СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и методика проведения уроков по изучению темы «Организм человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация и методика проведения уроков по изучению темы «Организм человека"»

Организация и методика проведения уроков по изучению темы «Организм человека»

Содержание знаний  по разделу «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА ЕГО ЗДОРОВЬЯ»Человек — часть природы. Основные системы органов человека, их роль в организме. Здоровый образ жизни. Правила гигиены. Режим дня. Охрана и укреп­ление здоровья. Природа как условие жизни людей. Правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.

Особое место в курсе естествознания занимает раздел «Организм человека и охрана его здоровья». При изучения этого раздела дети приобретают жизненно важные знания о своем организме, представляющем слаженную высокоорганизованную систему, которая регулируется и управляется нервной системой. Элементарные знания представляют собой основу гигиенического воспитания детей, формирование гигиенических навыков и правил.  Например, невозможно привить достаточно осознанные гигиени­ческие правила питания, если дети не представляют процесса пищеварения как превращения пищи в особую питательную жид­кость, необходимую для всех органов человеческого тела.

Этим разделом начинается изучение нового предмета из цикла биологических наук — физиологии и анатомии человека. Если в двух первых разделах, природоведе­ния изучалась природа как единое целое, устанавливались связи и взаимосвязи между элементами и явлениями природы, то в этом разделе изучается человек, его организм, функциональные зависимости между его органами.

Основная дидактическая цель этих уроков – познакомить учащихся  с внешним и внутренним  строением организма человека, жизнедеятельностью и функциями  важнейших органов и систем, формировать знания о  значении и способах  здорового образа жизни, гигиенические умения и навыки.

На рисунке из учебника 3 класса части 1 УМК Школа России на стр.123 нашему вниманию представлено внутреннее строение организма человека.

Следующая иллюстрация из учебника 2 класса УМК Школа России предлагает нам найти части тела человека на рисунке.

Необходимо научить детей определять места распо­ложения органов на своем теле (каждый ребенок должен знать, где у него находятся сердце, легкие, желудок и ряд других органов). Для лучшего усвоения знаний о названиях органов, их внешнем виде, расположении в организме целесообразно на магнитной доске построить модель «Внутреннее строение тела человека». В ходе уроков важно обратить внимание на новые для учащихся термины (например, «анатомия человека», «физиология челове­ка»).  

На  этих уроках знания о взаимодействии человека с тем, что его окружает, получают дальнейшее развитие. Так, уроки — «Как человек воспринимает окружающий мир» — знакомят с органами чувств и их ролью в нашей жизни. А уроки — «Надежная защита организма» — показывают, как кожа защищает тело от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Далее, при изучении питания, дыхания, выделения продуктов жизне­деятельности, на конкретном материале показан процесс обмена веществ между человеком и окружающей средой (хотя сам термин «обмен веществ» не используется).

Примером послужит учебник окружающего мира 4 класс стр.48, УМК Школа 2100

Разнообразные взаимосвязи существуют, как известно, не только между человеком и окружающей средой, но и в самом организме человека, между различными его органами и их системами, которые у здорового человека ра­ботают согласованно, слаженно. Эта мысль проводится через все содержа­ние раздела и, более того, в значительной степени определяет группирование материала, его поурочное распределение. Не случайно вопросы о строении скелета и работе мышц рассматриваются в комплексе. То же можно сказать об изучении дыхания, кровообращения и выделения; материалы о них представлены единым блоком, чтобы можно было успешнее про­следить теснейшие связи между данными процессами.

Учебник 4 класса умк Школа 2100 показано строение скелета человека.

Страницы 34-35 учебника за 4 класс дают представления о системах организма, в частности о кровеносной

Сказанное характеризует важнейшие идеи темы: идею связи организма и среды, идею целостности организма. Они, однако, выражают лишь один аспект данного раздела. Другой важнейший аспект — гигиенический, и он всегда должен быть в центре внимания учителя. При этом важно помнить о хорошо известном в биологическом образовании правиле, согласно которому вопросы анатомии (строение), физиологии (жизнедеятельность) и охраны здоровья должны изучаться в единстве. Подобно тому как нельзя успешно сформировать знания о правилах поведения в природе без раскрытия связей между растениями, животными и другими природными объектами, нельзя вооружить ребенка и полноценными гигиеническими знаниями, если не по­заботиться о достаточном анатомо-физиологическом их обосновании.

