Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»
Митрофанова Вера Викторовна,
зам.директора по УВР, методист
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭКСКУРСИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Главная задача педагога состоит в том,
чтобы помочь ребёнку обнаружить то,
что в нём заложено, а не обучать его,
«отличия в определённую форму,
придуманную кем-то другим заранее»
А. Маслоу
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет развить любознательность, способность видеть проблемы и противоречия, оригинальность, гибкость, продуктивность мышления.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которой, относят: поисково – исследовательскую; экспериментально – исследовательскую; проектную; творческую и другие, осуществляемые во внеурочной деятельности и ориентированы на развитие исследовательской, творческой активности детей.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия.
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Большой советской энциклопедии слово «экскурсия» трактуется как организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности объединяет образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Во время экскурсии учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих экологических понятий. Наблюдая за природными объектами или явлениями, учащиеся сравнивают их, выделяют существенные признаки сходства или различия, устанавливают между ними связи. При выполнении практических работ на экскурсии повышается внимание и интерес у учащихся к изучаемому, способствуют активизации восприятия, а это приводит к более глубокому усвоению и прочному запоминанию.
На экскурсии приобретаются важные умения и навыки. Изучение своей местности во время экскурсий способствует воспитанию любви к родному краю, интереса к трудовым успехам местного населения; вооружает учащихся необходимыми знаниями о природе для будущей практической деятельности.
По своему характеру экскурсии делятся на программные — учебные, проведение которых предусматривается программой, организуемые во внеучебной деятельности.
Сроки проведения учебных экскурсий согласуются с изучением программного материала на занятиях. Подготовка к ним проводится, как правило, на занятиях. Роль педагога на экскурсии та же, что и на занятии. В связи с изучением природных объектов и явлений экскурсии проводятся преимущественно в природу. Они имеют целью дополнить и конкретизировать программный материал; организовать наблюдение за природными объектами и явлениями, накоплению у учащихся сведений о непрерывно происходящих изменениях в природе.
Работая по дополнительной образовательной программе «Экошкола», активно использую эту форму организации образовательного процесса. Основная форма организации экскурсии – групповая. Объединение делится на 2-3 группы, по 5-6 человек. Каждой группе даётся задание, которое они выполняют.
В методике проведения экскурсии выделяются три основных этапа: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии, обработка экскурсионного материала. Рассмотрим более подробно.
I этап. Подготовка к экскурсии.
С обучающимися намечается:
- постановка проблемы (выбор темы исследования);
- определение места проведения экскурсии;
- определение цели экскурсии;
- планирование маршрута этапов исследования (задачи исследования), места остановок, объекты наблюдения;
- выбор оборудования для экскурсии;
- определение способов фиксации результатов экскурсии.
II этап. Проведение экскурсии.
Вводная беседа:
- самостоятельная формулировка цели экскурсии учащимися;
- деление на группы, самостоятельная работа по намеченному плану;
Основная часть экскурсии:
- дети выполняют самостоятельную работу по группам: наблюдают, собирают различный материал, заготавливают корм для птиц, делают зарисовки, проводят опыты и т.д.
Обобщающая беседа:
- каждая группа отчитывается по проделанной работе;
- учащиеся анализируют результаты работы экскурсии.
Подведение итогов экскурсии:
- учащиеся выделяют основные сведения, которые узнали на экскурсии.
III этап. Обработка экскурсионного материала:
- подведение итогов (предполагает вопросы друг другу по теме экскурсии);
- оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков;
- оформление стендов с фотографиями;
- компьютерная презентация.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе экскурсионных занятиях, стараюсь воспитывать у детей интерес к познанию мира, создавать условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.