СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой работы учащихся начальных классов в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях новых ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, повышается внимание к групповой работе в образовательном процессе. Теперь задачей общеобразовательной школы становится привить учащимся умения, позволяющие самостоятельно искать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. При этом существуют психолого-педагогические основания организации работы в группах, правила организации групп, этапы обучения детей работе в группах.

Группа – объединение людей по каким-либо признакам.

Групповое обучение — форма организации учебного процесса на основе разделения учебного коллектива на малые группы, выполняющие задания, различные по содержанию учебного материала или по способам учебной деятельности в целях реализации дифференцированного подхода к учащимся.

Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

 Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач - недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на урок.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.

Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется

-самостоятельная работа учащихся,

-выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы,

-общение является непременным условием формирования правильных понятий.

Но наибольшее значение групповая работа имеет для формирования и развития

коммуникативных универсальных учебных действий.

Исследования показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит

на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой

деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся.

Основные методические условия организации  групповой работы

1. Соответствие целям урока. Групповая работа способствует реализации всех целей образования: обучающих, развивающих, воспитательных.

2. Следует учитывать специфику каждого школьного предмета при организации групповой работы в классе. Групповая работа наиболее эффективна  в обучении обществознанию, ее можно чаще применять на уроках обществознания, чем на уроках истории. Это обуславливается спецификой целей и содержания каждого из предметов.

3. Соответствие групповой работы содержанию темы урока. Не все содержание того или иного школьного предмета может быть эффективно изучено учащимися в рамках групповой работы.

4. Учет возрастных особенностей учащихся. Необходимо отбирать методические приемы, с помощью которых организуется групповая работа, исходя из возраста учащихся.

5.Следует начинать групповую работу постепенно.

Если у учителя или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Нужно уделить особое внимание учащимся, кото­рые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Особенно это актуально для современных школьников, когда реальное, живое общение сокращается и увеличивается объем виртуального общения. Когда учащиеся научатся работать в паре, можно перейти к работе в группе, которая состоит из трех человек. Постепенно следует добавлять новых учащихся.

8. Важным условием проведения групповой работы является наличие дисциплины. Можно выработать правила работы в группах и составить соответствующие памятки о том, как вести себя в группе.

9. Необходимо продумывать четкие, понятные задания, которые способствуют достижению целей урока, добиваться выполнения учебной задачи.

10. Особо следует остановиться на необходимости организация взаимодействия между учениками в группе для выполнения общего задания. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу.

11.  При организации групповой работы необходимо учитывать ограниченность работы во времени. Большие возможности для организации работы в группе представляет внеурочная деятельность, так как она жестко не ограничена по времени.

12. Необходимо продумать оценивание, в том числе словесное во время работы групп, а также вариант обсуждения итогов.

Элементы технологического процесса групповой работы (Селевко Г.К.)

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1.Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

2.Инструктаж о последовательности работы.

3.Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

1.Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3.Индивидуальное выполнение задания.

4.Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5.Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

6. Подведение итогов группового задания.

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

4. Дополнительная информация учителя на группу.

Этапы проведения групповой учебной работы

Первый этап – организационно-подготовительный.

1. Ознакомление с инструкцией

2. Принятие норм и правил работы

Второй этап - собственно групповая работа

1. Выдвижение гипотез

2. Обсуждение гипотез

3. Выработка группового решения

Третий этап – итоговый

1. Обсуждение итогов работы (рефлексия)

Эффективность групповой учебной работы

Показатели эффективности:

-продуктивность деятельности группы,

-удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Оценка результатов учебной работы

В результате групповой работы учащиеся приобретают личностно значимое, осмысленное знание. Поощрение учителя становится вторичным. Индивидуальная оценка на уроке складывается из самооценки, взаимной оценки результатов учебной работы учащихся, и оценивание работы каждого учащегося учителем.

Результат учебной групповой работы

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов

–инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов

–выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов

разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

             Таким образом, организация групповой работы это одновременно и трудоемкая и эффективная форма работы в классе. При этом, если уделяется внимание только внешней стороне работы, то эффективность группового обучения будет крайне низкой. Следует учитывать много факторов, чтобы добиться успеха при организации групповой работы. Все перечисленные методические условия взаимосвязаны, дополняют друг друга. Отметим, что свою специфику имеет организация групповой работы  в рамках внеклассной работы.

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы учащихся начальных классов в рамках ФГОС»

Правила групповой работы

Правила групповой работы

 КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ     Будьте добросовестным по отношению к товарищам. По мере возможности работайте в полную силу. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.  

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

 

  • Будьте добросовестным по отношению к товарищам.
  • По мере возможности работайте в полную силу.
  • Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  • Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
  • Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
  • Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
  • Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

 

КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ   Четко определите собственную позицию. Не отходите от темы дискуссии. В начале диспута изложите свои основные идеи и аргументы. Опирайтесь на факты. Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов. Излагайте свое мнение спокойно и логично. Не бойтесь признать ошибочность своей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.  

КАК ВЕСТИ ДИСКУССИЮ

  • Четко определите собственную позицию.
  • Не отходите от темы дискуссии.
  • В начале диспута изложите свои основные идеи и аргументы.
  • Опирайтесь на факты.
  • Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов.
  • Излагайте свое мнение спокойно и логично.
  • Не бойтесь признать ошибочность своей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.

 

Успехов!!!

Успехов!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!