Просмотр содержимого документа
«Организация досуговой деятельности»
Организация досуговой деятельности учащихся
Досуг – это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, он способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, планировать деятельность, оказывать взаимопомощь, сотрудничать.
Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.
Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.
В школьном коллективе кружковая работа является одной из распространённых форм деятельности, учащихся в свободное время. Она помогает детям углублять знания, полученные на уроках; приобретать новые, не предусмотренные учебными планами; выявлять и развивать у детей природные способности, наклонности и дарования определённых областях науки и техники, искусства и спорта; способствует разумному проведению досуга и отдыха. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма - это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству. Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно- досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.