СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация информационно – библиографического сопровождения учебного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке освещены вопросы информационно-библиографичекого сопровождения учебного процесса по любому учебному предмету.

Просмотр содержимого документа
«Организация информационно – библиографического сопровождения учебного процесса»

Организация информационно – библиографического сопровождения учебного процесса


Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивали влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения учащихся. Мало научить ребенка читать. Необходимо дать ему возможность овладеть теми знаниями, которые помогут ему самому впоследствии расширять свой образовательный уровень, самостоятельно получать необходимую информацию.

Школьным библиотекам принадлежит особое место в образовательном пространстве. Прежде всего, это учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки (обслуживает педагогический коллектив школы) и публичной (предоставляет учащимся внепрограммные материалы, поддерживает внеклассную и внешкольную работу).
Работники библиотек лучше других научились собирать, хранить, систематизировать и предоставлять в пользовании документы и информацию, поскольку в условиях нарастания объема информации в электронной среде изменяются не просто функциональные потоки, но и сами способы отслеживания информации, систематизации, хранения; все больше информации существует только в электронном виде, создаются основные процессы библиотечной деятельности.

Основу деятельности любой библиотеки, в том числе и школьной, составляют информационные услуги, т.е. предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившими запросами или выявленной информационной потребностью.
Школьная библиотека - это  эффективный элемент информационно-образовательной среды школы. Престиж библиотеки может вырасти только из ее деятельности. Когда библиотека начинает говорить на языке «пользы» учителя, администрации, отношение к ней начнет меняться. Когда школьный библиотекарь перестанет рассматривать свою библиотеку как пункт по комплектованию и выдаче учебников и вспомнит, что основной фонд и ядро библиотеки исконно составляла литература отраслевая и художественная, с которой библиотека работала, на что сегодня она, практически, не имеет ни времени, ни средств. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Информационно-библиографическая работа является одним из направлений деятельности школьной библиотеки.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей

степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

А за этим стоит большая многоплановая работа.

Одним из важнейших элементов информационного обслуживания является

информационная среда библиотеки. Не только комфортная и развивающая, но и обучающая правилам пользования библиотекой и книгой, умению самостоятельно организовать информационный поиск.

В наших силах сделать пребывание ребенка (читателя) в библиотеке максимально удобным, а фонд – доступным.

Редкая библиотека, даже недавно переехавшая в новое здание, не испытывает

недостатка в производственных помещениях. Но, по наблюдениям психологов, читатель более комфортно чувствует себя в относительно небольшом по объему помещении. При условии творческого подхода к формированию интерьера мы можем создать и здесь тёплую атмосферу.

Создавая комфортную информационную среду, библиотекари используют, в

первую очередь, наглядность.

Необходимо предоставить читателю перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий на текущий месяц, перечень действующих клубов по интересам, выписываемых библиотекой периодических изданий, «Календарь знаменательных, памятных дат», юбилеев писателей, заметки для родителей и т. д.).

Положительной тенденцией развития образовательных учреждений является то, что руководители школ уделяют больше внимания своим библиотекам и начинают понимать важность и необходимость их модернизации.

Библиотека ведет информационно – библиографическую работу, опираясь в первую очередь на свои информационные ресурсы.

Информационные ресурсы современной школьной библиотеки 
включают в себя:

- книги и методические пособия;

- периодические издания, в том числе электронные журналы;

- аудио- видеоматериалы;

- традиционные каталоги и картотеки, электронные каталоги и картотеки;

- полнотекстовые базы данных;

- компьютерные программы;

- Интернет и телевидение и т.д.

Основные направления информационно – библиографической деятельности библиотеки заключаются в следующем:

  помощь в обеспечении информационной, библиотечно-библиографической поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования;

 формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения;

- информация о литературе в помощь изучения школьных программ; Для успешного решения этих задач учитывается программа развития и особенности организации учебной деятельности школы, а также индивидуальные и возрастные характеристики учащихся.

