СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпические нормы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности фонетики, графики и орфографии. Урок помогает привести в систему знания об орфоэпии.

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпические нормы»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум»
















Методическая разработка урока

по дисциплине «Родной (русский) язык»


Тема: «Орфоэпические нормы»











Преподаватель:

Абраимова Вероника Николаевна,

высшей квалификационной категории
















Красногвардейское, 2020

Пояснительная записка


Данный урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности фонетики, графики и орфографии. Урок помогает привести в систему знания об орфоэпии.

Цели:

Обучающие цели: формировать умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированны-ми; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и со-циальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка.

Тип урока – урок повторения, обобщения и систематизации. Урок разработан с учетом требований ФГОС.

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления обучающихся.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: обучающийся – преподаватель - обучающийся. Чтобы вовлечь обучающихся в учебу, необходимы все новые и новые формы урока. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всей группы, позволила обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Задания, которые давались в строгой последовательности от простого к сложному, быстро сменяли друг друга, яркие, запоминающиеся.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности обучающихся на уроке применила различные формы работы: фронтальная (во время проверки раннее изученного материала); групповая (во время систематизации имеющихся знаний); работа в парах (для развития сотрудничества среди обучающихся).

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития обучающихся. Учитывала психологические особенности обучающихся.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля обучающихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем обучающихся со стороны преподавателя.

Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как обучающихся между собой, так и между обучающимися и преподавателем. Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать.




Тема. Орфоэпические нормы

Цель: совершенствовать владение обучающимися орфоэпическими нормами

Обучающие цели: формировать умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка.

Задачи:

- повторить и обобщить сведения о предмете изучения орфоэпии; особенностях русского ударения;

- ввести понятие орфоэпической нормы;

- обобщить и систематизировать имеющиеся знания о постановке ударения в некоторых словах и формах слов (заимствованных именах существительных, прилагательных, глаголах, некоторых причастиях и др.);

- обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуков и звуковых сочетаний;

- развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

- развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь; развивать артикуляционную четкость речи;

- развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);

- формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.


Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, с использованием электронных образовательных ресурсов (презентации).

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы; орфоэпические и толковые словари; презентация.


Мотивация изучения темы

Изучение орфоэпии, а также орфоэпических и фонетических норм и их соблюдение, облегчает обмен информацией между людьми, совершенствует их язык, как средство для общения. Также, нормированное произношение является одним из признаков культурной речи, что говорит об этичной и культурной важности изучения орфоэпии. Изучение норм русского литературного языка необходимо каждому образованному челове








Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию материала. Вступительное слово преподавателя.

- В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной:

«Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися»».


- Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

«И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была».


- А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

«Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали».


Вывод:    «Заговори, чтоб я тебя увидел...» Как точно это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь - показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он.

Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А эпиграфом к нему послужат слова А.П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».


2. Беседа с обучающимися.

- Как вы понимаете высказывание Чехова? Согласны ли вы с классиком и почему?

- Как называется раздел русского языка, который изучает правильное литературное произношение слов и ударение? (в переводе орфоэпия – греческое orthós «правильный» и épos «слово»)

- Как вы понимаете, что означает термин «норма»? (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец)


3. «Орфоэпическая разминка».

Прочитайте выразительно фразы, написанные на карточках, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами, прочтите эти фразы вслух.


Карточка № 1

- А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из СетИ.

- У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

- Мои намЕрения не изменились.

- А где у вас мусоропровОд?


Карточка № 2

- ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.

- Выбери товар по каталОгу.

- Розничные цены зависят от оптОвых.

- Когда же, наконец, включАт свет?


Карточка № 3

- Я в этой афЕре участвовать не буду!

- Он получает хорошие дивидEнды.

- УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.

- Здесь необходимо экспЕртное заключение


Карточка № 4

- Кусочек тОрта остался на прОтивне.

- БАрмен приготовил вкусный коктейль.

- Меня принУдили к этому.

