Организация физкультурно-оздоровительной работы
в детском оздоровительном лагере
Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна способствовать также осознание необходимости здорового образа жизни, что на сегодняшний день важнее, чем непосредственный оздоровительный эффект мероприятий лагерной смены.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива
Сокращение разрыва между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельностью
Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере
Формирование у школьников навыков общения и толерантности
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления
Формирование у детей морально-волевых качеств, чувства патриотизма.
Основные требования к организации и методике работы.
Мероприятия по физическому воспитанию должны:
соответствовать возрасту детей;
соответствовать здоровью детей (основная, подготовительная, специальная медицинские группы), их уровню физической подготовленности;
быть неотъемлемой частью режима лагеря;
отражать общепринятый принцип работы детских организаций – содействие всестороннему развитию инициативы и самодеятельности детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие формы:
Физкультурные мероприятия в режиме дня. Они называются так потому, что входят в ежедневный распорядок дня и в той или иной мере обязательны для всех ребят. К ним относятся утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание.
Отрядная физкультурная работа. Сюда входят звеньевые и отрядные физкультурные занятия, сборы отрядов с физкультурной тематикой, прогулки, экскурсии, походы, игры на местности.
Массовая спортивная работа. Сюда входят спортивные игры отряда «Старты надежд» (спортивные конкурсы, соревнования по различным видам спорта, подвижные и спортивные игры), соревнования по многоборьям, турниры по настольному теннису, бадминтону, городкам, шахматам, шашкам, товарищеские встречи, спартакиады.
Учебно-тренировочные занятия кружков (секций), команд по разным видам спорта. В период летних каникул дети, занимающиеся в ДЮСШ и в школьных секциях, нередко должны временно прерывать занятия. Под руководством инструктора по физической культуре, вожатых для них организуются команды, кружки, в которые, несомненно, могут войти и физически подготовленные ребята.
Общественно полезные формы труда. Большинство лагерей выезжает ежегодно на одно и то же место. С годами такие лагеря имеют возможность подготовить комплекс спортивных площадок, сооружений, спортивный инвентарь. Много приходится делать самим школьникам. И в том, что они принимают участие в строительстве и разметке площадок, ремонте инвентаря, есть неоспоримая польза.
Агитационно-пропагандистская работа. Детям многое полезно знать: о пользе систематических занятий физическими упражнениями, о пользе утренней гимнастики, о лучших спортсменах, об Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о видах спорта и т.
Беседы, викторины, встречи с мастерами спорта, плакаты, хорошо оформленные результаты соревнований - вот некоторые виды пропаганды и агитации. Но лучшая агитация - систематические занятия, хорошо спланированные и отлично организованные спортивно-массовые мероприятия.
Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой проводится врачом. Детям основной мед. группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.
В условиях детского оздоровительного лагеря предоставляются большие возможности для закаливания детей даже за короткую смену.
К основным средствам закаливания относят: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.
Для приема воздушных ванн можно использовать прогулки и игры. Например, во время прогулки в пасмурную погоду время нахождения на улице в начале должно определяться 15–20 мин. Чтобы и ночной сон способствовал закаливанию, воздух в спальне должен быть постоянно свежим. Всегда необходимо проветривать помещение, комнаты где дети отдыхают.
Солнечные ванны. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Солнечные ванны проводятся в оздоровительном лагере, как правило, при проведении различных мероприятий, не обязательно спортивных. В первые дни продолжительность солнечных ванн не должна превышать 4–6 минут, а к концу смены может быть увеличена до 35–40 мин.
Водные процедуры. Водные процедуры – наиболее сильное и приятное закаливающее средство, на которое организм энергично реагирует.
утром – обтирание туловища влажным полотенцем, обливание, утреннее купание;
днем – купание, душ;
вечером – мытье ног прохладной и холодной водой.
Важное значение имеет утренняя гимнастика. Примерная продолжительность занятий для уч-ся 1-4 кл-8-10 мин;5-9 кл-11-15 мин.
Нужен хотя бы час в дне, когда дети могли бы свободно играть в подвижные, дворовые игры, ходить на прогулки. Называется этот час «Час Здоровья» или «Спортивный час».
Туризм отвечает возрастным потребностям детей и подростков, желанию самоутвердиться, стать самостоятельным, научиться преодолевать трудности, общаться. До похода, экскурсии, прогулке вожатому необходимо:
спросить разрешения о возможности пойти в поход у директора лагеря - независимо от длительности;
разделить отряд на группы, назначить (выбрать) командира отряда, командиров групп; распределить обязанности между участниками похода с учетом склонностей каждого (обязательно должны быть санитар, заведующий снаряжением, заведующий питанием и т.д.);
уделить внимание снаряжению и одежде;
подготовить карту пути следования;
захватить с собой средство, отпугивающее жалящих насекомых (это может быть одеколон с каплями гвоздичного масла и т.п.);
взять в медицинском пункте аптечку.
разобраться с раскладкой питания и воды.
Длительность переходов для детей школьного возраста рекомендуется - 40-50 мин, интервалы должны составлять порядка 10-20 мин, в зависимости от возраста детей. С 8-9 лет дети уже могут самостоятельно приготовить на костре еду (под присмотром взрослых).