Существует шесть основных (общепринятых, устоявшихся) видов информационной деятельности: ведение каталогов, подготовка библиографических пособий, справочно – библиографическое обслуживание, информационное обеспечение, проведение информационно – массовых мероприятий, повышение информационной культуры пользователей. Деятельность библиотек по информационно-библиографическому сопровождению учебного процесса включает индивидуальное информирование, фронтальное информирование, использование автоматизированных информационно-библиотечных систем.

Информационно-библиографическое обслуживание.

Для того, чтобы получить необходимую информацию, читатели и

обращаются в библиотеку.

Итак, цель справочно-информационного обслуживания - удовлетворение

информационных потребностей читателей разной направленности (книга,

информация, справка и др.).

Это достигается путем:

• формирования и ведения справочно-библиографического аппарата (СБА);

• составления для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей, списков литературы и т.д.;

• подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

• справочно-библиографического обслуживания;

• библиографического информирования;

• информационного (библиографического) обучения.

Все процессы и операции библиографической работы взаимосвязаны и взаимозависимы, что, безусловно, влияет на качество библиотечного обслуживания в целом.


ФОРМИРОВАНИЕ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА БИБЛИОТЕКИ

Справочно-библиографический аппарат (СБА) — это совокупность каталогов, картотек и библиографической продукции, как в традиционном, так и в электронном виде, используемых для поиска информации. СБА обеспечивает оперативность, полноту и точность удовлетворения запросов читателей.

В составе СБА выделяют:

каталоги и картотеки (базы данных);

единый алфавитно-предметный указатель, составляемый к систематическому каталогу, справочным изданиям на СD-RОМ и всем картотекам библиотеки для упрощения поиска информации.

фонд справочных изданий, который включает:

- универсальные и отраслевые энциклопедии;

- толковые, языковые и терминологические словари;

- справочники законодательных материалов;

- юридические, страноведческие и статистические атласы;

- календари знаменательных дат;

- путеводители и т. д.;

библиографические издания.

Не секрет, что от организации каталогов, комфортности их использования, обучающей информации во многом зависит — будут ли они стоять «мёртвым грузом» или будут использоваться читателями. Понимая это, библиотекари делают многое для того, чтобы каталоги стали «видимыми». Наглядная информация о каталогах, поясняющие схемы пользования ими стали неотъемлемой частью библиотечной среды.

Библиографическая и информационная работа включает: справочно-библиографическое обслуживание; библиографическое информирование, составление библиографических списков; пропаганду библиотечно-библиографических знаний.

Справочно-библиографическое обслуживание - это библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации(читателей). Ответ на разовый запрос принято считать справкой.

Читателей интересуют самые разнообразные сведения, и поэтому справки

выдаются тоже разные - и по характеру информации

Библиографическое информирование – это регулярное оповещение о выходе новых изданий, полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей.

Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности:

массовое, групповое и индивидуальное информирование.

Формирование информационной культуры пользователей.

С самого раннего возраста детей мы должны научить добывать информацию самостоятельно.

В начале учебного года библиотекарь составляет план проведения библиотечных уроков совместно с учителями – предметниками, классными руководителями и проводит эти уроки по плану.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным, библиотечно-библиографическим обслуживанием:

педагогических работников: подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий, при работе над методической темой школы, для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений, обзоры новых поступлений, совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

 обучающихся: подбор литературы для написания рефератов, докладов, подготовки проектной деятельности, научно-исследовательских работ, помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, составление информационных списков литературы «Что читать!?» проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий;

 родителей обучающихся: информирование о пользовании библиотекой их детьми «Что читают ваши дети», оформление выставок литературы «Для, вас, родители!», информационных списков «Круг семейного чтения», выступления на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.

Большая роль предназначена библиотеке как помощника при выполнении обучающимися и учителями различных проектных работ. Для реализации программы саморазвития учащихся большое значение имеет привитие навыков самостоятельной работы с книгой, формирование информационно - библиографической культуры учащихся. Очень важно научить юных читателей правильно ориентироваться в мире книг, определять читательское назначение книги, работать со справочным аппаратом библиотеки и информационно - библиографическими изданиями, помочь овладеть основными формами и методами работы с книгой. Особенно это важно в условиях школы нового типа, так как подавляющее большинство учеников ставят перед собой задачу продолжить образование в высших учебных заведениях. Библиотека пытается решить эти вопросы с помощью проведения библиотечных занятий.