- Сотрудника решили премировАть- и премировАли.


Карточка № 5

- Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.

- Ваше ходАтайство отклонено.

- ОбеспЕчение безопасности на дорогах - основная задача ГИБДД.

- Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.


4. Беседа с обучающимися.

- Какой вывод можно сделать, проанализировав выполнение этого задания? (часто в нашей обыденной речи мы произносим слова неверно, нарушая нормы ударения. Орфоэпические нормы – это достаточно уязвимая сторона современного произношения.)


5. Анализ языкового материала. Инсценировка стихотворения В. Громова «Шутка».

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации? (сценку разыгрывают 3 обучающихся)

- Мой дядя  выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, -

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

 

6. Беседа с обучающимися.

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них?

- Как мы можем проверить себя, если сомневаемся в правильности произношения слова, постановки ударения? (проверить по орфоэпическому словарю) К.С. Горбачевич: «Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание».

- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? (это акцентные варианты)


- В индоевропейских языках ударение, как правило, постоянное: в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно падает на первый слог, во французском, армянском – на последний, в польском, латинском, грузинском – на второй от конца.


- Что же представляет собой ударение в русском языке? В чем его особенность?

Сегодня вы сами будете в роли исследователей: проводя небольшие исследовательские проекты, вы сможете выявить особенности русского ударения и произношения отдельных сочетаний звуков.

Я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу, на основании которой вы сами сделаете вывод: в чем же особенность русского ударения.


7. Групповая работа (выполняется по рядам)

1 ряд:

На доске: перепишите слова и поставьте ударение.

КОмпас, добЫча, инструмЕнт, сУмчатый, Издавна, исчЕрпав, вероисповЕдание

- Скажите, на какой слог по счету падает ударение?

Вывод: в русском языке ударение разноместное, оно может падать на любой слог.


2 ряд:

На доске: перепишите слова, поставьте ударение. Определите, на какую морфему может падать ударение.

Лесок, выход, карандашом, горячо, яблоня, прибрежный

- На какую часть слова падает ударение?

Вывод: в русском языке ударение может падать на любую часть слова.




3 ряд:

На доске: письменно от существительных трех групп образуйте формы им. п. мн. числа и на всех словах поставьте ударение

Инженер – инженеры, офицер – офицеры.

Дом – дома, лес – леса, город – города.

- Чем отличается ударение у существительных 1 и 2 группы?

Вывод: ударение в русском языке бывает неподвижным (во всех формах слова оно падает на один и тот же слог) и подвижным (при изменении слова ударение меняет свое место).

- Именно эти особенности русского ударения объясняют уязвимость норм произношения некоторых слов.


8. Исследовательская работа.

Слово преподавателя. Я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу, сформулировать основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков в русском языке.

Работа в парах. Проанализируйте произношение согласных звуков в словах, выполнив транскрипцию (точная передача звучащей речи графическими средствами), и сформулируйте основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков

- В чем особенность произнесения согласных в данных ниже словах?

1. Синего, белого, умного, яркого.

2. Сжать, без жалости, езжу, сжарить, разжать

3. Возчик, счетчик, счастье, приказчик

4. Летчик, молодчик, докладчик

5. Смеяться, умываться, заливаться

6. Детский, городской

7. Удачный, брачный, игрушечный, будничный, яблочный, античный, вечный, скучно, конечно, нарочно, скворечник, яичница, Ильинична.

8. Чтобы, что, ничто, нечто

9. Легкий, мягкий

10. Местный, прелестный, гигантский, праздник, чувство, безмолвствовать


IV. Закрепление полученных знаний.

1. Выполнение практических упражнений.

(В случае затруднений обучающиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю).


Упражнение № 1

АлфавИт, дефИс, квартАл, кУхонный, мизЕрный, сирОты, созЫв, стАтуя, фенОмен, экспЕрт, каАмбала, кладовАя, сИлос, столЯр, красИвее, свЕкла, щавЕль, он звонИт, гофрировАть, баловАть, закУпорить.

(попутно поясняют лексическое значение слов:

кварта׳л – четвертая часть года, равная трем месяцам, часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.

си׳лос - сочный корм для скота, зелёные части растений (ботва, листья, стебли), приготавливаемые заквашиванием.

гофрирова׳ть – делать ряды волнообразных складок)

(Слова зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки).


Упражнение № 2

Образец: Звать – звал, звала׳, зва׳ло, зва׳ли

- Какую закономерность в постановке ударения в данных формах выявили?

Налить – налил, налила, налило, налили; брать – брала, брал, брало, брали; прясть – прял, пряла, пряло, пряли; позвать – позвал, позвала, позвало, позвали; гнать – гнал, гнала, гнало, гнали; ждать – ждал, ждала, ждало, ждали; красть – крал, крала, крало, крали; начать – начал, начала, начало, начали; ожить – ожил, ожила, ожило, ожили; понять – понял, поняла, поняло, поняли; принять – принял, приняла, приняло, приняли.


Образуйте от полных прилагательных и причастий краткие формы мужского, женского, среднего рода и множественного числа, поставьте ударения.

Образец: Живой – жив, жи׳во, жи׳вы, жива׳. Принятый – при׳нят, при׳нято, при׳няты, принята׳.

- Какую закономерность в постановке ударения в данных формах выявили?


Жалкий: Жалок - жалко, жалки, жалка.

Зеленый: Зелен - зелено - зелены - зелена.

Жесткий: Жёсток - жестко, жестки, жестка.

Поднятый: Поднят - поднято, подняты, поднята

Проданный: Продан - продано, проданы, продана.

Отданный: Отдан - отдано, отданы, отдана.

Занятый: Занят - занято, заняты, занята.


2. Орфоэпический диктант.

Правильно произнесите следующие слова (по цепочке):

АпострОф, асимметрИя, бАнты, вероисповЕдание, втрИдорога, берЕстА, гастронОмия, гладИльный, донЕльзя, дремОта, еретИк, жалюзИ, завИдно, завсегдАтай, закУпорить, коклЮш, красИвее, мизЕрный, некролОг, нефтепровОд, новорождЁнный, опЕка, обеспЕчение, облегчИть, Отрочество, пЕтлЯ, пломбировАть, премировАть, путепровОд, разминУться, танцОвщица, тЕфтЕли, тОрты, тУфля, украИнский, ходАтайство, христианИн, чЕрпать, шАрфы, шинЕль,экспЕрт.


3. Лингвистическая игра «Угадай слово».

Блоки׳ровать - подвергать блокаде, перекрыть, закрыть, лишая доступа к чему-либо

Подро׳стковый - свойственный подростку, характерный для него

И׳конопись – вид религиозной живописи, искусство писания икон

Диспансе׳р – специализированное медицинское учреждение, занимающееся лечением определенных заболеваний.

Ка׳мбала – морская рыба плоской формы с глазами на одной стороне головы.

Пицце׳ри׳я – закусочная, в которой готовят и подают пиццу.

Столя׳р – профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.

Фено׳мен – редкое, необычное, исключительное явление.

Фо׳рзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой.

Цеме׳нт – порошкообразное вещество, которое при смешивании с водой образует однородную, быстро затвердевающую массу, используемую в строительном деле.

Шасси׳ - взлетно-посадочное устройство самолета, приспособленное для смягчения ударов при посадке.

Брюн׳ет – мужчина с очень темными, черными волосами.

Шате[э]н – человек с темно-русыми, каштановыми волосами.

Афе[э]ра- сомнительная сделка, обман с целью наживы, мошенничество.


Любая хорошая речь предполагает соблюдение не только норм произношения, но и владение техникой речи: дикцией, интонацией, «чистотой» звуков.

4. Прочитайте вслух скороговорки. Старайтесь произносить слова чётко.

Бык тупогуб,  тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

От топота копыт пыль по полю летит.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Шустрая норка юркнула в норку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не продолбил и не выдолбил.


5. Беседа с обучающимися.

- Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

- Что мы должны делать, чтобы наша устная речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?

Всегда помните слова писателя К.Г. Паустовского: «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его». (К.Г. Паустовский).


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (индивидуальное выполнение тестов, взаимопроверка по ключам).


Тестовые задания

Орфоэпические нормы
1 вариант

Задание 1. Ударение падает на первый слог в слова.

1. Иконопись 2. Щавель 3. Звонит 4. Мышление

Задание 2. Ударение падает на третий слог в слове

1. Намерение  2. Подключит 3. Ивовый  4. Кашлянуть

Задание 3. Ударение падает на последний слог

1. Задала  2. Задали 3. Выбыла 4. Выбыли

Задание 4. Ударение поставлено правильно в слове

1. ЖАлюзи  2. ОбеспечЕние  3. АлкогОль  4. БАлованный

Задание 5. Ударение поставлено правильно в слове

1. ОбОстренный  2. НекрОлог  3. СОгнутый  4. МальчикОвый

Задание 6. Ударение поставлено правильно в слове

1. НадОлго  2. НаИскось  3. ЗАсмолит  4. ПрибылО

Задание 7. Ударение поставлено правильно в слове

1. КлалА  2. БантЫ  3. ЗевОта  4. ЗвОнит

Задание 8. Ударение различает слова по смыслу в строке

1. Ирис – ирис  2. Компас – компас  3. Допитый – допитый  4. Казаки – казаки

Задание 9. Правильно произносится слово

1. Дермантин 2. Явства  3. Грейпфрут  4. Мукулатура 

Задание 10. Согласный перед Е произносится твердо в слове

1. Дефицит  2. Свитер  3. Пресса  4. Академия

Задание 11. Правильно произносится слово

1. Афёра  2. Новорождённый  3. Опёка  4. Истёкший (год)

Задание 12. Буквосочетание ЧН произносится как [шн] в слове

1. Заочник  2. Скворечник  3. Молочник  4. Взяточник 


2 вариант


Задание 1. Ударение падает на первый слог в слове

1. Позвонишь  2. Начата 3. Прибывший  4. Ракурс

Задание 2. Ударение падает на второй слог в слове

1. Тотчас 2. Дочиста 3. Досуг  4. Полила

Задание 3. Ударение падает на третий слог в слове

1. Феномен  2. Откупорить 3. Углубить  4. Упрочение

Задание 4. Ударение падает на последний слог

1. Христианин  2. Хвоя  3. Танцовщица  4. Свекла

Задание 5. Ударение поставлено правильно в слове

1. ХодАтайство  2. СоболезновАние  3. ДиспАнсер  4. ПуловЕр

Задание 6. Ударение поставлено правильно в слове

1. БралА  2. КранЫ  3. НачАты  4. ПринялИ

Задание 7. Ударение поставлено правильно в слове

1. КашлянУть 2. КатАлог  3. ФорзАц  4. ПоднЯвший

Задание 8. Ударение поставлено правильно в слове

1. БаловАть 2. ОблЕгчить 3. УведомИть 4. СливОвый

Задание 9. Согласный перед Е произносится твердо в слове

1. Патент  2. Термометр  3. Термин  4. Бутерброд

Задание. 10. Согласный перед Е произносится мягко в слове

1. Компьютер  2. Кашне  3. Темп  4. Компетентный

Задание 11. Согласный перед Е произносится мягко в слове

1. Одесса  2. Гротеск  3. Детектив  4. Эстетика

Задание 12. Буквосочетание ЧН произносится как [шн] в слове

1. Скучный  2. Ночной  3. Гречневый  4. Справочник

V. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок.


VI. Домашнее задание:

1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна орфоэпия?»

2. Выписать из орфоэпического словаря или из речи окружающих людей 10 слов, в которых часто нарушается орфоэпическая норма.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!