СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация гражданской обороны в ФГОУ СПО ПГМСК, ее предназначение. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГО в образовательном учреждении организована на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. ГО в образовательном учреждении организована на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Просмотр содержимого документа
«Организация гражданской обороны в ФГОУ СПО ПГМСК, ее предназначение. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.»

Лекция № 12


Организация гражданской обороны в ФГОУ СПО ПГМСК, ее предназначение.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.


ГО в образовательном учреждении организована на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. Возглавляет ГО общеобразовательного учреждения его директор, который по должности является начальником ГО. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по ЧС. Такие комиссии создаются при возникновении ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор учебного заведения. В учебном заведении также может быть создана комиссия эвакуационная с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам ГО и ЧС назначается уполномоченный по делам ГО и ЧС, при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель БЖД. На случай возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения для защиты студентов и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты студентов и персонала в ЧС. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

– эвакуация студентов и персонала из зон ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

– укрытие студентов и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

– использование СИЗ органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;

– проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебном заведении во время учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования, как правило, из числа студентов старших курсов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса БЖД. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др.

В случае необходимости создаваемые формирования могут привлекаться для ликвидации ЧС в учебном заведении.

В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.

На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.

Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.

На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.

3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении (по совместительству). Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения.

4. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.

На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.

Из состава звена выделяются посты радиационного и химического наблюдения (РХН), обученные работе с приборами.

На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.

Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель БЖД) должны поддерживать взаимодействие со штабом ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.)

 Террористические акты. Защита населения. Правила поведения при терактах.

Виды террористических актов

Непосредственно терроризм воплощается в виде террористического акта — совершения преступления террористического характера, являющегося завершающим этапом террористической операции. Террористическая операция продолжается длительное время, включает подготовку и совершение террористического акта. В проведении операции могут принимать участие боевая группа, группы разведки, материального, пропагандистского обеспечения и обеспечения безопасности.

Террористическая группа — подразделение террористической организации, в обязанность которой входит деятельность, непосредственно связанная с подготовкой и проведением террористического акта.

Террористическая группа характеризуется тесным взаимодействием между собой членов, объединенных конкретными целями деятельности, и состоит из террористов, принимающих участие в террористической деятельности.

Террористическая организация специализируется на террористической деятельности в полном составе или одним из своих структурных подразделений. Отличается многочисленностью рядов, сравнительно длительным временем существования, наличием руководящей иерархии, разделением функций управления, проведения террористических акций, разведки, пропаганды и финансирования. Возможно наличие филиалов в различных регионах страны и на территории нескольких государств. Террористическая деятельность организованного характера связана с постоянной опасностью, подготовка операций длительна. Как правило, деятельность террористических организаций идеологически обоснована, подчинена разработанной доктрине и включена в политический процесс.

Террористические акты могут быть следующих видов.

  1. Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.).

Производятся взрывы транспортных средств или в зданиях с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в случаях, когда террористы абсолютно все потенциальные жертвы рассматривают в качестве политических противников. В XIX в. взрывы активно применяли анархисты под лозунгом: "Никто не свободен от вины". Для нападений, как правило, использовались ручные бомбы, устраивались подкопы, производились минирования популярных среди населения мест. Основным объектом покушения был человек. В XX в. очень часто диверсионная тактика принимается на вооружение террористами национальных движений (ИРА), левацкими организациями крайнего сектантского характера (РАФ), религиозными экстремистами. В 1990-х гг. диверсионную тактику проводили такие организации, как ХАМАС, Хезболлах, Аль-Кайда, Аум Синрикё. В XX в. по-прежнему применяются ручные гранаты, но меньшей мощности, позволяющие террористу невредимым скрыться с места преступления. Самые кровавые террористические акции совершены с помощью заминированных автомобилей, или "автомобильных бомб". К числу таких операций принадлежат диверсии против американских военных казарм и посольств на Ближнем Востоке и в Африке в 1982—83 и во 2-й пол. 1990-х гг.

