Организация экскурсионной работы.
Экскурсия — это коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. Это наглядный метод получения определённых знаний путём посещений определённых объектов со специальным руководителем (экскурсоводом). Экскурсии могут носить учебный и культурно-просветительский характер, они помогают конкретизировать уже имеющиеся у воспитанников знания, дают новые, усиливают интерес детей к изучаемому материалу. Экскурсии поднимают жизненный тонус детей, бодрят их, создают жизнерадостное настроение.
В ходе экскурсии осуществляется совместная деятельность педагога-экскурсовода и руководимых им воспитанников-экскурсантов в процессе изучения процессов действительности, наблюдаемых в естественных условиях (предприятие, памятники истории и культуры, памятные места и достопримечательности, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка).
Деятельность руководителя (экскурсовода):
1. Предварительный этап — разработка маршрута, решение организационных вопросов; знакомство с интересными материалами, касающимися будущей экскурсии; подготовка вопросов или других возможных заданий, необходимых для проведения экскурсии. Перед экскурсией необходим инструктаж воспитанников по технике безопасности.
2. Деятельностный этап (в ходе экскурсии) — конкретные пояснения, направление внимания группы, подталкивание детей на размышление, сопоставление, подведение к оценкам и выводам.
3. Завершающий этап — рефлексия (размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ), она включает в себя такие процессы, как понимание и оценка. Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Существует три степени усвоения материала: восприятие, принятие и воспроизведение. Учитывая всё это, после экскурсии детям предлагаются различные задания.
Активные формы деятельности экскурсантов: наблюдение, изучение, исследование объектов. Правильно организованная экскурсия должна сопровождаться самостоятельным исследованием того или иного объекта самими воспитанниками.
Некоторые приёмы рефлексии после экскурсии.
1. Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к экскурсии.
Задание. Обведи на листке бумаги свою кисть. Теперь закрась на рисунке пальцы в соответствии с толкованием. Чем больше площадь закрашивания, тем сильнее твои эмоции:
- большой палец — было интересно;
- указательный — было интересно, я много узнал нового;
- средний — было интересно, но я не всё запомнил;
- безымянный — я порекомендую другу посетить этот музей;
- мизинец — мне не понравилось.
2. Цель: оценка экскурсии.
Задания:
- подготовить доклад по любой теме, затронутой на экскурсии, и представить его одногруппникам;
- составить загадки-описания по теме экскурсии;
- составить кроссворд по теме экскурсии;
- продолжить высказывание: «Верно ли, что...» (не менее 5 вариантов);
- написать рассказ- «путанку» (изложение полученных знаний и фактов с намеренными фактическими ошибками);
- выполнить тест, подготовленный педагогом;
- написать рассказ-рассуждение на тему экскурсии.
3. Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, осознания полученных ЗУН.
Задание. Закончи предложения:
- «Мне было интересно на экскурсии, потому что...»
- «Я с удовольствием пойду на экскурсию ещё раз, если...»
- «Я не хочу идти на экскурсию ещё раз, если...»
4. Цель: оценка экскурсии.
Задание: подготовка к игре «Аукцион знаний». Дети по очереди представляют в виде тезисов сведения, полученные на экскурсии. Тот, кто последним представит информацию, объявляется победителем. Это задание обязательно для всех.