СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»»

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Майский детский сад «Солнышко»  Джанкойский район Республика Крым   «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»      Подготовила:  воспитатель Панасюга Виктория Ивановна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Подготовила: воспитатель Панасюга Виктория Ивановна

 Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания.   Эксперимент — то же, что и опыт.  Как человек познает окружающий мир? ( Через исследование или опыт).  Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого.

Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания. Эксперимент — то же, что и опыт. Как человек познает окружающий мир? ( Через исследование или опыт). Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого.

Структура детского экспериментирования  Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:  Цель:   развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира  Задачи:    1) развитие мыслительных процессов;   2) развитие мыслительных операций;  3) освоение методов познания;  4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Структура детского экспериментирования Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру: Цель:   развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира Задачи:   1) развитие мыслительных процессов;  2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Структура детского экспериментирования   Содержание:  информация об объектах и явлениях, предметах.  Мотив:  познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс :

Структура детского экспериментирования

Содержание:  информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс :"Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать». Формы:  элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

«Планирование работы с детьми по экспериментированию»  Средний  дошкольный возраст Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:  1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?);  2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);  3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

«Планирование работы с детьми по экспериментированию» Средний  дошкольный возраст

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?); 2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?); 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:  1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).  2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег).  3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).  4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).  5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник).  6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот).

Старший дошкольный возраст  Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:  1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности  (как построить прочный дом для кукол?);  2) классификация на основе сравнения: по длине  (чулки - носки) , форме (шарф - платок - косынка), цвету, орнаменту, материалу (шёлковое - шерстяное ), плотности.

Старший дошкольный возраст Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (как построить прочный дом для кукол?); 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки) , форме (шарф - платок - косынка), цвету, орнаменту, материалу (шёлковое - шерстяное ), плотности.

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:  1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).  2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад)  и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу).  4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).  5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный).  6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу). 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный). 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Оформление уголка экспериментирования:  Задачи уголка:   развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Оформление уголка экспериментирования:

Задачи уголка:   развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:   1. Место для постоянной выставки, в которой могут находиться различные коллекции: экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)  2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты .  Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). Медицинские материалы:  пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены: 1. Место для постоянной выставки, в которой могут находиться различные коллекции: экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши.

3. Место для хранения природного и «бросового» материалов (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья, проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки). 4. Место для проведения опытов, должно быть достаточным и не загроможденным . Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.  5. Место для неструктурированных материалов ( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт). Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям :  «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

3. Место для хранения природного и «бросового» материалов (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья, проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

4. Место для проведения опытов, должно быть достаточным и не загроможденным . Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента. 5. Место для неструктурированных материалов ( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт). Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям :  «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Уголок экспериментирования  Это всё эксперименты – интересные моменты  Всё, всё, всё хотим узнать!  Как наш опыт получился, сколько времени он длился?  Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Уголок экспериментирования Это всё эксперименты – интересные моменты Всё, всё, всё хотим узнать! Как наш опыт получился, сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям: - живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде);   - неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет);   - человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов).

Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде); - неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет); - человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов).

Виды экспериментирования в старшей группе  Он нам нужен, чтобы дышать, чтобы шарик надувать.  С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!    Цели:   продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха;   продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха; продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха.     .

Виды экспериментирования в старшей группе Он нам нужен, чтобы дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Цели:   продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха;   продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха; продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха.

.

 «Снег и лёд»   Снег бывает разный: чистый, невесомый;  Снег бывает грязный – липкий и тяжёлый.  Снег летит пушистый, мягкий и приятный;  Снег бывает рыхлый, снег бывает ватный .

«Снег и лёд» Снег бывает разный: чистый, невесомый; Снег бывает грязный – липкий и тяжёлый. Снег летит пушистый, мягкий и приятный; Снег бывает рыхлый, снег бывает ватный .

 «Измерение глубины снега»   Здесь зима в снежки играла, много снега накидала,  Нет совсем теперь пути, ни проехать, ни пройти!  В снежной пуховой постели тонут сосны, тонут ели…  Всем в снегу теплее стало, снег для всех как одеяло!

«Измерение глубины снега» Здесь зима в снежки играла, много снега накидала, Нет совсем теперь пути, ни проехать, ни пройти! В снежной пуховой постели тонут сосны, тонут ели… Всем в снегу теплее стало, снег для всех как одеяло!

 «Песок»   Цели : показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга; познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением

«Песок» Цели : показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга; познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением

 «Магнит»  Бывает маленьким, большим: железо очень дружит с ним  С ним и незрячий непременно найдёт иголку в куче снега  Цели:  Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы: знакомить детей со свойствами магнита в воде.

«Магнит» Бывает маленьким, большим: железо очень дружит с ним С ним и незрячий непременно найдёт иголку в куче снега

Цели:  Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы: знакомить детей со свойствами магнита в воде.

 «Вода»  Вода — это сила; Вода — это слабость; Вода — это жизнь для всех нас. Вас покоряет; Нас укрощает всех она любит сила — Вода

«Вода» Вода — это сила; Вода — это слабость; Вода — это жизнь для всех нас. Вас покоряет; Нас укрощает всех она любит сила — Вода

«Огород на окне»  А давайте-ка, ребята, мы посадим огород! Пусть зелёный огород лето в группу принесёт!

«Огород на окне» А давайте-ка, ребята, мы посадим огород!

Пусть зелёный огород лето в группу принесёт!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!