Другой вид взрывной деятельности — использование шахидов-самоубийц исламскими террористами (ХАМАС, Хезболлах и др.). В результате подобных операций также гибнут десятки людей, но по степени психологического эффекта преступления этого рода представляются более мощными. Также террористы минируют различные объекты: жилые здания, магазины, банки, гостиницы, аэропорты, транспортные магистрали, производственные сооружения. В зависимости от намерений террористов взрыв даже значительной силы может не повлечь за собой жертв, так как преступники часто предупреждают заранее полицию, прессу и жертв о проводимой операции. В таких случаях террористы довольствуются психологическим эффектом. Особенно многочисленны жертвы в результате взрывов самолетов.

  1. Похищение. 

Как правило, похищениям подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты. Совершаются для того, чтобы добиться исполнения политических требований, для устрашения господствующих слоев, получения средств на деятельность организации.

Более гуманный, чем диверсионный способ осуществления террористической деятельности, но более сложный в исполнении, так как требует слаженной, дисциплинированной работы в течение длительного времени. В Европе активно используют похищения баскские террористы. Ведению подобного рода террористической деятельности способствует ситуация политической нестабильности. Особенно часто похищения предпринимаются партизанами Латинской Америки; в Ливане в нач. 1980-х гг. были совершены десятки похищений гражданских и военных представителей иностранных государств.

  1. Покушение и убийство. 

Один из основных методов ведения терроризма. Осуществляется вооруженными группами. Отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию. Активно используется революционными террористами. При совершении покушений используется холодное и легкое стрелковое оружие, ручные гранаты, миномёты и гранатомёты. При проведении боевой операции этого типа жизнь террориста подвергается опасности, поэтому осуществляется высокопрофессиональными террористами в государствах с ослабленной правоохранительной структурой, а также в случаях, когда террористы имеют возможность создать численный перевес над полицейскими подразделениями.

  1. Ограбление (экспроприация). 

Одно из основных средств ведения террористической деятельности экстремистов "красной" ориентации. Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды. Наибольший размах приобретает в периоды революционной дестабилизации.

  1. Хайджекинг — захват транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Наиболее часты в мире захваты самолетов, также обозначаемые как "скайджекинг". Первый случай авиапиратства произошел в 1930. По 6 нападений совершено в 1946, 1960, 1961, 1967. В США в нач. 1960-х гг. был распространен авиатерроризм кубинских эмигрантов и левых экстремистов, которые захватывали самолеты с целью пропаганды и получения выкупа. С 1968 начинается осуществляемая палестинцами кампания авиапиратства в Европе и на Ближнем Востоке. Большинство акций предпринимались для привлечения внимания к ведущейся арабами борьбе, при этом выдвигались требования освобождения из тюрем арестованных арабских боевиков и выплаты выкупа. В 1969 совершен 91 захват гражданских самолетов (при этом 5 человек убиты и 32 ранены), в 1972 произведено 59 попыток угона, из которых 30 — удачные (141 человек убит, 99 — ранены). Пик авиатерроризма приходится на сент. 1971, когда за 11 дней были захвачены 300 пассажиров и уничтожены 4 самолета различных западных авиакомпаний. Масштабы авиатерроризма заставили правительства и авиакомпании предпринять меры по борьбе с пиратами. Наиболее часто подвергавшиеся нападениям палестинцев израильские, а также европейские авиакомпании разместили в самолетах обученных борьбе с террористами агентов. В 1973 американские и европейские авиаслужбы приступили к систематической проверке багажа пассажиров, что несколько снизило террористическую активность, но уровень ее оставался по-прежнему высоким: в 1976 совершены 25 угонов аэробусов (218 человек погибло и 215 ранены). В 1980—90-х гг. акты воздушного пиратства продолжаются, но в значительно меньшем количестве. В последние три десятилетия популярность авиатерроризма, достигнув пика в 1960-х гг., когда 38% всех террористических актов приходилось на нападения на авиалинии, сократилась к концу века до 12% нападений.

