Организация и проведение уроков МХК в современной школе.
«Особенности храмового зодчества».
Конспект урока МХК.
Тема: « Особенности храмового зодчества»
Цель:
дать понятие храмового зодчества;
познакомить с видами христианского храма; научить ребят находить основные части храма.
Задачи:
(Образовательные, воспитательные, развивающие)
расширить знания учеников о храме, понятии зодчества в России и отражение его в русской культуре;
развивать эстетический вкус;
формировать умение анализировать;
воспитывать чувство сопричастности к великой культуре России.
Оборудование:
Презентация по теме, информационные карточки, интерактивная оборудование, иллюстративный материал.
Тип урока:
Беседа, урок «открытия» нового знания.
Методические приёмы:
Рассказ учителя, сообщение обучающихся , беседа, использование иллюстраций, презентация, фрагменты художественных произведений, , видео запись.
Ход урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Проверка домашнего задания ( тестирование по теме «героический эпос народов мира).
Новый материал ( беседа и показ презентации).
Назвать мировые религии (христианство, буддизм, ислам)
Что такое храм
Храмам каждой мировой религии, будь то христианство , буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определённые черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с западноевропейским костёлом или готическим собором, а мусульманскую мечеть с православным христианским храмом. Любой человек, даже не искушённый в искусстве, увидев, на репродукции колоннаду Парфенона скажет: «Это – Греция». При виде огромного сооружения, напоминающего высокую заострённую кверху шапку, испещрённую резьбой и скульптурой, соотнесёт её с Индией.
А лёгкая ,изящная постройка, состоящая из множества летящих крыш, похожих на птиц, не успевших сложить крылья, напомнит о Японии или Корее. Следовательно, в основе самобытности храмового зодчества лежат традиции народной архитектуры.
Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или в таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога.
В глазах восхищённых верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.
Следует особо подчеркнуть, что ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи,служащие местом культовых обрядов и поклонений таинственным силам природы
Прежде всего, обратимся к христианскому храму. Как известно, христианские храмы возникли не сразу. На протяжении первых трех веков, в условиях жесточайших гонений и преследований христиан, не было возможности возводить храмы. Верующие вынуждены были совершать богослужение, скрываясь глубоко под землёй, в катакомбах. Лишь с начала IV века в связи с распространением христианства начнётся повсеместное строительство храмов.
Основой христианского храма стала базилика (от греч, - «царский дом») - вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы, число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были строго ориентированы на восток, так как там, по представлениям христиан, находился Иерусалим — центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объёму примыкала полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма. Характерную ч
ерту подобных храмов составляют деревянные балочные перекрытия.
В
нешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов, то есть наружных стен храма. Однако внутреннее их убранство отличалось особой пышностью и великолепием. Стены украшались облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями, роскошными предметами церковной утвари. Такой тип храма стал принадлежностью католического христианства
Сравнение внешнего облика католического христианского храма и православного христианского храма.
На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершённый в центре куполом. Такой храм стал символом христианского православия.
И
так, мы на пороге православного храма... За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь всё обращает на себя наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишённой глубокого духовного смысла.
Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность... В
о внешнем облике храма мы обратим внимание на
количество венчающих его куполов. Оно строго символично.
Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога.
Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют
Святую Троицу, пять куполов -
Христа и четырёх евангелистов, семь глав -
семь священных таинств Церкви,
девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии
имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в
Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа.
Ф
орма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества.
Луковичная символизировала пламя свечи.
Не менее знаменателен
и цвет купола.
Золотые купола главных храмов, посвященных Христу или двунадесятым праздникам, - символ небесной славы.
Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии.
Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цветСвятого Духа.
Х
рамы, посвященные святым, увенчаны куполами зелёного или серебряного цвета.
С
XVII века на Руси стали возводить
шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением. Самым замечательным сооружением этого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница.
Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.
Заходил я в притвор и смиренно в дверях становился,
И смотрел в глубину, погружённую в сумрак на треть.
Замирала душа, и дрожало свечное мерцанье,
А гремящие хоры свергали волну за волной.
И всё чудилось мне, что ступил я в предел Мирозданья,
И что вечность сама возжигала огни предо мной...
Н.Тряпкин
Д
а, здесь всё поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперёд, к
царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проёме вы видите образ Спасителя, облачённого в белые, сверкающие одежды.
Г
лавная часть храма -
это алтарь, где на
престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря
расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется
иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется
солеёй. В середине солеи находится
амвон - место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены
клиросы - места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых
приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определённых святых.
Закрепление материала.
Назовите виды храмов. (Китайская пагода, западноевропейский костёл, готический собор, мусульманская мечеть, православный христианский храм).
Как часто называют храм? (модель мира)
Как верующие совершали богослужения, когда не было храмов? (верующие вынуждены были совершать богослужение, скрываясь глубоко под землёй, в катакомбах).
Назвать внешние части христианского храма. (базилика - вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на 3-5 частей (нефы). Все храмы ориентированы на восток, там находился Иерусалим — центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объёму примыкала полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма.
Какой тип храмов существуют на Руси? (крестово-купольный, шатровый с восьмигранным завершением)
Какой смысл имеет количество куполов храма? (1 - Единого Бога; 3 - Святую Троицу, 5 - Христа и четырёх евангелистов, 7 - семь священных таинств Церкви, 9 - по числу ангельских чинов, 13 - Христа и двенадцать апостолов.)
Назвать храм с наибольшим количеством куполов. (Кижи – 33 – возраст Христа)
Что означает каждый цвет куполов? (Золотые купола – символ небесной славы, синие купола со звёздами - напоминают о рождении Христа от Девы Марии, зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа, храмы, посвященные святым, увенчаны куполами зелёного или серебряного цвета)
Назвать части храма внутри . (притвор, алтарь, изница, иконостас, солеея, амвон, клиросы, иногда несколько алтарей – пределов)
Что обязательно находится около храма? (колокольня)
Итог урока
Домашнее задание
1. Материал урока.
2. Нарисовать храм.
Литература.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год.
.