Цель: формирование представлений об окружающем мире весной. познакомить детей с разнообразием насекомых, тренировать узнавание их; воспитывать бережное отношение к природе; закрепить полученные знания.
учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду зимой и весной;
уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне,
обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
развивать внимание, память, общую моторику;
воспитывать интерес и бережнее отношение к природе. Воспитывать интерес к подвижным играм, здоровому образу жизни.
формирование навыков исследовательских способностей детей
1. Беседа о признаках весны.
- Ребята, отгадайте загадку:
Она была такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится.
(Зима)
- Вот и закончилась зима. Какое время года наступило после зимы?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
(И. Токмакова)
- Какой сейчас месяц? Какое время года уже совсем скоро наступит? Какие весенние месяцы вы знаете?
Сравнение весенних и зимних признаков
Ребята, погода в конце зимы и ранней весной может быть похожа.
— Давайте проверим не перепутаете ли вы зиму и раннюю весну:
1) Зимой воздух холодный, а весной -…(тёплый).
2) Зимой небо пасмурное, а весной - …(ясное)
3) Зимой сугробы высокие, а весной — …(низкие).
4) Зимой солнце стоит низко, а весной - …(высоко).
-Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какое?» и подберём определения к словам, которые я назову.
- Какое небо весной?...голубое, ясное, чистое, безоблачное.
- Солнце какое?...весеннее, тёплое, яркое.
- Весной ветер какой?...весенний, свежий, тёплый.
- Каким становится снег весной?...тёмным, грязным, рыхлым.
- А теперь давайте подберём слова-действия.
- Что происходит со снегом весной?... снег тает, темнеет, оседает.
- Что делает солнце весной?... солнце ярко светит, пригревает, ласкает.
- Какие изменения происходят с деревьями?... на деревьях набухают почки.
Игра «Почки, листочки, цветочки»
- Все мы нетерпением ждали прихода весны. В старину русские люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят птицы.
5 Сравнение весенних и зимних признаков
Ребята, погода в конце зимы и ранней весной может быть похожа.
— Давайте проверим не перепутаете ли вы зиму и раннюю весну:
1) Зимой воздух холодный, а весной -…(тёплый).
2) Зимой небо пасмурное, а весной - …(ясное)
3) Зимой сугробы высокие, а весной — …(низкие).
4) Зимой солнце стоит низко, а весной - …(высоко).
5) Зимой дни короткие, а весной -…(длинные). ПРИМЕТЫ ПО МЕСЯЦАМ Про весну существует немало примет. Раньше печатались целые календари-месяцесловы. По ним люди ориентировались, когда пора вспахивать землю, начинать посевные работы, сажать рассаду, какой культурой в этом году выгоднее засадить огород. Это являлось залогом высокого урожая
. Март. Частые туманы – к ненастному лету.
Гром гремит – к холоду.
Дятел стучит – весну позднюю сулит.
Облака высоко и плывут скоро – к ясной погоде.
Ворона купается в луже – близится потепление (а в апреле – похолодание
Апрель. В начале месяца ветрено – весь июнь будут идти затяжные дожди.
Май. Майских жуков много, как и журавлей, – к засухе.
Музыкальная игра с детьми «По весенним дорожкам»
Воспитатель: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Отгадав мои загадки вы узнаете какие насекомые находятся в моей коробочке.
Муравей
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом
. - Муравьи живут большими семьями.
- Как называется их дом?
- Из чего строят? (Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).
- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
- Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
- Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)
- Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев.
И
х называют санитарами леса.
Пчела
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее пчела.
Бабочка
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
- Чем питается бабочка?
(Соком растений, нектаром)
- Как она пьет нектар? ( Хоботком)
- Можно ли ловить бабочек? Почему? ( Нет, мы можем поранить бабочку)
- У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожег и не сможет взлететь, погибнет.
- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(Пользу, бабочки опыляют растения)
- А знаете, что многие бабочки, так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края?
Жук
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Божья коровка
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки.
- Какая она? (Красная, яркая)
- Значит и мы и птицы могут ее заметить.
- Как же она защищается от врагов? (Выделяет горькую, желтую жидкость)
- Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом.
- А что означает красный цвет божьей коровки?
(Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
- Какую пользу приносит божья коровка? (Она уничтожает тлю)
-
Верно, она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
- Кузнечика мы можем заметить в траве? Почему?
(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
- А как мы можем узнать, есть кузнечики на полянке или нет?
(Мы услышим, как он поет)
- Чем он делает такие звуки? (дети - Крыльями)
- Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика.
- Мы говорим, что он не поет, а что делает? (дети - Стрекочет)
Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
А знаете, что кузнечик стрекочет ударяя (вибрируя) задними лапками о передние крылышки.
В
осемь ног, как восемь рук
вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк –
покупайте мухи шелк. (Паук)
- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.
З
агадка
На ромашку у ворот опустился вертолет.
Серебристые глаза,
- Кто же это?. (Стрекоза)
- А знаете, что стрекоза поедает комаров.
- Посмотрите, какая она лупоглазая.
Загадка.
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
он поделится медком. (Пчела)
- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает.
Человек для пчел строит улья.
Дикие пчелы живут в лесу в дупле.
Подвижные игры «Мы веселые ребята» «Зайчики и лисичка»
Исследовательская деятельность: опыты со снегом,
Индивидуальная работа по физкультуре: прыжки в длину с места.
Дидактическая игра «Фотограф»
Воспитатель предлагает детям взять воображаемый фотоаппарат, полюбоваться красотой ранней весной, сделать фотографию, а затем рассказать, что именно сфотографировали. Значит, какое сейчас время года? (Весна)/ Итог занятия.