Скайджекинг наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во-первых, удерживает спецслужбы от проведения атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников, во-вторых, авиатранспорт представляется более удобным средством для того, чтобы скрыться от преследования. Захват кораблей, поездов, автобусов и т. п. менее привлекателен для террористов. Так, например, над кораблем преступникам сложнее установить контроль. Против захвативших поезд, автобус и другие наземные средства транспорта провести антитеррористическую операцию гораздо проще, чем освободить от террористов самолет.

  1. Захват зданий. 

Активно применялся левыми террористами в Европе, а также латиноамериканскими партизанами и палестинскими организациями, использующими тактику международного терроризма. Чаще всего налетам подвергаются здания посольств, правительственные учреждения, партийные офисы.

Чеченский терроризм дал примеры нападений на больницы. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов хода дел им предоставляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.

  1. Вооруженное нападение без смертельного исхода и причинение незначительного ущерба имуществу. Осуществляется террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.

8. Кибертерроризм (кибервойна) — нападения на компьютерные сети. Первые примеры "компьютерного терроризма" появились в конце 1990-х гг., что связано как с развитием сетей, так и с увеличившейся ролью компьютеров во всех сферах жизни. Обратная сторона этого явления — зависимость нормальной жизнедеятельности общества от сохранности компьютеров, и как следствие — увеличившееся внимание к ним различных "киберпартизан" и "киберхулиганов". Нападения на компьютеры посредством несанкционированного доступа производятся в целях саботировать работу соответствующих учреждений. Так, Отдел защиты Пентагона свидетельствует, что еженедельно информационные узлы министерства подвергаются более чем 60 нападениям. Большинство из них совершают хулиганствующие хакеры, но во время бомбардировок Югославии в 1999 группы хакеров в России, Сербии и других странах целенаправленно атаковали принадлежащие американским государственным структурам серверы. В авг. 1997 зафиксирован случай нападения тамильской кибергруппы "Черные тигры интернет" на электронную почту правительства Шри-Ланки. В мае и июне 1998 протестующие против индийских ядерных испытаний хакеры уничтожили домашнюю страничку и электронную почту Индийского атомного исследовательского центра в Вадхе. В сент. 1998 в Швеции одной из левых группировок был уничтожен сервер шведских правых радикалов. До сегодняшнего дня кибертерроризм не нанес какого-либо существенного ущерба правительственным или коммерческим сетям и представлялся тревожащим фактором. Вместе с тем многие специалисты отмечают недостаточный уровень защиты жизненно, важных информационных узлов.

9. Политический терроризм — не единственный вид насильственной деятельности в сфере политики. Отдельно от террористической деятельности стоят политические убийства и партизанская война: В то же время особо опасные формы преступности не являются монополией террористов, к террористическим методам часто обращаются обычные бандиты.

  1. Наиболее близко к террористической деятельности находится партизанская война, которая локализуется в сельской местности. Партизанская война характерна для стран третьего мира с отсталой социальной структурой. Партизанские отряды отличаются, прежде всего, специфическим составом боевиков (крестьяне, малообразованные рабочие и ремесленники). Их деятельность носит характер массовых вооруженных столкновений, продолжается десятилетиями, то затухая, то активизируясь. Нередко партизаны используют террористические методы борьбы: диверсии на железных дорогах, трубопроводах и других коммуникациях, покушения на известных политиков, чиновников, судей. Для проведения антиправительственной диверсионно-террористической деятельности создаются специальные боевые структуры. Партизанские формирования ограничиваются установлением контроля над местом постоянного жительства боевиков, в случае попытки выйти за пределы природных территорий либо терпят поражение, либо захватывают государственную власть, последнее практически недостижимо для террористов. Как правило, партизанская война является реакцией на разложение привычного уклада жизни или формой национально-освободительного движения.

