СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей  современной  школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для   исследовательской деятельности.     Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать    новые способы деятельности,   активизировать обучение, передать  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Кашуба Т.В., учитель химии МКОУ СОШ №3 г. Аши

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

(Китайская пословица)

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Функции исследовательского подхода в обучении:

  • создание положительной мотивации учения и образования;

  • развитие интеллектуальной сферы личности;

  • формирование общеучебных умений и навыков, способствующих развитию личности ребенка: рефлексивные умения; поисковые умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки.

Сущность исследовательского подхода в обучении:

  • введение общих и частных методов научного исследования в учебный процесс;

  • актуализация внутрипредметных и межпредметных связей;

  • сотрудничество учителя и учеников.

Системообразующим принципом в организации исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт. Поэтому одной из задач учителя является обучение учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера.



Условия эффективности данного процесса

  1. Ученик должен хотеть проводить исследование.

  2. Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

  3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.


Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

  • Решение качественных химических задач.

  • Решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем.

  • Поисковая деятельность и написание рефератов.

  • Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.

  • Проектная деятельность.

Возможность применения на уроке исследовательского метода обучения определяю следующими критериями:

  1. Наличие базовых знаний учащихся.

  2. Знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития ученика.

  3. Объём новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить учащихся нежелательно.

  4. У учащихся должен быть навык подобной деятельности.

  5. Учащиеся должны владеть методами научного познания.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

Так на первом уроке в 8 классе по теме «Предмет химии» может быть проведено совместное исследование по теме «Роль химии в жизни человека». В качестве домашнего задания было предложено написание рассказа «Жизнь без химии». На уроке в 8 классе по теме «Кислоты в свете ТЭД» учащиеся выполняют следующее задание: Перед вами в пробирках под цифрами 1, 2 –кислота, щелочь. Распознать с помощью индикатора лакмуса каждое из этих веществ. На уроке в 8 классе по теме: «Реакции ионного обмена» класс должен в конце урока ответить на вопрос: Какие условия необходимы для протекания реакций ионного обмена? По инструктивным картам ребята в группах выявляют одно из условий. На уроке по теме: «Способы разделения смесей» учащимся были предложены следующие задания, разделить смесь соли и песка, бензина и сахара. А в качестве домашней работы было предложено выполнить следующее задание ( попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железного порошка и гранул полиэтилена).

На уроке в 9 классе по теме «Азот» ученики выполняют задание:

Изучите текст учебника О.С.Габриеляна «Химия – 9 класс» на стр. 109-110 «Круговорот азота в природе». Определите значение этого процесса в природе, предложите свою схему круговорота азота.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).

  1. Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, использую следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке:   учебные задания,  опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала

  2. Учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения.

На уроке в 9 классе по теме «Общая характеристика металлов» ученики выполняют задание:

Изучите текст §5,6 учебника О.С. Габриеляна «Химия – 9», заполните таблицу по сравнению металлов и неметаллов:

Признак сравнения

Металлы

Неметаллы

1. Положение в ПС



2. Строение атома



3. Свойства атома



4. Строение простых веществ



5. Физические свойства




Ученики могут работать индивидуально, в парах или группах в зависимости от особенностей класса.

  1. Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности. Такие задания направляют учеников к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий, написанию сочинений и т.д.

К ним можно отнести творческие задания по написанию рефератов, составлению кроссвордов, ребусов, создание электронных презентаций по определенным темам. Например, на уроке в 10 классе в главе 7: «Биологически активные соединения» ученикам было предложено задание создать электронные презентации по темам (витамины, ферменты, гормоны, лекарства).

Предварительно учащиеся консультируются по правилам выполнения данной работы, знакомятся с образцами, выполненными другими учениками.

На уроке в 11 классе по теме «Дисперсные системы» учащиеся представили интересный материал о применении различных видов дисперсных систем в быту, природе и промышленности.

Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в коренном изменении организации лабораторно-практических занятий в сторону усиления исследовательской деятельности учащихся.

 При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы - построение гипотезы - проектирование опыта -  составление плана эксперимента - осуществление эксперимента - оформление результатов эксперимента - формулирование ответа.

Учащимся заранее перед практической работой даются задания, которые требуют предварительной домашней подготовки. Сначала ученик теоретически решает задачи и планирует свою деятельность на уроке, а затем проверяет гипотезы экспериментально.

На этом этапе ученики, проводя мысленный эксперимент, заполняют таблицу. Например, в 8 классе при выполнении экспериментальной задачи: «Определить, в какой из трех пронумерованных пробирок находятся вода, раствор соляной кислоты, раствор гидроксид натрия», таблица может быть составлена следующим образом:


Реактивы

Н2О

HCl

NaOH

Лакмус фиолетовый

Не меняет цвет

Становится розовым

Становится синим

№ пробирки





Затем выбирается наиболее рациональный путь выполнения эксперимента и проводится исследование.

На последнем этапе ученик анализирует полученные результаты и делает самостоятельные выводы. При этом объём заданий не должен быть слишком большим, а оформление работы должно быть чётким и лаконичным, не требующим больших затрат времени. В этом случае в течение урока ученик предоставляет продукт своей экспериментальной деятельности, краткое описание работы и логические выводы, сделанные в ходе работы. При решении экспериментальных задач происходит самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности, анализ деятельности и результатов, рефлексия.

