СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация групповой формы работы в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация групповой формы работы в начальных классах"»

Антонова Елизавета Владимировна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Шестаков А.А.



ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация: В статье рассказывается об организации групповой работы на уроках в начальных классах. Определена необходимость использования групповой формы работы в начальной школе. Также представлены методы и приемы организации групповой формы работы.

Ключевые слова: групповая работа, методика, приёмы, рабочие группы, познавательный интерес.

В ФГОС НОО сформулировано множество требований освоению учащимися образовательной программ. Одним из этих важных аспектов является достижение учащимися метапредметных коммуникативных результатов. Большинство коммуникативных результатов достижимы только при использовании в учебно-воспитательной деятельности групповой формы работы. Также, ФГОС НОО требует, при организации учебной и воспитательной работы с учениками начальной школы, использование различных форм и методов, в том числе и групповой работы.

Котов В. В. определяет групповую форму работы, как «способ организации совместных усилий учащихся, по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы». [1] Работа в группе является не только удобной и продуктивной формой организации обучения, но и несёт в себе воспитательный потенциал. Работая в группе обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, быть частью коллектива, ставить совместную цель деятельности и идти к её достижению.

Начинать использование групповых видов деятельности в начальных классах необходимо уже с первых дней ребёнка в школе. Так, например, по методике Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь» уже на втором уроке первого учебного дня, учащимся предлагают разделиться в группы по желанию и выполнить в них задания [2, с. 32].

Особенности и преимущества групповой формы работы:

  • активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий;

  • взаимообучение (горизонтальное обучение);

  • развитие умений руководить, выполнять поручения и подчиняться;

  • развитие умений организации совместной деятельности;

  • развитие межличностных отношений;

  • развитие умений рефлексии совместной деятельности.

Для организации групповой деятельности обучающихся, существует большое количество способов формирования рабочих групп, например: комплектация групп по желанию учащихся, по выбору учителя, по выбору лидера группы, но определённому признаку (например группа ребят, которые сидят за тремя первыми партами или те, чей день рождения выпал на то или иное время года) или с помощью жеребьевки, то есть случайным способом. Использование различных приемов комплектации групп повысит интерес к данной форме работы, позволяет изменять составы групп, позволяя ученикам поработать вместе с каждым из одноклассников.

Также очень важно уделять особое внимание подбору заданий для групповой формы работы. Принципы, которых стоит придерживаться при подборе заданий:

      • Задания для всей группы:

- большие по объему;

- требующие разных знаний и умений;

- направленные на развитие творческого мышления;

- актуальные для всех членов группы;

      • Доступные задания;

      • Интересные задания;

      • Проблемные задания.



При организации рассматриваемой нами формы взаимодействия, появляется возможность использования разнообразных методов познания. Это может быть:



  • Метод «пилы». Каждая группа выполняет собственное задание, затем происходит перемешивание участников групп и взаимообучение.

  • Бригадный метод. Каждая группа выполняет своё задание, а результаты работы представляет лидер группы.

  • Мозговой штурм. Одна группа предлагает идеи и отстаивает их, другая критикует.

  • Аквариумное обсуждение. Группы выполняют одинаковые задания, результаты докладывает лидер группы.

  • Полилог. Руководителя здесь нет и каждый член группы готов представить результаты работы группы.

  • Коллективный способ обучения. Учитель обучает консультантов группы, а консультанты, в свою очередь, обучают членов группы.

Использование различных методов познания в групповой работе, также поспособствует развитию у обучающихся познавательного интереса, даст им опыт работы в непривычных, обновлённых условиях.

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100))

2. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / В.В. Котов – Рязань, 2007

3. Цукерман, Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителей / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М. : Издательство «Вита-Пресс». 2014. – 128 с. – ISBN 978-5-7755-2384-8

.