  2. Политические убийства, в осуществлении которых как заказчик, так и убийца заинтересованы корыстно. Такие преступления не обусловлены социальной борьбой. Часто в отношении конкретных преступлений невозможно однозначно утверждать, что перед нами — террористический акт или политическое убийство. Примерами подобных случаев являются убийства П. А. Столыпина и братьев Кеннеди. В иных случаях политическое убийство и террористический акт сливаются (убийство А. Линкольна).

  3. Уголовные преступления, эпизодически или случайно использующие террористические методы: захват заложников при угрозе ареста и т. п. Такая преступность не является политическим терроризмом, так как носит корыстный характер (за исключением аспектов, рассмотренных выше).

Терроризм даже в тех немногочисленных случаях, когда он может быть оправдан существующими обстоятельствами, представляется симптомом нездоровья общества (общины, народа, человечества). Террорист абсолютизирует роль насилия, которое считает инструментом социальной хирургии. Для террориста насилие — это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися нормами и стереотипами.

Защита населения. Правила поведения при терактах.

По результатам социологических опросов, проведенных в 2015 году, терроризм у большинства респондентов ассоциируется с исламом.

Само слово «терроризм» происходит от лат. «terror», означающего страх и ужас. На любой войне всегда гибнут мирные жители с обеих сторон. Например, в Великой Отечественной войне на одного погибшего советского солдата пришлось около трёх погибших наших мирных жителей. Поэтому не будем считать, что война — это «где-то там».

Россия находится на втором месте по количеству терактов и числу людей, погибших от рук террористов. США занимает первое место в связи с известным терактом 11 сентября. Тогда погибло 2600 человек, и только 1600 из них удалось опознать, 16 тыс. человек удалось спасти благодаря быстрой эвакуации.
Терроризм в России возник в XIX веке. Причем, если в Российской Империи целью террористов были одиночные чиновники и правители, то в настоящее время от их рук погибают, в основном, мирные жители. По данным проведенных в этом году исследований 80 % опрошенных людей, проживающих в крупных городах-миллионниках, опасаются террористов. И только 7 процентов респондентов точно уверены, что не подвергнутся террористическим атакам. 60 % населения считают, что мы недостаточно получаем информации о том, как вести себя в случае угрозы теракта.

В последний месяц количество поисковых запросов о правилах поведения при террористической атаке значительно выросло.

К сожалению, мы живем в мире со сложной политической обстановкой, и ни один город сейчас не защищен от таких угроз. При этом самыми популярными остаются террористические атаки с захватом заложников. Человек, который оказался в заложниках, не может психологически с этим справиться и поверить в то, что это произошло. Бывшие заложники отмечают, что некоторые окружающие буквально сходили с ума, бросались бежать или, наоборот, боролись с террористами. Как правило, такого заложника террористы сразу убивали, а участь других заложников становилась практически сразу решена.

Конечно, жить с постоянной мыслью, что тебя могут захватить, бояться выходить из дома, посещать мероприятия, заходить в метро и автобус — это неправильно. К тому же, террористы только этого и добиваются: запугать население, заставить паниковать, вселить в нас страх за себя и близких. Однако подготовиться и узнать некоторые правила поведения, которые могут сохранить жизнь, лучше заранее.

В случае если человек оказался в заложниках В ЗДАНИИ, нужно следовать следующим правилам:

1. Только при первых минутах захвата есть шанс скрыться. Если вы уже оказались в заложниках, не стоит пытаться убежать (при захвате школы в Беслане всех, кто пытался убежать из заминированного спортзала сразу расстреливали).
2. В первые минуты захвата нельзя ругаться или вступать в борьбу с террористами.
3. Нельзя кричать на террористов, оказывать агрессию и сопротивление им, делать резких движений и провоцировать, избегайте паники и истерики.
4. Необходимо выполнять все распоряжения захватчиков и избегать прямого зрительного контакта с ними.
5. Если есть возможность, расположитесь около стены, чтобы лицом следить за происходящим (подальше от окон, дверей).

