Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майский детский сад «Солнышко» Джанкойский район Республика Крым «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
Подготовила: воспитатель Панасюга Виктория Ивановна
Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания. Эксперимент — то же, что и опыт. Как человек познает окружающий мир? ( Через исследование или опыт). Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого.
Структура детского экспериментирования Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру: Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Структура детского экспериментирования
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс :"Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать». Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
«Планирование работы с детьми по экспериментированию» Средний дошкольный возраст
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают?); 2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?); 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот).
Старший дошкольный возраст Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (как построить прочный дом для кукол?); 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки) , форме (шарф - платок - косынка), цвету, орнаменту, материалу (шёлковое - шерстяное ), плотности.
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу). 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный). 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Оформление уголка экспериментирования:
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены: 1. Место для постоянной выставки, в которой могут находиться различные коллекции: экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты . Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши.
3. Место для хранения природного и «бросового» материалов (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья, проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).
4. Место для проведения опытов, должно быть достаточным и не загроможденным . Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента. 5. Место для неструктурированных материалов ( песок, вода, опилки, стружка, пенопласт). Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования Это всё эксперименты – интересные моменты Всё, всё, всё хотим узнать! Как наш опыт получился, сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде); - неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет); - человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов).
Виды экспериментирования в старшей группе Он нам нужен, чтобы дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха; продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха; продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; показать, что ветер это поток воздуха; показать, что можно почувствовать движение воздуха.
.
«Снег и лёд» Снег бывает разный: чистый, невесомый; Снег бывает грязный – липкий и тяжёлый. Снег летит пушистый, мягкий и приятный; Снег бывает рыхлый, снег бывает ватный .
«Измерение глубины снега» Здесь зима в снежки играла, много снега накидала, Нет совсем теперь пути, ни проехать, ни пройти! В снежной пуховой постели тонут сосны, тонут ели… Всем в снегу теплее стало, снег для всех как одеяло!
«Песок» Цели : показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга; познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением
«Магнит» Бывает маленьким, большим: железо очень дружит с ним С ним и незрячий непременно найдёт иголку в куче снега
Цели: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы: знакомить детей со свойствами магнита в воде.
«Вода» Вода — это сила; Вода — это слабость; Вода — это жизнь для всех нас. Вас покоряет; Нас укрощает всех она любит сила — Вода
«Огород на окне» А давайте-ка, ребята, мы посадим огород!
Пусть зелёный огород лето в группу принесёт!