Организация групповой работы в начальной школе
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. Задачи:
-вырабатывать умение работать в группе, развивать творческие способности;
- формировать устойчивый интерес к изучаемому объекту;
- формировать умение организовывать свою деятельность
При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
– возрастает сплочённость класса;
– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Создаваемая группа является единым целым, каждый ребёнок должен быть задействован в работе. И потому методика работы предполагает распределить между детьми обязанности. Главным в группе можно выбрать командира, который организует работу, направит её в нужное русло.
Например, «Творческая мастерская» с большим успехом применяется нами на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно.
Или работа в группах на уроке окружающего мира по теме «Шестиногие и восьминогие».
Задание для группы:
Изучите внешний вид паука.
Алгоритм работы:
рассмотрите
выделите части тела
сосчитайте части тела
зафиксируйте ( рисунок)
расскажите
Задание для группы:
Изучите внешний вид насекомого.
Алгоритм работы:
рассмотрите
выделите части тела
сосчитайте части тела
зафиксируйте ( рисунок)
расскажите
Задание для группы:
Изучите стадии развития паука.
Алгоритм работы:
посмотрите
выделите стадии
сосчитайте стадии
зафиксируйте ( схема)
расскажите
Задание для группы:
Изучите стадии развития насекомого.
Алгоритм работы:
посмотрите
выделите стадии
сосчитайте стадии
зафиксируйте ( схема)
расскажите
Задание для группы:
Восстановите текст о пауках.
Алгоритм работы с текстом с пропущенными словами:
выберите источники
найдите в них необходимую для восстановления текста информацию
зафиксируйте ( напишите слова на месте пропусков)
расскажите (прочитайте)
Задание для группы:
Восстановите текст о насекомых.
Алгоритм работы с текстом с пропущенными словами:
выберите источники
найдите в них необходимую для восстановления текста информацию
зафиксируйте ( напишите слова на месте пропусков)
расскажите (прочитайте)
А вот задания для групп при работе над темой «Почва».
Чтобы определить все составляющие, каждая группа будет проводить свой опыт, согласно инструкции. Потом один человек из группы представить результаты исследования, а все будут фиксировать это. На опыт всем 5 минут, на выступление каждой группе по 1 минуте.
Опыт № 1.
Состав почвы
Снимайте видео проводимого опыта на фотоаппарат
1.возьмите стакан с водой
2. бросьте в него комок сухой почвы
3. наблюдайте за происходящим в стакане, зафиксируйте результаты в таблице
4 . сделайте выводы
При опускании земли в стакан, из неё пошли …….пузырьки .
Вывод: в состав почвы входит_____________________
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________воздух, то она обладает _____________проницаемостью.
Опыт № 2.
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите салфетку
2. положите почву в центр салфетки
3.Прижмите свободные концы салфетки к земле
4. наблюдайте за состоянием ткани , зафиксируйте результаты в таблице
4 . сделайте выводы
При соприкосновении ткани и земли , ткань стала___________.
Вывод: в состав почвы входит_____________________
Свойство почвы
Если в состав почвы входит ________________вода, то она обладает _____________проницаемостью. А также при попадании _____________воды__ в почву, она может прилипать к инструментам и другим телам, это свойство - ______________липкость.
Опыт № 3
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. наблюдайте за смесью , зафиксируйте результаты в таблице
5. сделайте выводы
После отстаивания на дне стакана оказался_________песок , а над ним___________глина.
Вывод: в состав почвы входит______ и ______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________глина, похожая на пластилин, то она обладает _____________пластичностью.
Опыт № 4
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. положите почву в стакан
3.размешайте стеклянной палочкой, дайте смеси отстоятся 2 минуты
4. всплывшие частицы земли положите на предметное стекло микроскопа
5. рассмотрите их, сохраните в памяти компьютера
6.с помощью таблицы – определителя установите состав
7. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________, всё вместе это составляет_________________перегной.
Вывод: в состав почвы входит_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входит ___________перегной, , то она ______________________________________. Благодаря _____________, почва имеет ______________ цвет.
Опыт № 5
Состав почвы
Снимайте опыт на видео в фотоаппарате.
1.возьмите стакан с водой
2. насыпьте в него лимонную кислоту
3. положите почву в стакан с жидкостью
4.наблюдайте за реакцией взаимосвязи
5.с помощью таблицы – определителя установите состав
6. сделайте выводы
Мы обнаружили в земле________________________.
Вывод: в состав почвы входят_______________.
Свойства почвы
Если в состав почвы входят ___________минер. соли , то они____________растения__________________________.
Рассмотрите стакан со смесью. Изменился ли объём почвы? Сделайте вывод.
При взаимодействии почвы с водой, она - _______________, при долгом отсутствии воды , почва - _________________.
Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.
Каждый вывод фиксируется в таблице.
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.