СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация экскурсионной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов содержит основные вопросы организации экскурсионной работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Организация экскурсионной работы»

Организация экскурсионной работы.

Экскурсия — это коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образова­тельной, познавательной целью. Это наглядный метод получения определённых знаний путём посещений определённых объектов со специальным руководителем (экскурсоводом). Экскурсии могут носить учебный и культурно-просветительский характер, они помогают конкретизировать уже имеющиеся у воспитанников знания, дают новые, усиливают интерес детей к изучаемому материалу. Экскурсии поднимают жизненный тонус детей, бодрят их, со­здают жизнерадостное настроение.

В ходе экскурсии осуществляется совместная деятельность педагога-экскурсовода и ру­ководимых им воспитанников-экскурсантов в процессе изучения процессов действительно­сти, наблюдаемых в естественных условиях (предприятие, памятники истории и культуры, памятные места и достопримечательности, природа и др.) или в специально созданных хра­нилищах коллекций (музей, выставка).

Деятельность руководителя (экскурсовода):

1. Предварительный этап — разработка маршрута, решение организационных вопросов; зна­комство с интересными материалами, касающимися будущей экскурсии; подготовка вопро­сов или других возможных заданий, необходимых для проведения экскурсии. Перед экскур­сией необходим инструктаж воспитанников по технике безопасности.

2. Деятельностный этап (в ходе экскурсии) — конкретные пояснения, направление внимания группы, подталкивание детей на размышление, сопоставление, подведение к оценкам и вы­водам.

3. Завершающий этап — рефлексия (размышление о своём внутреннем состоянии, самоана­лиз), она включает в себя такие процессы, как понимание и оценка. Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Существует три степени усвоения материала: восприятие, принятие и воспроизведение. Учитывая всё это, после экскурсии детям предлагаются различные задания.

Активные формы деятельности экскурсантов: наблюдение, изучение, исследование объектов. Правильно организованная экскурсия должна сопровождаться самостоятельным исследованием того или иного объекта самими воспитанниками.

Некоторые приёмы рефлексии после экскурсии.

1. Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к экскурсии.

Задание. Обведи на листке бумаги свою кисть. Теперь закрась на рисунке пальцы в соответ­ствии с толкованием. Чем больше площадь закрашивания, тем сильнее твои эмоции:

- большой палец — было интересно;

- указательный — было интересно, я много узнал нового;

- средний — было интересно, но я не всё запомнил;

- безымянный — я порекомендую другу посетить этот музей;

- мизинец — мне не понравилось.

2. Цель: оценка экскурсии.

Задания:

- подготовить доклад по любой теме, затронутой на экскурсии, и представить его одногрупп­никам;

- составить загадки-описания по теме экскурсии;

- составить кроссворд по теме экскурсии;

- продолжить высказывание: «Верно ли, что...» (не менее 5 вариантов);

- написать рассказ- «путанку» (изложение полученных знаний и фактов с намеренными фак­тическими ошибками);

- выполнить тест, подготовленный педагогом;

- написать рассказ-рассуждение на тему экскурсии.

3. Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, осознания полученных ЗУН.

Задание. Закончи предложения:

- «Мне было интересно на экскурсии, потому что...»

- «Я с удовольствием пойду на экскурсию ещё раз, если...»

- «Я не хочу идти на экскурсию ещё раз, если...»

4. Цель: оценка экскурсии.

Задание: подготовка к игре «Аукцион знаний». Дети по очереди представляют в виде тезисов сведения, полученные на экскурсии. Тот, кто последним представит информацию, объявляется победителем. Это задание обязательно для всех.