Просмотр содержимого документа
«Орфография. Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова»
Аннотация к уроку
Тема: Орфограммы в биографии Ивана Александровича Гончарова. (Орфография. Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова). 10 класс
Тип урока: урок усвоения нового материала, повторения и систематизации.
Форма проведения: интегрированный урок-исследование, практика (интеграция с русским языком).
Цель урока: познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества И.А.Гончарова и повторить орфограммы.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с биографией И.А.Гончарова и повторить орфограммы.
Воспитательные: способствовать формированию устойчивого интереса к литературе; воспитание уважительного отношения к эпохе И.А.Гончарова.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, находить главное, делать выводы и развивать речь.
Планируемый результат:
Личностные: развивать познавательные мотивы, самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, планировать пути достижения целей.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные: умение организовывать самостоятельную деятельность, владеть письменной и устной речью, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные: работать с текстом, выбирать из текста главное, соответственное содержанию задания.
Предметные: развивать познавательные интересы.
Методы и приемы: практический и поисковый метод.
Оборудование: текст с биографией И.А.Гончарова.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, групповая.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Организационный момент. II. Постановка цели урока | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего урока «Орфограммы в биографии Ивана Александровича Гончарова». Запишите число и тему урока в тетрадь. - Что необычного вы увидели в названии темы? Верно, сегодня мы начинаем изучать творчество Ивана Александровича Гончарова, с которым ранее вы не были знакомы. На уроке мы с вами познакомимся с основными периодами жизни и творчества писателя, и даже на основе его биографии повторим некоторые орфограммы. | Учащиеся приветствуют учителя. Делают записи в тетради. - Тема объединила две дисциплины: русский язык и литературу. | 2 мин. |
III. Актуализация знаний IV. Закрепление изученного материала | Перед вами алгоритм работы на уроке, вы должны следовать ему: I. Первичное прочтение текста (самостоятельная работа). 1.Выпишите слова с пропусками; 2.Вставьте буквы и объясните орфограммы графически; 3.Сделайте выводы, ответив на вопросы: «Какие орфограммы повторили?», «Что необходимо сделать, чтобы написать грамотно слово?», «Какие правила применяли?». 4.Запишите вывод. 5. Проверьте работу в парах, обсудив ошибки и верно выполненные слова (парная работа). II. Вторичное прочтение текста (групповая работа). Поделитесь на группы по вариантам: 1 группа – вариант, 2 группа – второй вариант. I группа: 1.Выписать из текста информацию, касаемую жизни И.А.Гончарова. II группа: 1.Выписать из текста информацию, касаемую творчества И.А.Гончарова. 2. Обсудите в группе свои записи и подготовьте одного из группы для пересказа, найденной информации. 3. Этот участник переходит в другую группу и пересказывает, те же делают краткие записи в тетрадь. 4.По завершению возвращается в свою группу. | Изучают алгоритм. Самостоятельная работа: выписывают слова с пропусками, объясняют орфограммы, отвечают на вопросы и записывают вывод в тетрадь. Парная работа: обсуждают в парах, исправляют ошибки. Групповая работа: Делятся на группы, выписывают информацию из текста. Готовят одного участника группы для ответа. Перемещаются, рассказывают и делают записи. | 28 мин. |
V. Проверка усвоения знаний | А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили биографию писателя. Ответьте на вопросы: - Каково происхождение писателя? - Сколько братьев и сестер имел И.Гончаров? - Кто был крестным отцом и другом семьи Гончаровых? - Его профессия? - С кем встретился в 1832 году в Московском университете И.Гончаров? - Годы службы в Департаменте внешней торговли? - Какое путешествие совершил И.Гончаров на фрегате «Паллада»? - Где похоронен И.А.Гончаров? | Отвечают на вопросы: - Купеческого рода. - 1 брата и 2 сестры. - Н.Н.Трегубов. - Морской офицер. - С А.С.Пушкиным. - 1835-1855. - Кругосветное. - В Александро-Невской лавре. | 6 мин. |
VI. Итоги урока | - Каким вы представляете себе И.А.Гончарова, изучив его биографию?
- Какие орфограммы повторили? | Примерные ответы: Спокойный нрав, скромность писателя, приспособление к плохим условиям, доброе сердце, консервативный взгляд, впечатлительность, эмоциональность. Необычный дар – спокойствие и уравновешенность. | 2 мин. |
VII. Рефлексивно-оценочный | На столах лежат листы самооценки, оцените свою работу | Оценивают себя | 1 мин. |
VIII. Домашнее задание | Комментируют домашнее задание. Читать роман И.А.Гончарова «Обломов», характеризовать главного героя, делать пометки в тексте, доказывающие его характеристику. | Слушают комментарий к домашнему заданию, записывают в дневники. | 1 мин. |
Молодцы! Спасибо за внимание! Можете быть свободны!