При нахождении в заложниках длительное время

1. Необходимо сразу настроиться на то, что продолжительное время вам будут запрещать двигаться, есть и пить. Однако, попросить террористов об элементарных правилах гигиены вы все же можете.
2. С целью выжить не старайтесь сами договориться с террористами. Известен «стокгольмский синдром» (захват заложников в банке Стокгольма 23 августа 1973 года), когда заложник может встать на сторону террориста, пытаясь понять его и разжалобить. Это только ухудшит ситуацию.
3. Чтобы не впадать в отчаяние и не потерять самообладание необходимо заставлять работать головной мозг, а также напрягать мышцы. Молитесь и размышляйте. Помните, чем больше времени пройдет, тем есть большие шансы на ваше спасение.
4. Постарайтесь оглядеть помещение с целью найти укромные места, колонны, стол, ограждения, которые в случае штурма могут укрыть вас.
5. Постарайтесь запомнить информацию о террористах, их количестве, внешних особенностях, нарисуйте в уме их портреты. После вашего освобождения эта информация может помочь спасти сотни других жизней.
6. Старайтесь, если это возможно, зрительно контактировать с другими заложниками, чтобы не уйти в себя, оказать им любую поддержку. По статистике, те заложники, которые были захвачены вместе с детьми, меньше страдали психологически, так как в заботе о детях не успевали думать о самом факте захвата.
7. Если с вами находятся дети, помните, что они освобождаются первыми. (При захвате зрителей в театральном центре в Москве Иосиф Кобзон первыми вывел из захваченного здания детей и их мать).

Если начался штурм

К сожалению, большое количество жертв возникает именно при штурме захваченного здания, потому что заложники впадают в истерику и панику, бегут к спецслужбам. Помните, что во время штурма работают профессионалы, специально обученные спецназ и снайперы, и они сделают все возможное, чтобы сохранить вашу жизнь. В момент штурма именно жизнь заложников для них дороже своей жизни.
1. Если Вы поняли, что штурм начался, необходимо как можно дальше отойти от дверных проемов, окон и от самих захватчиков, так как снайперы будут стрелять именно в них.
2. Постарайтесь укрыться за колонной, столом, партой или лягте на пол лицом вниз, при этом голову нужно закрыть руками.
3. Ни в коем случае нельзя бежать, в момент штурма лучше всего укрыться (в Беслане многие погибли именно в момент штурма, потому что бежали из здания).
3. Нельзя брать в руки оружие, бежать навстречу спецназу. При штурме они могут принять вас за террориста.
4. Если распылили газ или дымовую шашку, нужно смочить тряпку и накрыть ею лицо. Если нет воды, то можно воспользоваться собственной мочой.
5. После штурма до установления личности спецслужбы могут вас допрашивать. С понимание отнеситесь к этому моменту, так как очень часто именно тогда преступники могут скрыться или смешаться с заложниками.
6. Заложники, захваченные недавно в концертном зале в Париже, отмечали, что им удалось выжить во время штурма, когда террористы стали их расстреливать, только благодаря тому, что они притворялись мертвыми и молились про себя.

Если человек оказался под завалами после взрыва

1. Помните, что самое главное — это сохранить самообладание и внимательно осмотреться вокруг, убрать от себя острые предметы, так как во время обрушения они могут повредить вас.
2. Закройте лицо намоченной одеждой.
3. Не нужно пытаться самостоятельно выбраться. Лучше укрепить то, что находится над вами любыми подручными средствами, обломками мебели.
4. Не стоит кричать постоянно, расходуя кислород. Вы можете задохнуться от пыли. Каждый час при разборе завалов спасатели делают минуту молчания. В этот момент нужно попытаться кричать, стучать по трубам или любым металлическим деталям.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Пользуясь общественным транспортом, мы каждый день слышим фразу, что при «обнаружении подозрительных предметов или подозрительных лиц необходимо сообщить об этом». И если в первые дни после террористических угроз люди ведут себя более настороженно, то спустя неделю многие забывают об этом. К сожалению, общественный транспорт также подвергается террористическим атакам. Чтобы избежать такой опасности стоит помнить следующее:

