Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организациях профессионального образования»
Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Каретникова Светлана Михайловна,
руководитель ТПМПК Г.о. Коломна, заместитель директора МБОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медикосоциальной экспертизы
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
- К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медикосоциальной экспертизы
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
• оказание помощи обучающимся, которые нуждаются в особых образовательных программах;
• создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом и подростковом коллективе;
• своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
• повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам, касающимся обучения и воспитания ребенка.
Нормативные документы
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого- педагогическом консилиуме образовательной организации».
- Распоряжение Министерства образования МО от 07.04.2021г. №Р-240 «Об утверждении методических рекомендаций для педагогических работников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, реализующих программы среднего профессионального образования, по взаимодействию с психолого-медико-педагогическими комиссиями при организации работы с обучающимися из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».
Алгоритм разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения
- Анализ требований ФГОС, содержания примерных адаптированных образовательных программ и учебного плана.
Все примерные ПАОП разработаны руководящими и педагогическими работниками системы профессионального образования Московской области в соответствии с ФГОС по различным нозологическим группам, прошли общественно-профессиональную экспертизу, сформированы в банк и размещены на информационно-профориентационном портале «Мой ориентир» и сайте БПОО.
2. Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определение временных границ реализации индивидуальной программы.
- Четкое формулирование цели индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
- Определение задач коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
- Определение содержания индивидуальной программы с учётом целевого назначения, требований линейности и концентричности.
- Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы.
- Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.
- Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.
Структура программы
- Предварительный этап
- Диагностический этап
- Коррекционно-развивающий этап
- Аналитический этап
Каждый этап включает медицинское, психологическое и социальное направление и состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, лечебно-оздоровительное сопровождение.
Основные компоненты структуры индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения:
1. Титульный лист
включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями.
2. Пояснительная записка
Излагается краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения обучающегося на определенный временной промежуток.
Содержание коррекционно-развивающей работы
№
Виды деятельности
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Консультативная работа
Аналитическая работа
Психологическое/логопедическое/педагогическое сопровождение
Направления работы
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Примечания
Примерные направления работы с родителями
Направление работы
Консультирование
Содержание работы
Ответственный
Родительские собрания
Анкетирование
Открытые мероприятия
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!