Гигиенический аспект на примере ухода за зубами о полостью рта из учебника Плешакова 2 класс

Методы и приемы, применяемые в изучении раздела «Орга­низм человека и охрана его здоровья», должны обеспечить визуализацию изучаемого материала.

Для выявления функциональных зависимостей между отдель­ными органами требуются различные учебные методы и приемы. Большое значение имеет  тот факт, что применение логиче­ских операций для конструирования последующих выводов про­исходит на чувственной основе в процессе практических работ по самонаблюдению за работой организма.  

Поэтому специфическим приемом изучения человеческого организма является самонаблюдение. Например, работу сердца опре­деляют по частоте пульса, работу легких— по частоте дыхания и движению грудной клетки.

Значение самонаблюдений не ограни­чивается только областью учебной работы. Самонаблюдение — это  прием диагностики различных заболеваний. Следователь­но, учитель должен отвести большое место самонаблюдениям, привести многочисленные примеры их использования. Например, известно, что частота пульса отражает величину нагрузки на сердце — сигнал, на который человек должен обращать внима­ние, анализировать причины их возникновения и в конечном сче­те обращаться за помощью к врачу. Таким образом, самонаблю­дение не только методический прием при изучении своего орга­низма, но и прием познания его.

Преподавание темы «Будем беречь здоровье» необходимо осуществлять с помощью разнообразных методов и методических приемов, из которых отметим следующие: самонаблюдения детей, моделирование, использование опорных знаков. Содержание раздела предоставляет широкие возможности для самонаблюдений практически по всем основным вопросам, особенно при знакомстве с органами чувств, кожей, осанкой, работой мышц, органов дыхания, сердца. Минимум самонаблюдений предусмотрен в заданиях учеб­ника; учитель может увеличивать их число по своему усмотрению. Про­стейшее моделирование при изучении данной темы может применяться для лучшего усвоения детьми знаний о строении организма, отдельных систем органов (пищеварения, дыхания и т. д.). С этой целью из плотной бумаги изготавливаются изображения органов; из них монтируются на магнитной дос­ке модели: «Внутреннее строение тела человека», «Органы пищеварения», «Органы дыхания» и др. Ученик должен узнавать орган по его изображению, показывать с помощью модели его расположение в теле человека, соотно­шение с другими органами. Такого рода моделирование может успешно сочетаться с использованием муляжей органов и иллюстраций учебника. Опорные знаки целесообразно применять для более прочного усвоения детьми гигиенических правил. В учебнике помещены такие знаки к несколь­ким правилам по охране зрения. Учитель может совместно с детьми по ана­логии с приведенными знаками разработать и использовать другие, отно­сящиеся к различным вопросам темы. Большое место среди методов, изучения данного раздела принадлежит направленным зрительным восприятиям, т. е. на­блюдениям. Наблюдения широко используются при сравнениях, анализе тех или иных функций отдельных органов других людей. Так, при изучении осанки мы приводим в пример правильную и красивую осанку людей, занимающихся спортом.

При изучении данного раздела широко используются нагляд­ные пособия: таблицы, макеты, муляжи, плакаты (текстовые таблицы), картины, видеофильмы и т. д. Мно­гие таблицы являются основным источником знаний, например при изучении нервной системы, пищеварения.

Учителю перед показом того или иного наглядного пособия необходимо составить план беседы, рассказа, обдумать приемы логического мышления учащихся.  

Итак, изучая данную тему:

  1.  Необходимо рассматривать человека как часть природы, ее живого мира,
    подчеркивая нашу неразрывную связь со всем окружающим;

  2.  важно показать, что в нашем организме, как и в окружающем мире, все
    взаимосвязано:  органы здорового человека  работают согласованно,  сла­женно;

  3.  с нормами охраны здоровья необходимо знакомить детей не формально-назидательно, а в интересной для ребенка форме, связывая воедино элементы
    анатомических, физиологических и гигиенических знаний;

  4.  включать в число применяемых методов и приемов обучения само­наблюдения детей, моделирование, использование опорных знаков к прави­лам гигиены.