1. При обнаружении бесхозной сумки, пакета, мобильного телефона, детской игрушки или других вещей в транспорте, нужно, не трогая их, обратиться в соответствующую службу или к водителю. В последнее время террористы очень часто маскируют взрыватель под обычные повседневные предметы, например, металлические банки из под напитков, мобильные телефоны, плееры, фонарик, термос, банка консервов, крем для рук. При обнаружении подозрительных вещей необходимо попросить, чтобы окружающие люди отошли на 100 -150 метров.
2. Если бесхозный предмет найден в вагоне метро, необходимо сообщить машинисту поезда об этом с помощью специальной кнопки, назвав при этом номер вагона и место, где находится предмет.

3. В общественном транспорте не стоит громко обсуждать политику и религию.
4. Не перевозите в общественном транспорте острые предметы, так как в случае взрыва они могут повредить вас и окружающих.
5. В случае штурма лучше всего лежать на полу. Если же это невозможно, необходимо держаться подальше от окон и дверных проемов.
6. Если Вы собираетесь воспользоваться самолетом, выбирайте только известные и крупные авиакомпании, которые заботятся о безопасности полетов.
7. Во время сдачи багажа следите за ним, не оставляйте без присмотра. Ни в коем случае не проносите чужие вещи на борт самолета.
8. При размещении в салоне самолете внимательно оглядитесь, определите людей, сидящих рядом с вами, а также проверьте над головой место для ручной клади, под сиденьем, зазор между сиденьем и стеной самолета на предмет обнаружения подозрительных предметов.

Признаки взрывного устройства:

• Наличие на бесхозном предмете или около него проводов, изоленты, веревки, скотча, антенны, батареек, лески, шпагата, проволоки
• Посылка, которая пришла от неизвестного адресата
• Наличие предмета, нетипичного для данной местности (например, консервная банка в вагоне метро)
• Специфический нехарактерный для места запах (запах может напоминать хозяйственное мыло, жженый пластик)
• Наличие на предмете радиоприемника или телефона


БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ

На улице в местах большого скопления людей очень легко совершить террористический акт, захватить заложника, привести в действие взрывное устройство. Такое может произойти в парках, на улицах города, около станций метро, на митингах и концертах, в припаркованных автомобилях. Очень популярным на улице становится терроризм с использованием смертников-женщин, у которых на теле закреплены взрывные устройства.

Признаками террористов-смертников являются:


• Женщины одеты в головной убор (косынка, платок, бейсболка) с опущенной головой.
• Отсутствие носков или колгот на ногах в зимнее время.
• Одежда неяркая и неброская, при этом может присутствовать белый цвет.
• Для маскировки бомбы террористы используют теплую куртку, например, в летнее время одежда не соответствует погоде.
• Бледность лица, заторможенность реакции, неадекватное поведение, отсутствие реакции.
• Руки спрятаны в карманах или находятся внутри сумки.


Если вы увидели такого подозрительного человека, нельзя смотреть ему в глаза или бежать к нему, так как он может привести в действие бомбу. Лучше всего позвонить по номеру 112 и сообщить об этом. На лекции, посвященной безопасности в общественных местах, сотрудники спецслужб советовали при обнаружении террориста-смертника немедля убегать как можно дальше.

На улице также стоит помнить о простых правилах безопасности:


1. Не подбирать и не пинать бесхозные предметы.
2. Людей с большими сумками и чемоданами, которые находятся в месте, не подходящем для этого (парк, митинг, концерт), необходимо остерегаться.
3. Стоит обращать внимание на припаркованные автомобили. Если вам кажется, что из пустого автомобиля слышны странные звуки, нужно немедленно отойти от него и вызвать полицию.
4. При стрельбе на улице или взрыве лучше всего упасть на землю лицом вниз или под прикрытие (машина, колона, ограждения, забор). Голову необходимо в таком случае закрывать руками.
Помните, что именно ваша внимательность и осторожность в общественных местах может сохранить жизнь сотням людей.