СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфея и Эвридика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Орфея и Эвридика»

История оперы началась с «Поющих гитар». Художественный руководитель этого ансамбля Анатолий Васильев, впервые услышав рок-оперу Эндрю Ллойд-Уэббера и по-настоящему влюбился в жанр и решил, что пришла пора для аналогичной постановки и в СССР. Он обратился к композитору Александру Журбину, а тот пригласил либреттиста и драматурга Юрия Димитрина.

ЗОНГ-ОПЕРА

Современная опера «Орфей и Эвридика» была поставлена в 1975 году в оперной студии при Ленинградской Консерватории. Поскольку термин «рок» вызывал негативные эмоции у руководства Министерства культуры СССР, постановка была названа «зонг-оперой» (эстрадная песенка).Она не имела особого успеха среди зрителей, была крайне непривычна, но, как оказалось позже, имела огромное значение для становления современного оперного искусства. В основу оперы «Орфей и Эвридика» лёг одноименный античный сюжет.

ОПИСАНИЕ ОПЕРЫ

Это современная интерпретация мифа о любви. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомый силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже, казалось бы, была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения, побеждает жажда славы и он теряет самое ценное — любовь...

Рок-опера – это музыкально-сценическое произведение, арии в котором исполняются в традициях рок-музыки и джаза. Внимание приковывают новые звучания электромузыкальных инструментов, не столь привычных для того времени, тем более в опере. Опера пользовалась большим успехом и стала одним из самых исполняемых спектаклей в мире.

Первое действие

Опера начинается со сцены в роще из кипарисов и лавров. У гробницы Эвридики Орфей, величайший из певцов, оплакивает свою любимую. Сочувствующие ему пастушки и пастухи взывают к духу умершей, просят услышать скорбь и плач безутешного супруга. Разжигается жертвенный огонь, они украшают памятник цветами. Музыкант просит их оставить его в одиночестве, и продолжает тщетно взывать к Эвридике - только эхо повторяет его слова в лесах, долине и среди скал. Орфей молит богов, чтобы они либо вернули ему любимую, либо подарили ему смерть. Боги внемлют его молитвам, и пред убитым горем певцом возникает Амур, который послан объявить волю Зевса-громовержца: Орфею разрешено спустится в Аид. Если он сможет голосом своим и звуками лиры растрогать нечестивых существ, то вернется назад с Эвридикой. Певцу ставится только одно условие: по пути назад он не должен смотреть на любимую, пока они не выберутся в мир живых, иначе девушка будет потеряна, и на этот раз навсегда. Орфей принимает условие и уверен, что его любовь пройдет все испытания.

Второе действие

"Орфей и Эвридика" - красочная постановка. В начале второго действия, которое практически целиком разворачивается в Гадесе (Аиде), всю сцену окутывает густой темный дым. То здесь, то там мерцают вспышки адского пламени. Подземные духи и фурии собираются отовсюду, чтобы начать неистовую, дикую пляску, и в этот момент появляется играющий на лире Орфей. Существа пытаются вызвать в нем страх, насылают ужасные видения, однако бесстрашный влюбленный взывает к ним, умоляет облегчить его страдания. На третий раз духи отступают перед силой его искусства. Духи, признавшие его победителем, открывают дорогу в царство мертвых.

Далее общая атмосфера на сцене меняется, ведь Орфей прибывает в Элизиум - землю блаженных теней, прекрасную часть царства мертвых, где ему и удается найти тень Эвридики. Волшебная страна грез уже успела ее заворожить, поэтому девушке теперь чужды и земной мир, и его тревоги. Орфей и сам поражен пением птиц и чудесным пейзажем страны блаженных теней, однако по-настоящему счастливым может быть только вместе с Эвридикой. Певец берет любимую за руку и они уходят.

Третье действие

Все ближе главные драматические события оперы "Орфей и Эвридика". Главный герой вместе с супругой идет по мрачным переходам, скалам, извилистым тропам, проходит под опасно нависающими отрогами. Эвридика ничего не знает об условии, которое поставили ее мужу боги. По мере того, как они становятся ближе к миру живых, девушка преображается. Это уже не блаженная тень, все больше она похожа на живого человека. Она горяча и темпераментна, поэтому, не понимая, почему любимый супруг не бросил на нее и взгляда, с горечью жалуется на его равнодушие. Героиня обращается к мужу то нежно, то с недоумением, то со злостью и отчаянием, то с восторгом, но тот по-прежнему даже не смотрит на нее. Тогда Эвридика делает вывод, что Орфей, должно быть, просто разлюбил ее, и пока мужчина пытается убедить ее в обратном, та продолжает свои уговоры. В конце концов она даже пытается отказаться от чудесного спасения и прогнать мужа. Голоса певцов сливаются в этот драматический момент.


ОПЕРА-ДОЛГОЖИТЕЛЬ

За 46 лет со дня премьеры многое менялось: актеры, зрители, сцены театров, но сюжет понятен ценителям рок-оперы всех поколений. «Орфей и Эвридика» — это неустаревающая музыка, нетленные тексты, безупречная игра актеров.



НАГРАДЫ АВТОРОВ

Авторы «Орфея и Эвридики» А.Журбин и Ю.Димитрин "за выдающийся вклад в рок-музыку" получили от английского журнала "Music Week" дипломы "Звезда 1975 года". В 2003 году опера вошла в книгу рекордов Гиннеса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом (на момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз).

Предлагаем послушать вам несколько арий "Орфея и Эвридики"