Дисциплина: Сестринское дело в системе
первичной медико-санитарной помощи населению
Лекция № 1
Организация и структура системы
первичной медико-санитарной помощи
Преподаватель:
Пуховская А.А
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
- Конституция РФ ст.41 – право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- ПРИКАЗ от 15 мая 2012 г. № 543н ОБ утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 июня 2015 г. N 361н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"
Определение понятия медицинская помощь
- Медицинская помощь- это совокупность лечебных и профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, беременности и родах, а также в целях предупреждения заболеваний и травм.
- Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДАМ
Медицинская помощь
ПО УСЛОВИЯМ ОКАЗАНИЯ
ПО ФОРМЕ ОКАЗАНИЯ
ВИДЫ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
- это комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь).
Первая медицинская помощь включает в себя мероприятия:
- по прекращению воздействия факторов, способных утяжелить состояние пострадавших (больных) или привести к смертельному исходу,
- устранение явлений, непосредственно угрожающих их жизни (кровотечения, асфиксия и др.),
- проведение мероприятий по предупреждению осложнений и обеспечению эвакуации пострадавших (больных) без существенного ухудшения их состояния.
ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
- оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт.
- ЗАДАЧИ:
- а) проведение необходимых мероприятий по ликвидации угрозы для жизни пострадавшего;
- б) предупреждение возможных осложнений;
- в) обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего
ПЕРВАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
- это вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами (как правило, на этапе медицинской эвакуации) и направленных на устранение последствий поражений (заболевания), непосредственно угрожающих жизни пораженных (больных), а также профилактику осложнений и подготовку пораженных (больных) при необходимости к дальнейшей эвакуации.
КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
это вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля, в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения, основными видами специализированной медицинской помощи, оказываемой при различных чрезвычайных ситуациях, является нейрохирургическая, офтальмологическая, травматологическая, токсикологическая, педиатрическая и др.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
- это вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения больным с определенной патологией.
ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Стационары
- - больница (районная, городская, областная);
- - специализированная больница (инфекционная, восстановительного лечения, психиатрическая, туберкулезная, госпиталь ветеранов);
- -клиника;
- - хосписы, дома ребенка, приюты и т. д.
2. Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Поликлиника (городская, стоматологическая);
- Учреждения скорой и неотложной помощи;
- Учреждения родовспоможения, женские консультации;
- Центры (медико-генетический, диагностические, восстановительного лечения, перинатальный, планирования семьи и репродукции);
- ФАП
- Амбулатория
- Здравпункт
ЭТАПНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ
(по ВОЗ) — удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи и общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе.
ПМСП – это система медицинских, санитарно-гигиенических и медико-социальных служб и технологий, обеспечивающая первичный контакт индивидуумов, семей и коллективов с медицинскими работниками.
ПРИНЦИПЫ
- Свободный выбор пациентом медицинской организации и врача первичного звена (ст.21);
- Доступность медицинских и социальных услуг.
- Комплексность обследования больных;
- Согласованность в работе с другими службами и ведомствами.
- Непрерывность наблюдения пациентов в различных организациях здравоохранения.
- Ориентация деятельности на оказание медицинской, социальной и психологической помощи
- Профилактическая направленность
ФУНКЦИИ ПМСП
ПОЛИКЛИНИКА
– это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе
Поликлиники по номенклатуре делят:
по организации работы:
- 1) объединенные с больницами;
- 2) необъединенные (самостоятельные).
по территориальному принципу:
городские, сельские
по профилю:
- общие
- взрослые
- детские
- стоматологические
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ ПОЛИКЛИНИКИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИКЛИНИКИ
- 1) руководство поликлиникой;
- 2) регистратура;
- 3) кабинет доврачебного приема;
- 4) отделение профилактики;
кабинет доврачебного приема;
смотровые кабинеты (женский и мужской);
анамнестический кабинет;
кабинет формирования здорового образа жизни;
прививочный кабинет.
- 5) лечебно-профилактические подразделения:
- а) терапевтические отделения;
- б) отделение восстановительного лечения;
- в) отделения по оказанию специализированных видов медицинской помощи (хирургическое, гинекологическое) с кабинетами соответствующих специалистов (кардиологический, ревматологический, неврологический, урологический, офтальмологический, оториноларингологический);
- г) процедурный кабинет;
- 6) параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики, УЗИ-кабинет);
- 7) дневной стационар и стационар на дому;
- 8) кабинет медицинской статистики.