Сущность информационно-библиографического обслуживания заключается в том, что библиотека регулярно информирует читателей о новой литературе, поступившей в её фонды, об изданиях по вопросам и темам, представляющим наибольший интерес для читателей. Информационная работа должна вестись систематически, её содержание и объем определяется воспитательными, общеобразовательными, научно-исследовательскими задачами, интересами читателей, их возрастными особенностями, особенностями книжного фонда и справочно-библиографического аппарата.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) заключается в выполнении различных библиографических справок по разовым запросам читателей. Запрос принимается в устной или письменной форме. Библиографическая справка включает сведения о различных видах опубликованных документов.

- Запросы делятся на: тематические, т. е. запросы по определенной теме или вопросу (результат — тематическая библиографическая справка, содержащая описания документов, сгруппированных в определенном порядке) для подготовки используется систематический каталог, библиографические картотеки и издания, справочники, энциклопедии и т. д., фактографические. т. е, запросы на фактическую информацию, фактографические справки выполняются с использованием каталогов и картотек, справочников и словарей, энциклопедий и т. д.; адресные. т. е. запросы о наличии и местонахождении известного читателю издания в библиотеке, адрес : справки выполняется по каталогам (в основном по алфавитному) картотекам,, т. е. запросы на установление или уточнение отдельных элементов библиографического описания, ссылок на литературу ‚ выполняется, как правило по алфавитному каталогу, библиографическим картотекам и указателям.

Сложные справки по тематическим идя фактографическим ( запросам могут быть выполнены письменно. Справка, не требующая длительного поиска, выполняется в присутствии читателя и доводится до него устной форме.

Работники библиотеки консультируют читателей, могут давать библиографическую консультацию (ответ на разовый запрос, содержащий советы, рекомендации по самостоятельному библиографическому поиску).

Библиографическое информирование заключается в массовой, групповой и индивидуальной информации коллектива школы.

Массовая форма информирования включает: организацию выставок ; новых поступлений и тематических выставок, библиографических обзоров, проведение дней информации дней специалиста и др.

Выставки новых поступлений дифференцируются по видам изданий : новые книги, новые журналы, литература на них группируется по темам. Экспозиция сменяется строго в определенные дни, но не реже одного раза в месяц. Тематические выставки посвящаются важнейшим политическим событиям, юбилейным датам, основным направлениям учебно-воспитательной деятельности школы.

Информационная работа проводятся через дни информации. День информации— комплексное мероприятие по ознакомлению учителей и учащихся с текущими поступлениями литературы и ретроспективными по определенным темам. Включает выставки или подборки поступлений литературы за определенный период; выставки справочных и информационных изданий; библиографические обзоры, беседы, консультации и др.

Групповое информирование учителей одной специальности проводится путем тематических выставок и библиографических обзоров, тематических подборок.

Дифференцированное и библиографическое информирование состоит в систематическом оповещении читателей о новых изданиях в соответствии с их запросами и потребностями.

Библиографические списки составляются для информирования педагогического коллектива, так и учащихся.

Пропаганда библиотечно-библиографических знаний (ББЗ) ведется дифференцированно, с учетом целей чтения возрастных, профессиональных, личностных особенностей читателей, она направлена на обучение читателей методике эффективного использования библиотечных фондов, справочного аппарата, ориентации в системе библиографических пособий. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний осуществляется библиотечными работниками и учителями по программе на уроках внеклассного чтения, классных часах, факультативных занятиях, кружках.

Создавая комфортную информационную среду, библиотекари используют, в

первую очередь, наглядность.

Для более эффективной организации обслуживания проводится работа по изучению информационных потребностей пользователей: Дни изучения читательского спроса, мониторинги читательской активности, анкетирование, интервьирование.