СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпия и что она изучает.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

Орфоэпия — это раздел языкознания, который изучает нормы литературного произношения слов.

Выясним, что такое орфоэпия в русском языке, что она изучает, если обратимся к значению этого термина.

Греческое слово orthoepeia возникло от orthos, что значит «правильный», и epos — «речь». Итак, этот термин обозначает правильную речь. Орфоэпия как лингвистическая наука изучает совокупность норм литературного языка, связанных с правильным звуковым оформлением единиц речи: звуков (гласных и согласных), морфемслов и отдельных предложений.

Можно определить суть орфоэпии как раздела языкознания, который занимается одной из важнейших сторон культуры речи — установлением и соблюдением норм правильного произношения слов.

 

Advertisement: 0:07

Нормы литературной речи включают в себя произносительные нормы фонем, фонемного состава отдельных морфем, их реализацию в разных фонетических позициях, а также акцентологические нормы произношения слов.

Что изучает орфоэпия?

Орфоэпия изучает вариативность ударения в словах и их грамматических формах, отмечает разноместность ударения на гласных разных слогов во многих словах русского языка и их грамматических формах:

  • ка́мфара и камфара́;
  • те́фтели и тефтели́;
  • са́жень и саже́нь;
  • вне́млю и внемлю́;
  • бе́лы и белы́.

Орфоэпия фиксирует варианты звуковой реализации одних и тех же фонем в одной и той же фонетической позиции:

д[иэ]сна́ и д[еи]сна́

В произношении разными людьми слова «десна» наблюдается вариативность безударного гласного звука, хотя фонема одна и та же.

Орфоэпические варианты фонемного состава корня иногда отражаются в написании слов:

Орфоэпия как наука о литературном произношении слов исследует такое фонетическое явление, при котором во многих иноязычных словах после согласных пишется буква «е» в русском языке, а согласные произносятся твёрдо:

  • сар[дэ]лька
  • пар[тэ]р
  • шос[сэ]
  • [нэ]йлон
  • а[тэ]ист

Отметим, что по-разному произносится сочетание согласных «чн» в словах:

  • праче[ч’н]ая и праче[шн]ая;
  • порядо[ч’н]ый и порядо[шн]ый;
  • трое[ч’н]ик и трое [шн’]ик.

Наряду с этим в русском литературном языке существуют точные нормы произношения слов:

  • коне[шн]о
  • ску[шн]о
  • яи[шн’]ица
  • наро[шн]о
  • подсве[шн’] ик и пр.

Зафиксированные орфоэпические варианты произношения слов некоторое время сосуществуют как равноправные. При наблюдении за ними в течение длительного времени выявляется закономерная особенность, когда новое произношение становится основным и вытесняет старое. С этой точки зрения в современном литературном языке отдается предпочтение произношению слов и их грамматических форм:

  • фольга́, а не фо́льга;
  • йо́гурт, а не йогу́рт;
  • деньга́ми, о деньга́х, а не де́ньгами, о де́ньгах.

Орфоэпия исследует общенародную и профессиональную сферу употребления слов:

  • шпри́цы и шприцы́ (в речи медиков);
  • ко́мпас и компа́с (в речи моряков);
  • добы́ча и до́быча (в речи шахтёров).

Орфоэпия и культура речи

Орфоэпия определяет нормы произношения слов, обосновывает их и закрепляет в специальных словарях. Большой вклад в изучение норм орфоэпии внес ученый Р. И. Аванесов, который систематизировал их в «Орфоэпическом словаре русского языка».

Соблюдение орфоэпических норм — это показатель культуры речевого поведения. Единообразие в произношении слов облегчает и ускоряет взаимопонимание собеседников или слушателей.

Литературное произношение выражает бережное отношение к слову как основной единице речи и является важным показателем речевой культуры, которая неразрывно связана с условиями ясности и доступности. В современном русском литературном языке ученые-лингвисты выделяют три стиля произношения:

  • высокий
  • нейтральный
  • разговорный.