- 9 административно-хозяйственная часть.
РЕГИСТРАТУРА
- Регистратура обеспечивает управление сложным потоком пациентов в поликлинике, хранение и выдачу медицинской информации о пациенте в виде «Медицинских карт амбулаторного больного» или полученной в результате автоматизированного учета.
В составе регистратуры городской поликлиники имеется:
- стол справок,
- рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом,
- помещение для хранения и подбора медицинских карт амбулаторных больных,
- помещение для оформления медицинских документов
- медицинский архив.
ЗАДАЧИ РЕГИСТРАТУРА
- обеспечение предварительной и неотложной записи пациентов на прием к врачу как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
- обеспечение четкого регулирования интенсивности потока пациентов с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределения его по видам оказываемой помощи;
- обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.
КАБИНЕТ ДОВРАЧЕБНОГО ПРИЁМА
- В нем работает квалифицированная медицинская сестра. Она осматривает пациента (гинекологических больных — акушерка), измеряет температуру тела, АД. Медсестра регулирует порядок посещений кабинетов поликлиники, не допуская остро лихорадящих больных в общую массу ожидающих приема, некоторых больных отправляет домой, организуя вызов врача к нему на дом. Таким образом исключаются контакты инфекционных больных со здоровыми, иногда впервые выявляются случаи артериальной гипертензии у пациентов и т. д.
МЕДСЕСТРА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
- На должность медицинской сестры общей практики назначаются медицинские сестры, прошедшие подготовку по программе специализации «Медицинская сестра общей практики».
- Медицинская сестра общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача) или самостоятельно согласно условиям договора (контракта).
- Медицинская сестра общей практики назначается и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.
ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
- Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций.
- Оказание больным и пострадавшим первой доврачебной медицинской помощи.
- Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза.
- Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД согласно действующим инструкциям и приказам.
- Ведение учетных медицинских документов
- Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании.
- Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения.
- Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием.
- Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке:
подготовка санитарного актива участка, проведение занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи.
- Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований.
- Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических документов.
- Постоянное повышение, усовершенствование своего профессионального уровня, знаний, профессиональной культуры.
- Выполнение правил внутреннего трудового распорядка, медицинской этики, требований по охране труда и техники безопасности.
ОПЕРАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
- Медицинская карта амбулаторного больного (ф. 25/у).
- Контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. 030/у).
- Карта больного дневного стационара поликлиники, стационара на дому, стационара дневного пребывания в больнице (ф. 003-2/у).
ОПЕРАТИВНО-УЧЁТНАЯ
- Журнал учета процедур (ф. 029/у)
- Журнал записи вызовов врачей на дом (031/у)
- Журнал записи рентгенологических исследований (050/у)
- Журнал учета инфекционных заболеваний (060/у)
- Журнал учета профилактических прививок (064/у)
- Журнал записи амбулаторных операций (069/у) и др.
ОТЧЁТНАЯ
- Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов (ф. 025-2/у)
- Талон амбулаторного пациента (ф. 025-6/у) – служит для учета
- Ведомость учета заболеваний, посещений, пролеченных больных (ф. 1).
- Ведомость учета посещений в поликлинике (амбулатории),диспансере, консультации и на дому (039/у) - используется для учета
- посещений в поликлинику, на дому, посещений с профилактической целью и служит для определения объема работы врача.
- «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного» (форма № 027/у),
- «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (форма № 058/у),
- «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (форма № 089/у),
- «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» (форма № 090/у) и др.
МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧАСТКА УЧЁТНАЯ
- паспорт участка;
- журнал диспансеризации больных по нозологическим группам;
- прививочный журнал;
- журнал флюорографических исследований;
- тетрадь учета длительно лихорадящих людей;
- журнал учета использования наркотических и сильнодействующих препаратов;
- журнал учета госпитализации пациентов;
- журнал учета санпросветработы;
- дневник медсестры (учет ежедневной работы).