Можно выделить следующие типы экспериментальных задач:

1. Задачи на получение веществ:

  • Осуществите опытным путем следующие превращения: оксид меди(II) → сульфат меди(II) → гидроксид меди(II). Выделите полученный гидроксид меди (II) из смеси.

  • Исходя из железа, получите гидроксид железа(II).

  • Получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерный характер.

  • Получите и соберите в пробирки углекислый газ, докажите его наличие.

  • В пробирку с раствором сульфата меди(II) добавили кусочек натрия. Какие вещества при этом образовались?

2. Задачи на распознавание веществ:

  • В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида, сульфата и карбоната натрия. Распознайте каждое вещество.

  • В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлоридов железа (II), железа(III), алюминия. С помощью одного реактива определите каждое вещество.

3. Задачи на доказательство качественного состава веществ:

  • Докажите, содержит ли хлорид натрия примеси сульфата натрия.

4. Задачи на объяснение наблюдаемого явления:

  • Испытайте лакмусом растворы карбоната калия, хлорида алюминия, хлорида натрия. Объясните результаты испытаний.

В связи с сокращением числа часов на изучение химии происходит постепенное сокращение химического эксперимента. Одним из выходов из сложившейся ситуации может служить домашний эксперимент, как вид самостоятельной исследовательской работы. Такими опытами могут быть:

  • Определение щелочного характера мыльного раствора с помощью самодельных индикаторов (сока черной смородины или свекольного сока).

  • Выращивание кристаллов;

  • Определение жесткости воды.

С результатами домашнего исследования ученики выступают на уроке.

Большую роль в формировании исследовательских умений играет внеклассная работа по химии. В течение пяти лет в рамках химико-биологической экспериментальной площадки ученики 8-11 классов, интересующиеся химией, проводили исследовательские работы.

В начале учебного года я знакомлю ребят с основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях рассматривались основные виды исследовательских работ, схемы научного исследования, методы научного познания и поиска информации. От выбора темы во многом зависит успех работы. Выбранные для исследования вопросы должны быть интересными для учеников.

При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

  1. актуальность темы, важность ее в практическом отношении;

  2. соответствие интересам учащегося-исследователя;

  3. реальная выполняемость;

  4. обеспеченность необходимым количеством различных источников информации.

Исследовательскую работу ученики выполняют в определенной последовательности:

  1. формулирование темы;

  2. формулирование цели и задач исследования;

  3. теоретические исследования;

  4. экспериментальные исследования;

  5. анализ и оформление научных исследований;

  6. эффективность научных исследований;

  7. публичное представление работ на конференциях, чтениях.

При организации внеклассной работы я использую метод проектов, который коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При выборе темы проекта учитываю:

  • возможность использования его результатов для более углубленного изучения программного материала;

  • обязательное проведение химического эксперимента при проведении исследования;

  • реализацию межпредметных связей;

  • практико-ориентированную направленность исследования.

В результате работы химико-биологической экспериментальной площадки ученики успешно выполнили следующие проекты:

Три года работали над темой: «Влияние кислотных дождей на памятники под открытым небом», где были победителями в районной научной практической конференции (учащиеся Юнусова Азалия, Яндашевский Владимир). А в 2007 г. были участниками III Уральской межрегиональной научной конференции учащихся « Интеллектуалы XXI века». В 2008 г. работали над темой « Оксид жизни – вода», где на Ашинской 45 районной научно – практической конференции учащихся заняли II место (учащиеся Шманина Татьяна, Мустафина Альбина). И в 2008 г. с этой работой были участниками Уральской межрегиональной конференции юных исследователей « Интеллектуалы XXI века». В 2009 г. работали над темой: «Антропогенное влияние человека на окружающую среду» (учащийся Грачев Михаил), где на Ашинской 46 районной научно - практической конференции заняли II место.

В 2013г. с учащейся Шманиной Еленой участвовали в районной научно - практической конференции учащихся в секции экология, где стали участниками.

В 2015 г. с учащейся Зеленюк Ириной ученицей 8 класса участвовали в V Ашинском конкурсе реферативно – исследовательских работ для учащихся 5-8 классов, где получили диплом первой степени. С этой же работой стали призерами IV международной научно – практической конференции «Инновационные технологии и экология». В 2016 г. с учащейся Зеленюк Ириной ученицей 9 класса приняли участи в XXIII конкурсе им. В. И. Вернадского с темой «Исследование состава и качества мороженного» в секции фармакология, биотехнология и пищевая химия, где прошли 1 тур.

Уже 2 –а года как участвуем в школьном Дне проектов.

С результатами своих исследований ученики выступали на уроках химии при изучении соответствующих тем курса, на школьных и районных конференциях, на мероприятиях в рамках предметных недель. Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию исследовательских умений учащихся способствует:

  • усилению мотивации учебной деятельности;

  • изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

  • повышению интереса учащихся к химии;

  • развитие самостоятельности в деятельности по приобретению знаний;

  • интеллектуальному росту обучающихся.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!