В повседневной жизни основным считается нейтральный стиль произношения слов, который в наиболее доступной звуковой форме может донести до слушателей основной смысл, содержание речи.

В наше время невозможно недооценить социальную роль правильного произношения слов, когда устная речь стала средством самого широкого общения. В современном обществе орфоэпия русского языка ставит основную задачу повышения культуры речи населения.

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпия и что она изучает.»

Цели:

Цели:

 «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»   А.И.Куприн

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»

А.И.Куприн

    Орфоэпия   –  это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение  отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

Орфоэпия   –  это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение  отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

1.  Произношение гласных    а) редукция:    количественное  и  качественное  изменение произнесения звука в потоке речи  в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога.   б) отсутствие /о/ в безударном положении:  молоко - м/а/л/а/ко  золото - зол/а/т/а/  дорогой - д/а/р/а/г О й.

1. Произношение гласных  

а) редукция:  

количественное и качественное изменение произнесения звука в потоке речи  в зависимости от того, насколько он удален от ударного слога.

  б) отсутствие /о/ в безударном положении:

молоко - м/а/л/а/ко

золото - зол/а/т/а/

дорогой - д/а/р/а/г О й.

 в) переход /и/  в  /ы/  в позиции после твердых согласных:  без/ы/глый  г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/:    ж/ы/ть, ш/ы/ть  д) аканье : в/а/да, п/а/эт  иканье:  л/и/теть  ыканье:  к сож/ы/лению, лош/ы/дей

в) переход /и/  в  /ы/  в позиции после твердых согласных:  без/ы/глый

г) произношение /ы/ после /ж/, /ш/, /ц/:  

ж/ы/ть, ш/ы/ть

д) аканье : в/а/да, п/а/эт

иканье: л/и/теть

ыканье: к сож/ы/лению, лош/ы/дей

2. Произношение согласных  а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ :  /с/иний,  /с/ерый,  но сэр б)  оглушение согласных на конце слова:   горо(т), са(т)

2. Произношение согласных

а) обязательное смягчение согласных перед /и/ и перед /е/ :

/с/иний,  /с/ерый,  но сэр

б) оглушение согласных на конце слова:   горо(т), са(т)

 в) уподобление согласных качеству последующего звука  по признаку        мягкости/твердости, глухости/звонкости:   /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба

в) уподобление согласных качеству последующего звука  по признаку        мягкости/твердости, глухости/звонкости:

  /сь/нег, /ф/се, про/зь/ба

г) сочетания чн как шн:   було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая,  сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая,  но  коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица

г) сочетания чн как шн:   було/шн/ая и булочная, молочный и моло/шн/ый, пшени/шн/ый и пшеничный, лаво/шн/ик и лавочник, булочная и було/шн/ая,  сливо/шн/ое и сливочное, я/шн/евая и ячневая, но коне/шн/о, ску/шн/о, яи/шн/ица

д) в неопределенной форме глагола   на месте -ться произносится -цца :  улыба/цц/а, развива/цц/а е) сочетание букв     зж   произносятся как  двойное мягкое /жьжь/:    уезжаю-уежьжьаю  вожжи-вожьжи

д) в неопределенной форме глагола   на месте -ться произносится -цца :

улыба/цц/а, развива/цц/а

е) сочетание букв     зж   произносятся как  двойное мягкое /жьжь/:  

уезжаю-уежьжьаю

вожжи-вожьжи

3. Произношение заимствованных слов  а) твердые согласные перед е : в словах, обозначающих понятия зарубежного быта : пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль; в собственных именах, фамилиях : Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен; в терминологии : интервью, модернизация.

3. Произношение заимствованных слов

а) твердые согласные перед е :

  • в словах, обозначающих понятия зарубежного быта : пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль;
  • в собственных именах, фамилиях : Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен;
  • в терминологии : интервью, модернизация.
 б) перед [е] согласные смягчаются  если заимствованные слова уже освоены русским языком:  к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель  в)  согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются:   ма[к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с[х']ема

б) перед [е] согласные смягчаются если заимствованные слова уже освоены русским языком:

к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель

в) согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются:

ма[к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с[х']ема

   Ударение - выделение какого-либо  слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности .

Ударение - выделение какого-либо

слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности .

 1 . Различает разные слова:  зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный   2 . Различает формы разных слов:  нош У –  н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

1 . Различает разные слова:

зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный

2 . Различает формы разных слов:

нош У н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

3.  Различает формы одного слова:  кос И те – к О сите, нос И те – н О сите  4. Различает функционально – стилистические варианты:  лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

3. Различает формы одного слова:

кос И те – к О сите, нос И те – н О сите

4. Различает функционально – стилистические варианты:

лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

 1. Разноместность ударения   СестрА, мЕдленно,  лежАть, аптЕка,  Оптика,  поликлИника,  стоматологИческий

1. Разноместность ударения СестрА, мЕдленно,

лежАть, аптЕка,

Оптика,

поликлИника,

стоматологИческий

2. Подвижность ударения   бИнт – бинтА  врАч – врачА  лечИть – лЕчим, вЫлечим  лИст – листА, лИстья

2. Подвижность ударения

бИнт – бинтА

врАч – врачА

лечИть – лЕчим, вЫлечим

лИст – листА, лИстья

1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры) 2. Прежде всего мое намерение - заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)

1. Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно в двенадцать часов (из объявления на посту медицинской сестры)

2. Прежде всего мое намерение - заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастороскопиями, дизентериями (из разговора врача с пациентом)

 3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).

3. Хроническая ишемическая болезнь сердца, атеросклероз венечных сосудов сердца, стенокардия покоя и напряжения. Постинфарктный кардиосклероз (из диагнозов).

 Коклюш ,  анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.

Коклюш , анальгин, анатом, биопсия, эндоскопия, ломота, некролог, немота, принудить, средства, каталог, хирургия, балованный, госпитальный, договор, камфорный, кладовая, облегчить, анамнез, боязнь, ортопедия, блокировать, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, мизерный, ходатайствовать.

 А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.

А д екватный, а д еноиды, аква р ель, а н ес т езия, бе н ефис, вун д еркинд, д е т ектив, д еликатес, и д ентичный, ин т ервью, ин т ернат, компью т ер, к р ем, ла з ер, п р есса, сви т ер, с епсис, т емп, т ембр, т ермос, ти р е, шимпан з е, ш т емпель.

ан А том з А говор н А говор  догов О р фен О мен катал О г дрем О та лом О та  ср Е дства св Е кла  крас И вее биопс И я   ударение падает на А     ударение падает на О     ударение падает на Е   ударение падает на И   анатом биопсия договор средства феномен заговор дремота свекла наговор красивее

ан А том

з А говор

н А говор

догов О р

фен О мен

катал О г

дрем О та

лом О та

ср Е дства

св Е кла

крас И вее

биопс И я

ударение падает на А

ударение падает на О

ударение падает на Е

ударение падает на И

анатом

биопсия

договор

средства

феномен

заговор

дремота

свекла

наговор

красивее

Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17 Доценко С.П. А теперь про ударение - http://rus.1september.ru Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2011. С.5-14. Полный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика: Н. Н. Соловьева — Санкт-Петербург, Оникс, Астрель, Мир и Об, 2011 г.- 464 с. Русский язык. 10 класс. Нормы речи.
  • Юминова Е.В. Овладеваем нормами произношения и ударения. /Русский язык, № 07, 2010. С.10-17
  • Доценко С.П. А теперь про ударение - http://rus.1september.ru
  • Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Лекция № 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. /Русский язык, № 17, 2011. С.5-14.
  • Полный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика: Н. Н. Соловьева — Санкт-Петербург, Оникс, Астрель, Мир и Об, 2011 г.- 464 с.
  • Русский язык. 10 класс. Нормы речи. "Заговори, чтобы я тебя увидел". Учебное пособие: Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева — Санкт-Петербург, Легион, 2014 г.- 272 с.