ОТЧЁТНАЯ
- годовой, полугодовой, ежеквартальный и ежемесячный отчет по итогам диспансеризации;
- ежемесячный отчет по заболеваемости (по статталонам);
- ежемесячный — по проведению флюорографий и прививок;
- ежедневный — по количеству заболевших ОРЗ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
- осуществление профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи детям;
- оказание педиатрической и специализированной медицинской помощи детскому населению в поликлинике и на дому;
- организация и проведение мероприятий по профилактике и снижению уровня общей и инфекционной заболеваемости;
- этапность в лечении детей с хроническими заболеван.;
- организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детей дошкольного и школьного возрастов;
- профилактические мероприятия по всем медицинским направлениям среди детей коренной национальности;
- профилактическое направление диспансеризации здоровых детей;
- профилактические мероприятия по предупреждению перинатальной и младенческой смертности.
- коррекция факторов риска развития заболеваний;
- организация диспансерного наблюдения за детьми с патологией внутренних органов с оценкой уровня здоровья;
- анализ зарегистрированной заболеваемости у детей и разработка мероприятий по снижению и устранению причин, способствующих возникновению заболеваний и их осложнений;
- гигиеническое обучение и воспитание детского населения навыкам здорового образа жизни
ЗАДАЧИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
- оказание акушерской помощи женщинам во время беременности и в послеродовом периоде, подготовка к беременности и родам, грудному вскармливанию;
- оказание амбулаторной помощи женщинам с гинекологическим заболеваниями;
- обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, внедрение современных методов контрацепции;
- оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях специализированного приема, дневного стационара;
- внедрение методов профилактики, диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии на основе современных медицинских и вспомогательных технологий;
- оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством;
- совершенствование организационных форм и методов работы женской консультации, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностического процесса;
- выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности персонала и пациентов, предотвращения распространения инфекций;
- проведение мероприятий по повышению знаний, санитарной культуры
ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
- Отделение организуется в медицинской организации (ее структурном подразделении), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
- Отделение профилактики включает в себя следующие структурные подразделения:
- анамнестический кабинет;
- кабинет функциональных (инструментальных) исследований;
- кабинет пропаганды здорового образа жизни;
- кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации;
- кабинет медицинской помощи при отказе от курения.
ФУНКЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ
- участие в организации и проведении диспансеризации;
- участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров;
- раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний;
- контроль и учет ежегодной диспансеризации населения;
- подготовка и передача врачам медицинской документации на больных и лиц с повышенным риском заболеваний для проведения дополнительного медицинского
- обследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных
- мероприятий; санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и другие).
Приказ Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. № 543н
Приказ от 30 сентября 2015 г. № 683 н «Об утверждении порядка
Организации и осуществления профилактики неинфекционных за-
болеваний и проведения мероприятий по формированию ЗОЖ в
Медицинских организациях
СТРУКТУРА ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ
- кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;
- кабинет медицинской профилактики;
- кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;
- кабинеты инструментального и лабораторного обследования;
- кабинет (зал) лечебной физкультуры;
- школы здоровья.
ФУНКЦИИ
- информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
- оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;
- формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
- формирование у населения принципов «ответственного родительства»;
- обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;
- обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний;
- консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;
- разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;
- организация в зоне своей ответственности, в том числе в сельской местности, мероприятий по формированию здорового образа жизни;
- мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.
Категории граждан, которым оказываются медицинские услуги в центре здоровья
- впервые самостоятельно обратившиеся граждане для проведения комплексного обследования;
- направленные врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;
- направленные врачами после дополнительной диспансеризации (I - II группы здоровья);
- направленные врачами из стационаров после острого заболевания;
- направленные работодателем по заключению врача, ответственного за проведение периодических медицинских осмотров и углубленных медицинских осмотров с I и II группами здоровья;
- дети 15-17 лет, обратившиеся самостоятельно;
- дети (с рождения до 17 лет), у которых решение о посещении Центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем).
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В ЦЕНТРЕ ЗДОРОВЬЯ
- измерение роста и веса;
- тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма человека, включая экспресс-исследования на содержание алкоголя и никотина в биологических жидкостях;
- компьютеризированная экспресс-оценка состояния сердца (электрокардиография);
- ангиологическое скрининг-исследование с автоматическим измерением систолического артериального давления;
- расчет плече-лодыжечного индекса;