СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Практикум»

План-конспект урока русского языка в 10 классе

Череминой И.В.

Тема. Орфоэпические (произносительные и акцентологические)

нормы. Практикум

Цель: ознакомить учащихся с особенностями орфоэпических и акцентологических норм в русском языке, тренировать в их применении; воспитывать критическое отношение к ошибкам в собственной речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Единственное средство умственного общения людей есть слово... Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками.

Л. Н. Толстой

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос по домашнему заданию (на карточках), проверка по рядам

  3. Мотивация учебной деятельности

Приём «Смайлик»

Задание. Поставьте на полях тетрадей смайлик, отражающий ваше сего­дняшнее настроение.

Работа с эпиграфом урока

Как вы понимаете слова Льва Николаевича Толстого (обращение к эпиграфу урока)?

Ответы учеников

Учитель: Сегодня на уроке мы будем практиковаться в применении орфоэпических норм языка, воспитывать критическое отношение к ошибкам; урок призван воспитывать в будущих офицерах и работниках системы МВД умение грамотно, доходчиво и точно передавать свои мысли, так как культура речи является важным показателем уровня профессионализма. Урок должен воспитывать чувство патриотизма и ответственность.

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания (по карточкам)

Произнеси правильно

Августовский, алкоголь, взята, включена, взяты, внесена, возбуждено, до выборов, нет векселей, пять выговоров, курсы бухгалтеров, взяло, береста, газопровод, совещание директоров, диспансер, добела, досыта, дочерна, докрасна, дочиста, глупы, громки, глупа, громка, добрало, добрала, добрали, гербы, досуг, заняты, занята, жалюзи, завидно, заняв, закупоренный, занятый, звонишь, заперта, значимый, заперты

Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего урока, давайте проведем словарно-лексическую работу. На местах.


МИНИСТЕРСТВО – центральный орган государственного управления,

ведающий отдельной отраслью хозяйства или общественной деятельности

Департамент (фр. departe-ment) 1) административно-территориальная единица; 2) подразделение, управление, отдел в аппарате высших административных органов; 3) название ведомства, министерства.

Ве́домство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать»[1]) — орган государственного управления или местного самоуправления, наделённый правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.

Что общего в лексическом значении этих слов? Все они обозначают орган государственного управления. Почему для вас эти слова не пустой звук?

Беседа

  • Что такое норма? (Совокупность правил использования языка во всех сферах его употребления)

  • Какие виды норм вы знаете? (орфоэпические, фонетические, морфологические, синтаксические, пунктуационные, стилистические, лексические). Что такое орфоэпические нормы? Если кто забыл, можно посмотреть в учебнике на стр.340

  1. Повторение и обобщение изученного материала

1. Слово учителя

- Орфоэпические нормы - произносительные, предписывающие, как по­ставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук: сжал [жал]; квар­тал (не квартал), красивее (не красивее).

Работа по учебнику, стр. 345, упр. 248.

Какие особенности произношения гласных и согласных звуков есть в русском языке?

В современном русском языке ударные гласные выделяются силой голоса, произносятся дольше. Безударные гласные смазываются. Так, на данный момент в русском языке господствует «иканье» - совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных (кроме у) со звуком [и]: [несу] — [н’ису], [р’эк] — [река]. Это является нормой.

Орфоэпические правила русского языка

  • Наличие непроизносимых согласных (со[-]нце (солнце), голлан[-]ский (голландский)).

  • Оглушение согласных на конце слова (пло[т] — пло[д]ы).

  • Сохранение твёрдого согласного во многих иноязычных словах перед «е»

- (т[э]мп, бизнес, кашне, антенна).

Озвончение и оглушение согласных вплоть до полного исчезновения (ко[з’] ба, до[щ’]).

  • Произношение [шн] на месте ЧН в некоторых словах: яичница, скучный, конечно, горчичный, скворечник, Кузьминична.

