СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организациях профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлен алгоритм состаления программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, рекомендованы нормативные документы.

Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организациях профессионального образования»

Организация индивидуального  психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ  и инвалидностью Каретникова Светлана Михайловна, руководитель ТПМПК Г.о. Коломна, заместитель директора МБОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Каретникова Светлана Михайловна,

руководитель ТПМПК Г.о. Коломна, заместитель директора МБОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медикосоциальной экспертизы
  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
  • К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медикосоциальной экспертизы
Задачи психолого-педагогического сопровождения:   •  изучение индивидуальных особенностей обучающихся; •  оказание помощи обучающимся, которые нуждаются в особых образовательных программах; •  создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом и подростковом коллективе; •  своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии; •  повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам, касающимся обучения и воспитания ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

• оказание помощи обучающимся, которые нуждаются в особых образовательных программах;

• создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом и подростковом коллективе;

• своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

• повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам, касающимся обучения и воспитания ребенка.

Нормативные документы Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого- педагогическом консилиуме образовательной организации».  Распоряжение Министерства образования МО от 07.04.2021г. №Р-240 «Об утверждении методических рекомендаций для педагогических работников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, реализующих программы среднего профессионального образования, по взаимодействию с психолого-медико-педагогическими комиссиями при организации работы с обучающимися из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Нормативные документы

  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого- педагогическом консилиуме образовательной организации».
  • Распоряжение Министерства образования МО от 07.04.2021г. №Р-240 «Об утверждении методических рекомендаций для педагогических работников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Московской области, реализующих программы среднего профессионального образования, по взаимодействию с психолого-медико-педагогическими комиссиями при организации работы с обучающимися из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».
Алгоритм разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения Анализ требований ФГОС, содержания примерных адаптированных образовательных программ и учебного плана. Все примерные ПАОП разработаны руководящими и педагогическими работниками системы профессионального образования Московской области в соответствии с ФГОС по различным нозологическим группам, прошли общественно-профессиональную экспертизу, сформированы в банк и размещены на информационно-профориентационном портале «Мой ориентир» и сайте БПОО. 2.  Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 3.  Определение временных границ реализации индивидуальной программы.

Алгоритм разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения

  • Анализ требований ФГОС, содержания примерных адаптированных образовательных программ и учебного плана.

Все примерные ПАОП разработаны руководящими и педагогическими работниками системы профессионального образования Московской области в соответствии с ФГОС по различным нозологическим группам, прошли общественно-профессиональную экспертизу, сформированы в банк и размещены на информационно-профориентационном портале «Мой ориентир» и сайте БПОО.

2. Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Определение временных границ реализации индивидуальной программы.

Четкое формулирование цели индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Определение задач коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Определение содержания индивидуальной программы с учётом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы. Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ. Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.
  • Четкое формулирование цели индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
  • Определение задач коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
  • Определение содержания индивидуальной программы с учётом целевого назначения, требований линейности и концентричности.
  • Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы.
  • Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.
  • Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.
Структура программы Предварительный этап Диагностический этап Коррекционно-развивающий этап Аналитический этап Каждый этап включает медицинское, психологическое и социальное направление и состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, лечебно-оздоровительное сопровождение.

Структура программы

  • Предварительный этап
  • Диагностический этап
  • Коррекционно-развивающий этап
  • Аналитический этап

Каждый этап включает медицинское, психологическое и социальное направление и состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, лечебно-оздоровительное сопровождение.

Основные компоненты структуры индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения: 1.  Титульный лист включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. 2.  Пояснительная записка Излагается краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения обучающегося на определенный временной промежуток.

Основные компоненты структуры индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения:

1. Титульный лист

включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями.

2. Пояснительная записка

Излагается краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения обучающегося на определенный временной промежуток.

Содержание коррекционно-развивающей работы № Виды деятельности   Диагностическая работа      Коррекционно-развивающая работа     Консультативная работа     Аналитическая работа Психологическое/логопедическое/педагогическое сопровождение Направления работы   Задачи Содержание и формы работы   Ожидаемые результаты   Примечания     Примерные направления работы с родителями Направление работы Консультирование Содержание работы Ответственный   Родительские собрания   Анкетирование   Открытые мероприятия          

Содержание коррекционно-развивающей работы

Виды деятельности

 

Диагностическая работа

 

 

Коррекционно-развивающая работа

 

 

Консультативная работа

 

 

Аналитическая работа

Психологическое/логопедическое/педагогическое сопровождение

Направления работы

 

Задачи

Содержание и формы работы

 

Ожидаемые результаты

 

Примечания

 

 

Примерные направления работы с родителями

Направление работы

Консультирование

Содержание работы

Ответственный

 

Родительские собрания

 

Анкетирование

 

Открытые мероприятия

 

 

 

 

 

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!