 



Анализ рабочих программ на предмет изучения организма человека и охраны его здоровья.

Содержание курса «Окружающий мир» УМК « Школа России»

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

1 класс- Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Как беречь уши. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

2 класс-  Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

 Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

3 класс- Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение

и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Содержание курса «Окружающий мир» УМК "Начальная школа 21 века"

1 класс- Режим дня первоклассника. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

2 класс- Наши помощники – органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

3 класс- Предупреждение отравлений ядовитыми растениями. Предупреждение отравлений грибами.

4 класс- Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Содержание курса «Окружающий мир» УМК « Школа 2100»

1 класс- Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Правила поведения при грозе.

2 класс- Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Правила поведения в квартире.

4 класс- Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Содержание курса «Окружающий мир» УМК «Перспектива»

1 класс- Безопасный маршрут от дома до школы. Распорядок дня. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.

Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту. Личная гигиена, правильное питание. Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. 

2 класс- Укрепление и охрана здоровья весной. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

3 класс- Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.





Тема: Зона степей.

Класс: 4

Цели:

  • обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.

  • развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.

  • воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Планируемые результаты

  • Предметные:

  • Ученик научится: показывать зону степей на карте, описывать изучаемую зону на основе плана (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей); сравнивать зону степей с другими зонами; находить примеры влияния человека на природные объекты.

  • Ученик получит возможность научиться: сравнивать зону степей с другими зонами; определять зависимость климатических условий от солнечного света, тепла и влаги; устанавливать зависимость растительного и животного мира от этих условий

  • Личностные:

  • - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • - формирование и удержание учебной задачи (целеполагание);

  • - возможность формирования самоконтроля и самооценки результата;

  • - принятие основ экологической культуры

  • Метапредметные:

  • - ставить цели и задачи, планировать пути их решения, выбирая наиболее эффективные способы;

  • - работать в группе по решению поставленных задач; высказывать свою точку зрения, учитывать точку зрения товарища;

  • - оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета характера ошибок;

  • - умение пользоваться различными видами информации

Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                      Нас сегодня ждёт дорога,

                      И узнать нам надо много.

                      Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                      Чтобы времени зря не терять.

                      О том, как потрудились дома.

                      Поспешим друзьям рассказать.

  1. Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.

(Раздать карточки для индивидуальной работы)

                        Внимание, внимание!

                        Первое задание:

                        О роли леса схему здесь нарисовать

                        И всё по схеме рассказать.

-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.

               Раз иду я через двор

               И слышу такой разговор:

               «Мы на солнечной поляне

               Загорали, жгли костёр,

               Пили квас, консервы ели,

               Хоровые песни пели…

               Веселились, как могли,

               Отдохнули и ушли!

               И остались на полянке

               У потухшего костра

               Две разбитых нами склянки.

               Две размокшие баранки-

               Словом, мусора гора!»

(В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Исправь географические ошибки  в тексте.

                  Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец     ( в тундре)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк       (в тундре)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса      (в лесу)

  1. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

3.Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию нового материала.

             -Куда приведёт нас дорога?

              Хотите об этом узнать?

                Тогда постарайтесь скорее

                Этот кроссворд разгадать.

Вопросы  к кроссворду:

  1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне.       (Брусника)

  2. Вроде сосны, вроде ёлок,

А зимою без иголок.     (лиственница

3. Хозяин лесной просыпается весной.

    А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.     (Медведь)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.         (липа)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках.         (ольха)

Какое слово получилось в выделенных окошках?(степь)

-Зовёт дорога к югу,  в бескрайние степи или в зону степей.

-кто догадался, с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке?

Тема урока: Зона степей.      Слайд №1.

-«Ой, ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поётся в песне.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.    


Какие цели поставим на урок и на какие вопросы постараемся ответить?

4.Изучение нового материала

  Как приспособились растения и животные в степи? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала определим месторасположение степи.

Работа с картой и учебником.

1. Где расположена зона степей?  ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?   (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

3. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)

-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся. Слайд №2.

Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое  лето.

Помните, я говорила вам о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. Картинка «Сухая степь».

5.Работа над новой темой.

!!!Далее мы продолжим работать по группам, по рядам.

У каждого из вас таблица, которую мы продолжим заполнять.

После завершения работы, обменяемся информацией и каждый дополнит таблицу.

-группе ботаников и зоологов нужно указать видовое разнообразие и особенности приспособленности конкретных видов к данной зоне.

-группа экологов раскрывает нам экологические проблемы и освещает деятельность человека в этой зоне.

Группа ботаников. Учебник с.114-115.

Группа зоологов. Учебник. С.118.

Группа экологов. Учебник. С 119-120.

1) Ботаник. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов,        Слайд № 3 которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. Слайд №4 У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

________________________________________________________________

2) Ботаник.        Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак. Слайд №5, №6

 Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко  в землю.

1) Зоолог.    В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Слайд №7

Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа  Слайд № 8 , серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.

2) Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9, суслики, мыши –полёвки, в норах они делают себе запасы на зимуИ конечно, в степи есть хищники: степной орёл Слайд № 10, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Физкультминутка.

-Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя  весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).

  1. Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Слайд №11 . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл Слайд № 12 , журавль -  красавка, дрофа Слайд №13 , кузнечик, степная дыбка,  растение пион тонколистный. Слайд № 14

  1. Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

-Большое спасибо докладчикам.

-Еще одна таблица у нас готова. Есть ли вопросы?

6 .Закрепление изученного материала.

1) Работа в тетради на печатной основе. С.36-38.

2) Проверка знаний (Тест  в  презентации)

3) Выставление оценок.

7. Домашнее задание: У. с114-122 , Т. С.37,38, доклады о животных растениях степи.




1.Карточка. Исправь географические ошибки  в тексте.

                  Лесная зона расположена к северу (…………..) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (…………………), чем в тундре. Растительный мир беден (…………….). Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными (…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (…………………….) домом для растений, животных, грибов.

                           Фамилия,имя:……………………………..

------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец     ( ………………………)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк       (……………………)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса      (…………..)

      Фамилия, имя:…………………………………..

________________________________________________________________

  1. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) ……………………….– это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Фамилия, имя: ………………………………..







1

Где расположена?(территория, есть ли смена сезона, особенности почвы, погодные условия)





2

Растительный мир







3

Животный мир







4

Экологические проблемы, деятельность человека










Зона степей



Суховеи-

Пыльные бури-





Тема: «Почвы России. Опыт «Состав почвы».

Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

Класс: 4

Цель:

Создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Задачи:

Предметные  Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли, выявить состав почвы и ее типы, определить способы защиты  почвы от разрушений; (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность)овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, опорные слова, карточки с заданиями, конверты, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент. Мысегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн. сотрудники

Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

- А чем занимаются сотрудники лаборатории? (......)

- И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.


2.Актуализация опорных знаний и постановка задач урока. Послушайте рассказ.

Чудесная кладовая

(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ: кладовка, каморка, комната, хранилище, амбар...)

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

- Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

 Ребята о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема  урока «Почвы России»

- А что вы знаете о почве?

-а что бы вы хотели узнать?

"Что такое почва?"

"Свойства почвы"

"Виды почв"

"Почва человеку"


Какие цели вы поставите перед собой, чтобы ответить на ваши вопросы?

3.Изучение нового материала

-На партах у вас лежат словари, найдите определение слову Почва. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

-А что значит плодородный слой? (ответы детей)

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Она разного цвета)

- Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? ( Она состоит из различных веществ)

- А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. На какой вопрос мы должны получить ответ в ходе нашей работы? (что входит в состав почвы)

Практическая работа в группах (4 группы).Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

Группа 1.

  1. Возьмем стакан с водой

  2. опустим туда комочек почвы

  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод? 

Вывод:

 (Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух).

Группа 2.

  1. Возьмите бумажную салфетку

  2. положим на нее немного почвы

  3. сильно сожмем

  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

Вывод:

(Влажное пятно. В почве есть вода.)

Группа 3.