  • Стяжения звуков в разговорной речи ([мар’ивана] вместо Мария Ивановна).

  • Произношение окончаний основы прилагательных с мягкими [к’], [г’], [x’]: мел[к’]ий, стро[г’]ий.

Некоторые причины акцентологических ошибок

  • Незнание этимологии иноязычного слова, постановки его ударения (мИзерный, мизЕр — франц. мизЕрный). В современном русском языке словарями допускается ударение и в 1 и 2 слоге

  • Отсутствие в печатном тексте буквы Ё (новорОжденный, а не новорождЁнный).

  • Взаимопроникновение слов между близкородственными языками (крапИва (рус.) - крапивА (укр.)).

Закономерности в постановке ударения

Презентация - нормы произношения отдельных слов (существительных, прилагательных, глаголов)

  1. Практическая работа

  1. Акцентологический минимум (на карточках 1 задание)

Задание. Спишите. Прочтите вслух (2-3 учащихся), правильно ставя ударения.

ГазопровОд, досУг, звонИт, ходАтайство, свЁкла, созЫв, фОрзац, каталОг, кАмбала, премировАние, включЁнный, вероисповЕдание, жизнеобеспЕчение, фенОмен, балОванный.

  1. «Проверь себя» На карточках

Задание. Спишите. Прочтите вслух (2-3 учащихся), правильно ставя уда­рения.

Клала, затемно, кралась, аэропорты, прибыла, шарфы, торты, слилась, банты.

Проверьте себя по стихотворению Н. А. Шапиро.

КлАла шАрфыбАнтытОрты,

КрАлась зАтемно домой,
А потом к аэропОрту
ПрибылАслилАсь с толпой.

Запишите под диктовку учителя стихотворение в тетради с расстановкой ударения в проблемных словах.


На карточках Потренируемся. Расставить ударение

Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Потренируемся. Произноси правильно!

1. Академия, антитеза (э), модель(э), кашне (э), одеколон, музей, кофе, тезис(э) шоссе (э), тефлон, фанера.

2. Конечно, что, Никитична, нарочно, скучный, яичница, подсвечник (шн,чн) порядочный (шн и чн), игрушечный (чн), коричневый (чн), крошечный (чн)



Прочитайте текст, соблюдая орфоэпические нормы

На карточках 4 задание

Шофер высадил пассажира через квартАл. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселЕн. Дверь в подъезд запертА. Прежде, чем войти, позвонИте. Мы всегда звонИм. Ты включИшь свет на лестничной площадке? ВключЕнный светильник освещает дорогу. Когда же он включЕн? Вот и дождалИсь гостей. А то я уже заждалАсь.

Подготовка к ЕГЭ, презентация (устно)

  1. граждАнство

  2. дозвонЯтся

  3. прибЫв

  4. тОрты

  5. бралАсь

  6. слИвовый

  7. звонИшь

  8. зАняли

  9. углубИть

  10. вероисповЕдание


  1. Рефлексия

Приём «Смайлик»

Задание. Поставьте на полях тетради смайлик, отражающий ваше настроение в конце урока.

  • Насколько продуктивно вы сегодня поработали?

  • Какие правила повторили?

  • Что узнали нового?

  • Что вы узнали об орфоэпических нормах?

  • Как вы думаете, материал урока пригодится вам в вашей будущей профессии и каким образом?

Домашнее задание

  1. составить 2-3 предложения, введя в них слова из акцентологического минимума.

  2. Работа по карточкам (поставить ударения)



Имена существительные с фиксированным ударением

Имена существительные иноязычного происхождения

Имена существительные, ударение в которых ставится по аналогии

аэропОрты

бАнты

бухгАлтеров

Иксы

кОнусов

крАны

кремЕнь

лЕкторов

тОрты

шАрфы

дефИс

диспансЕр

жалюзИ

квартАл

партЕр

экспЕрт

каталОг

киломЕтр

мЕстностей

мусоропровОд

призЫв

столЯр

шофЁр















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!