Тема: «Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках физики в условиях ФГОС»
Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально-тематический контроль знаний учащихся. При проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач или упражнений и экспериментальных умений.
Оценка знаний, как и их проверка, имеет большое воспитательное значение. Правильно используя оценку, учитель имеет возможность постоянно побуждать ученика к совершенствованию знаний и умений, к развитию критичности мышления, к выработке правильных оценочных суждений и к самооценке своего труда.
«Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. При выставлении оценок учителя руководствуются определенными критериями, к которым относятся объем, глубина и осознанность знаний, умение анализировать и обобщать изученный материал и пользоваться приобретенными знаниями в познавательной и практической деятельности».
Основным требованием к оценке является ее объективность. На оценку не должны влиять настроение учителя, его неприязнь к отдельным ученикам, ранее сложившееся мнение о том или другом ученике, поведение на уроке и другие причины, не связанные со знаниями, умениями и навыками. Нельзя использовать оценку знаний как средство наказания ученика за пропуск уроков, нарушение дисциплины, бестактность.
Занижение или завышение оценок являются главным недостатком в оценивании знаний учащихся: это ведет к снижению объективности оценки и наносит ущерб нравственному воспитанию, порождая конфликты в коллективе учеников и между учениками и учителем.
Объективность оценки знаний и умений зависит от многих факторов:
требований, предъявляемых учителем к знаниям и умениям учащихся;
общей подготовки учащихся класса;
методов, видов и средств выявления знаний и умений;
систематичности проведения проверок;
самостоятельности выполнения заданий, подлежащих оценке;
полноты охвата проверкой основного учебного материала;
разработанности критериев и норм оценок;
грамотного использования общепринятых норм оценок или предписаний по оцениванию конкретных работ учащихся.
Ориентирами для учителя при оценивании знаний могут служить примерные нормы оценки знаний и умений по физике, приведенные в общеобразовательной программе, разработанной коллективом сотрудников Института общего среднего образования РАО. В программе, в частности, выделены знания и умения, которые учитываются при оценке. К ним относятся знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явления с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход, результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
назначение;
принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Оценке подлежат следующие умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
самостоятельно работать с учебником;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
Оценка знаний и умений учащихся должна сопровождаться разбором положительных и отрицательных сторон в знаниях учащихся. В этом случае учащиеся смогут уяснить требования учителя к их знаниям и будут стремиться работать в соответствии с ними. Следует помнить, что оценка является определенным воспитательным фактором, поэтому она в ряде случаев может носить поощрительный характер и стимулировать желание учащихся добиваться хороших результатов в учебе.
Все данные учета знаний и умений учащихся выставляются в журнал и в ученический дневник. Важно, чтобы учащиеся знали, какие оценки и за что им выставляются. Что касается числа оценок, то всесторонность и надежность учета требуют, чтобы у каждого учащегося их было по возможности больше; однако нельзя впадать в другую крайность - ставить оценку за каждое произнесенное слово. Это может привести к тому, что сложится впечатление о легковесности оценки, о возможности получить ее без особого труда, в то время как отметка должна быть объективным показателем достижений учащихся и качества их повседневной учебной работы.
«При оценке ответов учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Таким образом, оценке подлежат основные виды учебной деятельности на уроке и дома. Самым главным при организации оценочной деятельности является достижение объективности оценки, предъявление единых требований ко всем ученикам.
На основе специально имеющегося опыта и проведенных исследований можно рекомендовать следующие этапы этой работы:
1. Вначале необходимо научить школьников самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно периодически вызывать учащихся к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.
2. Следующий этап в привитии навыков самостоятельной работы по решению задач – выработка умения выполнять решение в общем виде и проверять правильность его, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.
3. Важным элементом в подготовке к вполне самостоятельному решению задач по физике является выработка у учащихся умения производить приближенные вычисления. Такие умения учащиеся первоначально получают на уроках математики, но их необходимо закреплять на уроках физики. С этой целью при решении первых физических задач в VI классе полезно предлагать учащимся самостоятельно выполнять расчеты после коллективного обсуждения способов решения и записи плана решения на доске.
4. После усвоения учащимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц физических величин и действий с наименованиями можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.
5. Большей самостоятельности требует от учащихся отыскание наиболее рационального способа решения задачи. Поэтому полезно систематически предлагать им несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить новые способы решения. Это особенно важно практиковать при решении сложных задач. При этом нужно иметь в виду, что решение одной и той же задачи несколькими способами служит одним из методов проверки правильности решения. Научить учащихся пользоваться этим методом очень важно.
После того как учащиеся освоят все виды работы, связанной с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов.
Несмотря на важность самостоятельной работы, при организации ее нельзя все же допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового, нужно не забывать о совместной деятельности, например, о коллективном разборе и решении задач. Нужно разумно сочетать в обучении изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.
Руководство самостоятельной работой требует высокого мастерства, которым должен овладеть каждый учитель. Самостоятельная работа – не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, развития их умственных способностей.
В настоящее время имеется методическое обеспечение для осуществления методики дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, включающее в себя:
• разноуровневые тестовые задания для учащихся средних и старших классов, позволяющие осуществлять предварительный контроль и указывающие на пробелы при изучении материала той или иной темы;
• разноуровневые контрольные и зачетные билеты для старших классов для определения результатов обучения по определенной теме;
• рабочие тетради , позволяющие расширить спектр проводимых работ по основным разделам школьного систематического курса физики, содержащие дифференцированные задания и разноуровневые контрольные вопросы, позволяющие каждому ученику работать в индивидуальном темпе.
Слайд 16. Устная проверка способствует развитию у обучающихся умение мыслить и грамотно излагать мысли в логической последовательности; развивает культуру устной речи.
Письменная проверка более эффективна, поскольку одновременно можно проверить уровень владения знаний, умений и навыков всех учеников класса.
Практическая проверка тесно связана с привлечением учеников к конкретной практической деятельности, в ходе которой проверяются умения применять знания на практике, формировать умения и навыки.
Тестовая проверка...
Важно моделировать задачи таким образом, чтобы ученик аргументировал свой выбор ответа, анализировал, почему другие ответы он считает ошибочными или неполными.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов: начальный уровень, средний, достаточный, высокий.
Слайд 17. Зачастую учащиеся не справляются с предлагаемой контрольной работой, зачетным билетом или тестовым заданием из-за того, что их ставят в очень жесткие рамки, среди предлагаемых задач бывают такие, условия которых непонятны ученику в силу его собственных психологических особенностей. Это приводит к тому, что ученик сразу теряет уверенность в получении положительной оценки и перестает работать.
В каждом классе есть учащиеся, которые физику в дальнейшем изучать не будут, и это требует введения дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, предполагающего такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, будут иметь право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований базового образовательного стандарта. Такая уровневая дифференциация позволяет одних учащихся готовить к вступительному экзамену по физике в вуз, а другим дать базовый минимум знаний.
Слайд 19. Главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач.
Слайд 22. Современная реформа системы образования и реалии нашей жизни требуют совершенствования методологии и методики оценивания достижений обучающихся, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса.
Необходимо обеспечить наше учительство надежным и простым в использовании инструментом педагогической диагностики, который бы облегчал работу педагога, а не создавал ему дополнительные трудности.