).