  1. Бросьте комочек почвы в воду

  2. что произошло в стакане

  3. Что вы видите на дне стакана

Вывод:

 (Вода в стакане стала мутной.На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.) 

Группа 4.

  1. Рассмотрим почву под микроскопом

  2. Что еще входит в состав почвы?

Вывод:

(листья, остатки насекомых, песок, трава)

Опыт 5. (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде  Кластера «Состав почвы».


Подведение итогов практической работы:

- Перечислите, из чего состоит почва. Посмотрите схему «Состав почвы»

(на доске)

Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.


(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.

Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Работа с текстом прием «Инсерт»

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Откройте учебник прочитайте текст и выясните,  какие бывают типы почв? Если вы нашли ответ на вопрос поставьте знак «+», если вам что- то непонятно и информация в тексте требует дополнительного разъяснения, поставь знак «?», если прочитанная информация вас очень заинтересовала или удивила и вы хотите поделиться и обсудить ее с классом, поставьте «!».

Обсуждение:

-Итак, какие типы почв, встретились в тексте?

-Какая информация заинтересовала или удивила вас? (ответы детей)

-Какие типы почв самые распространенные в нашей стране?

-Самые плодородные? (чернозёмные)

-Что входит в состав болотных почв? (торф)    

- Что входит в состав луговых почв? (дёрн)

-Есть ли вопросы по данному тексту?

-А сейчас мы заслушаем рассказ о «Земле-кормилице», и попытаемся ответить на вопрос, почему ее так называют? (Учитель или специально подготовленный ребенок рассказывают ).

ТЕКСТ:

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Беседа

- Что называют волшебной кладовой  и почему?

- Что издавна делает земля-матушка? (кормит людей) И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? - Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва? - Это - плодородие. ( "Плодородие")

- Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл?

-Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

-Нуждается ли почва в защите?

-Как человек может защитить почву от разрушений? (Надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать).

- Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38. Самостоятельное чтение.

- Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

- ...........(перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)

- что в почве обитают мелкие животные.

- Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

4. Закрепления новых знаний. Работа в группах.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?

  2. Возможна ли жизнь без почвы?

  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

  4. Отчего зависит плодородие почвы?

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)


Самостоятельная работа по карточкам

Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)

Самостоятельное выставление отметок.



5. Итог урока.Рефлексия.

Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.

- Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)

- А теперь попробуйте  составить Синквейн, на тему «Почвы России» (работа в паре). Но прежде чем начать работу, вспомним правила составления Синквейна. (ответы детей).

 Пример Синквейна

Почва России

Плодородная, подзолистая

Кормит, разрушается, образуется

Почва нуждается в охране

Земля- кормилица


6. Домашнее задание

С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.



Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________

1. Верхний плодородный слой земли - это…

А. глина Б. почва В. дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней…

А. перегноя Б. удобрений В. влаги

3. Перегной - это…

А. перегнившие листья, погибшие растения и животные

Б. растения и животные

В. корни растений

4. Основное свойство почвы - это…

А. солончак

Б. водопроницаемость

В. плодородие

5. Чернозём - это…

А. наиболее плодородная почва

Б. почва, содержащая песок

В. неплодородная почва

6. Для чего удобряют землю?

А. для получения стабильных урожаев

Б. для сохранения почвы от выдувания

В. для увеличения влажности

Вопросы для обсуждения в группах

  1. Почему про землю говорят – «кормилица»?

  2. Возможна ли жизнь без почвы?

  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

  4. Отчего зависит плодородие почвы?

  5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?






Группа 1.

1.Возьмем стакан с водой

2.опустим туда комочек почвы

3.Запишите, что вы видите и сделайте вывод? 

Вывод:




Вывод по работе других групп:








Группа 2.

1.Возьмите бумажную салфетку

2.положим на нее немного почвы

3.сильно сожмем

4.Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

Вывод:






Вывод по работе других групп:






Группа 3.

1.Бросьте комочек почвы в воду

2.что произошло в стакане

3.Что вы видите на дне стакана

Вывод:





Вывод по работе других групп:







 Группа 4.

1Рассмотрим почву под микроскопом

2.Что еще входит в состав почвы?

Вывод:





Вывод по работе других групп: