СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой работы в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена организации групповой работы в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы в начальной школе.»

Организация групповой работы в начальной школе

            В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.      Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. Задачи:

-вырабатывать умение работать в группе, развивать творческие способности;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому объекту;

- формировать умение организовывать свою деятельность

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Создаваемая группа является единым целым, каждый ребёнок должен быть задействован в работе. И потому методика работы предполагает распределить между детьми обязанности. Главным в группе можно выбрать командира, который организует работу, направит её в нужное русло.

Например, «Творческая мастерская» с большим успехом применяется нами на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно.

Или работа в группах на уроке окружающего мира по теме «Шестиногие и восьминогие».

Задание для группы:

Изучите внешний вид паука.

Алгоритм работы:

рассмотрите

выделите части тела

сосчитайте части тела

зафиксируйте ( рисунок)

расскажите


Задание для группы:

Изучите внешний вид насекомого.

Алгоритм работы:

рассмотрите

выделите части тела

сосчитайте части тела

зафиксируйте ( рисунок)

расскажите


Задание для группы:

Изучите стадии развития паука.

Алгоритм работы:

посмотрите

выделите стадии

сосчитайте стадии

зафиксируйте ( схема)

расскажите


Задание для группы:

Изучите стадии развития насекомого.

Алгоритм работы:

посмотрите

выделите стадии

сосчитайте стадии

зафиксируйте ( схема)

расскажите


Задание для группы:

Восстановите текст о пауках.

Алгоритм работы с текстом с пропущенными словами:

выберите источники

найдите в них необходимую для восстановления текста информацию

зафиксируйте ( напишите слова на месте пропусков)

расскажите (прочитайте)


Задание для группы:

Восстановите текст о насекомых.

Алгоритм работы с текстом с пропущенными словами:

выберите источники

найдите в них необходимую для восстановления текста информацию

зафиксируйте ( напишите слова на месте пропусков)

расскажите (прочитайте)

А вот задания для групп при работе над темой «Почва».

Чтобы определить все составляющие, каждая группа будет проводить свой опыт, согласно инструкции. Потом один человек из группы представить результаты исследования, а все будут фиксировать это. На опыт всем 5 минут, на выступление каждой группе по 1 минуте.

Опыт № 1.

Состав почвы

Снимайте видео проводимого опыта на фотоаппарат

1.возьмите стакан с водой

2. бросьте в него комок сухой почвы

3. наблюдайте за происходящим в стакане, зафиксируйте результаты в таблице

4 . сделайте выводы

При опускании земли в стакан, из неё пошли …….пузырьки .

Вывод: в состав почвы входит_____________________

Свойство почвы

Если в состав почвы входит ________________воздух, то она обладает _____________проницаемостью.


Опыт № 2.

Состав почвы

Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.

1.возьмите салфетку

2. положите почву в центр салфетки

3.Прижмите свободные концы салфетки к земле

4. наблюдайте за состоянием ткани , зафиксируйте результаты в таблице

4 . сделайте выводы

При соприкосновении ткани и земли , ткань стала___________.

Вывод: в состав почвы входит_____________________

Свойство почвы

Если в состав почвы входит ________________вода, то она обладает _____________проницаемостью. А также при попадании _____________воды__ в почву, она может прилипать к инструментам и другим телам, это свойство - ______________липкость.


Опыт № 3

Состав почвы

Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.

1.возьмите стакан с водой

2. положите почву в стакан

3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты

4. наблюдайте за смесью , зафиксируйте результаты в таблице

5. сделайте выводы

После отстаивания на дне стакана оказался_________песок , а над ним___________глина.

Вывод: в состав почвы входит______ и ______________.

Свойства почвы

Если в состав почвы входит ___________глина, похожая на пластилин, то она обладает _____________пластичностью.

Опыт № 4

Состав почвы

Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.

1.возьмите стакан с водой

2. положите почву в стакан

3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты

4. всплывшие частицы земли положите на предметное стекло микроскопа

5. рассмотрите их, сохраните в памяти компьютера

6.с помощью таблицы – определителя установите состав

7. сделайте выводы

Мы обнаружили в земле________________________, всё вместе это составляет_________________перегной.

Вывод: в состав почвы входит_______________.

Свойства почвы

Если в состав почвы входит ___________перегной, , то она ______________________________________. Благодаря _____________, почва имеет ______________ цвет.


Опыт № 5

Состав почвы

Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.

1.возьмите стакан с водой

2. насыпьте в него лимонную кислоту

3. положите почву в стакан с жидкостью

4.наблюдайте за реакцией взаимосвязи

5.с помощью таблицы – определителя установите состав

6. сделайте выводы

Мы обнаружили в земле________________________.

Вывод: в состав почвы входят_______________.

Свойства почвы

Если в состав почвы входят ___________минер. соли , то они____________растения__________________________.

Рассмотрите стакан со смесью. Изменился ли объём почвы? Сделайте вывод.

При взаимодействии почвы с водой, она - _______________, при долгом отсутствии воды , почва - _________________.


Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.

Каждый вывод фиксируется в таблице.

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!