СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и контроль самостоятельной работа обучающихся.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Просмотр содержимого документа
«Организация и контроль самостоятельной работа обучающихся.»

Организация и контроль самостоятельной работа обучающихся.


Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Целью самостоятельной работы является:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

- формирования общих и профессиональных компетенций развитию исследовательских умений.

В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы:

  1. Аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

  2. Внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формы и виды самостоятельной работы обучающихся.

  • Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

  • Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

  • Работа со словарем, справочником.

  • Поиск необходимой информации через Интернет.

  • Конспектирование источников.

  • Реферирование источников.

  • Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

  • Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

  • Составление обзора публикаций по теме.

  • Составление и разработка словаря (глоссария).

  • Составление хронологической таблицы.

  • Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

  • Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

  • Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

  • Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

  • Выполнение домашних контрольных работ.

  • Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

  • Выполнение творческих заданий.

  • Проведение опыта и составление отчета по нему.

  • Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

  • Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

  • Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

  • Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.

  • Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.

  • Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

  • Подготовка к выступлению на конференции.

  • Выполнение расчетов по проекту.

  • Выполнение чертежа и эскиза изделия.

  • Изучение аналогов изделия (продукта).

  • Изучение инструкционной и технологической карты.

  • Самостоятельная разработка технологической карты изделия.

  • Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

- учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;

- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

- базы практики в соответствии с заключенными договорами;

- аудитории (классы) для консультационной деятельности;

- учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, и иные методические материалы.

Типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

  • творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.

Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля).

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Преподаватель:

  • разрабатывает систему самостоятельной работы обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы студентов в рабочей программе дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля;

  • определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;

  • разрабатывает комплект методических материалов для организации самостоятельной работы: задания, инструкции по его выполнению; требования к результату; оценочный инструментарий;

  • определяет периодичности контроля;

  • определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;

  • своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до обучающихся.


Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;

  • объективность контроля;

  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

Формы контроля самостоятельной работы.

  • Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

  • Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

  • Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

  • Проведение письменного опроса.

  • Проведение устного опроса.

  • Организация и проведение индивидуального собеседования.

  • Организация и проведение собеседования с группой.

  • Проведение семинаров.

  • Защита отчетов о проделанной работе.

  • Организация творческих конкурсов.

  • Организация конференций.

  • Проведение олимпиад.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности обще учебных умений;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!