Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики
Выступление на методическом совете учителя Локтевой Г. Г.
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.»
Липкина А.И.
Контроль знаний учащихся является составной и естественной частью процесса обучения.
В настоящее время отсутствуют централизованно изданные измерительные материалы для контроля знаний по информатике в средней школе, поэтому приходится их разрабатывать самостоятельно. Для осуществления контроля отбираю материал для проверки в соответствии с программой, разрабатываю систему вопросов и заданий; заблаговременно планирую, какие знания и умения учащихся, которые будут проверены; определяю методы и формы проверки.
Использую материалы учебного пособия, тетради на печатной основе, материалы районной творческой группы учителей информатики, в состав которой вхожу уже много лет, а также материалы сети интернет (Сайт Мультиурок, на котором есть и моя страничка и др.)
В начале урока формулируется на что будем обращать внимание на уроке (НаШтоБуЗу), какие важные проблемы предстоит решить - элементы активной оценки
Это позволяет учащимся более спокойно работать на уроке и не бояться, что его спросят то, о чем он не имеет представления.
При проведении контролирующей деятельности ставлю следующие цели:
обнаружение достижений, успехов, пробелов;
обучение учащихся приёмам взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитание ответственности, инициативы.
Контроль стараюсь осуществлять регулярно, объективно, всесторонне, индивидуально.
Методы контроля-
Устный опрос проводится в следующих формах:
Фронтальный опрос (не часто, в зависимости от темы урока) позволяет формировать у отвечающего учащегося умение высказываться, владеть терминами изучаемого предмета, у слушающих появляется возможность повторить материал, закрепит его, проанализировать и дополнить ответ. Этот метод требует много затрат времени, но иногда его использование оправдано и полезно, особенно в 6 и 7 классах.
Индивидуальный опрос позволяет более полно проверить знания. Использую в тех случаях, когда проверка домашнего задания проводиться путем выполнения практического задания на ПК, подхожу для проверки и обычно задаю два устных вопроса, если правильный ответ на один вопрос, то добавляю еще один, если не отвечает, то добавляю еще два. Даю рекомендации для ликвидации пробелов в знаниях
Работа в парах: ответы на вопросы друг другу на этапе закрепления материала.
При анализе ответа определяем:
– все ли изложил учащийся,
– сколько ошибок было, какие это были ошибки,
– какие были сделаны неточности,
– правильно ли понят учебный материал,
– знает ли учащийся определение понятий,
– умеет ли объяснять связи и зависимости,
– дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
– умеет ли учащийся выделять главное,
– умеет ли учащийся оперировать знаниями, применять их для объяснения,
умеет ли учащийся логично, последовательно излагать материал,
– насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
– нуждается ли учащийся в наводящих вопросах, подсказках,
– умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
Письменные работы проводятся в следующих формах:
понятийные диктанты на этапе текущего или промежуточного контроля
решение задач, примеров практически на каждом уроке с поуровневой дифференциацией,
контрольные работы (часть работы, обычно задания уровней1-2 или 1-3)
составление вопросов с ответами для составления тестов на этапах промежуточного и тематического контроля, эта форма позволяет повторить и осмыслить изученный материал;
составление задач (заданий) по изученной теме с их решением (закрепляет и углубляет полученные знания).
Тесты
компьютерные позволяют оперативно и объективно определить уровень усвоенного материала. Отметку или процент выполнения задания определяет компьютер автоматически. Кроме того есть возможность выполнение тестов в режиме тренировки, что позволяет при подготовке к тематическому контролю найти пробелы в знаниях и их ликвидировать.
на бумажных носителях обычно использую при текущем контроле на этапе проверки д/з. Они обычно небольшие по объему, чаще всего с уровней1-2 или 1-3. Контроль правильности их выполнения чаще всего провожу с использованием взаимоконтроля, правильные ответы показываются на экране.
Практическая работа на ПК позволяет закрепить и углубить полученные знания, развивает исследовательские навыки. Разрешается при её выполнении использовать справку приложения. Учащиеся могут найти свою ошибку, проанализировать и исправить её. Некоторые приложения выделяют ошибку цветом, подчеркиванием, пишут сообщение о ней.
Рефлексия – самоконтроль - позволяет каждому для себя выделить те моменты, которые вызвали затруднения. Учащиеся отвечают на вопросы
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
Какие возникли проблемы?
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ___________
Сегодня на уроке я научился(лась) …
Самым неожиданным для меня сегодня стало …
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше …
Осталось непонятным …
Я бы хотел(а) еще раз послушать объяснение учителя о …
Я бы хотел попросить своего учителя…
Предлагаю проработать непонятные моменты самостоятельно (по учебнику, тетради на печатной основе, интернет-ресурсов, с одноклассниками или учителем на поддерживающих занятиях.
Учащиеся «выиграют», если контрольная работа по теме составлена к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
При подготовке к занятию продумываю дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи», ошибочные ситуации, которые возникали при изучении темы урока в предыдущих группах или прошлом учебном году.
Помню о стимулирующей функции 10-балльной системы, стараюсь отметить нестандартные способы решения, красивые ответы и умные вопросы, положительные достижения ребят.
Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее стараюсь строить её на основе следующих принципов:
Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Оценивать можно только то, чему учат.
При выполнении проверочных работ должен соблюдаю принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Соблюдение принципа объективности оценки;
Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки.
При этом школьный балл, полученный за контрольную работу, воспринимаю как некий итог на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж тем более не как характеристику личности в целом.