СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал - выступление на методическом совете гимназии. Он содержит информацию из опыта моей работы об организации контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики. А именно, о методах, формах и основных принципах организации контрольно-оценочной деятельности, которые с моей точки зрения являются эффективными.

Просмотр содержимого документа
«Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики»

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики

Выступление на методическом совете учителя Локтевой Г. Г.

«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.»

Липкина А.И.

Контроль знаний учащихся является составной и естественной частью процесса обучения.

В настоящее время отсутствуют централизованно изданные измерительные материалы для контроля знаний по информатике в средней школе, поэтому приходится их разрабатывать самостоятельно. Для осуществления контроля отбираю материал для проверки в соответствии с программой, разрабатываю систему вопросов и заданий; заблаговременно планирую, какие знания и умения учащихся, которые будут проверены; определяю методы и формы проверки.

Использую материалы учебного пособия, тетради на печатной основе, материалы районной творческой группы учителей информатики, в состав которой вхожу уже много лет, а также материалы сети интернет (Сайт Мультиурок, на котором есть и моя страничка и др.)

В начале урока формулируется на что будем обращать внимание на уроке (НаШтоБуЗу), какие важные проблемы предстоит решить - элементы активной оценки

Это позволяет учащимся более спокойно работать на уроке и не бояться, что его спросят то, о чем он не имеет представления.

При проведении контролирующей деятельности ставлю следующие цели:

  • обнаружение достижений, успехов, пробелов;

  • обучение учащихся приёмам взаимоконтроля и самоконтроля;

  • воспитание ответственности, инициативы.

Контроль стараюсь осуществлять регулярно, объективно, всесторонне, индивидуально.

Методы контроля-

Устный опрос проводится в следующих формах:

  • Фронтальный опрос (не часто, в зависимости от темы урока) позволяет формировать у отвечающего учащегося умение высказываться, владеть терминами изучаемого предмета, у слушающих появляется возможность повторить материал, закрепит его, проанализировать и дополнить ответ. Этот метод требует много затрат времени, но иногда его использование оправдано и полезно, особенно в 6 и 7 классах.

  • Индивидуальный опрос позволяет более полно проверить знания. Использую в тех случаях, когда проверка домашнего задания проводиться путем выполнения практического задания на ПК, подхожу для проверки и обычно задаю два устных вопроса, если правильный ответ на один вопрос, то добавляю еще один, если не отвечает, то добавляю еще два. Даю рекомендации для ликвидации пробелов в знаниях

  • Работа в парах: ответы на вопросы друг другу на этапе закрепления материала.

При анализе ответа определяем:

  • – все ли изложил учащийся,

  • – сколько ошибок было, какие это были ошибки,

  • – какие были сделаны неточности,

  • – правильно ли понят учебный материал,

  • – знает ли учащийся определение понятий,

  • – умеет ли объяснять связи и зависимости,

  • – дословно пересказывает материал или переосмыслил его,

  • – умеет ли учащийся выделять главное,

  • – умеет ли учащийся оперировать знаниями, применять их для объяснения,

  • умеет ли учащийся логично, последовательно излагать материал,

  • – насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,

  • – нуждается ли учащийся в наводящих вопросах, подсказках,

  • – умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им

Письменные работы проводятся в следующих формах:

  • понятийные диктанты на этапе текущего или промежуточного контроля

  • решение задач, примеров практически на каждом уроке с поуровневой дифференциацией,

  • контрольные работы (часть работы, обычно задания уровней1-2 или 1-3)

  • составление вопросов с ответами для составления тестов на этапах промежуточного и тематического контроля, эта форма позволяет повторить и осмыслить изученный материал;

  • составление задач (заданий) по изученной теме с их решением (закрепляет и углубляет полученные знания).

Тесты

компьютерные позволяют оперативно и объективно определить уровень усвоенного материала. Отметку или процент выполнения задания определяет компьютер автоматически. Кроме того есть возможность выполнение тестов в режиме тренировки, что позволяет при подготовке к тематическому контролю найти пробелы в знаниях и их ликвидировать.

на бумажных носителях обычно использую при текущем контроле на этапе проверки д/з. Они обычно небольшие по объему, чаще всего с уровней1-2 или 1-3. Контроль правильности их выполнения чаще всего провожу с использованием взаимоконтроля, правильные ответы показываются на экране.

Практическая работа на ПК позволяет закрепить и углубить полученные знания, развивает исследовательские навыки. Разрешается при её выполнении использовать справку приложения. Учащиеся могут найти свою ошибку, проанализировать и исправить её. Некоторые приложения выделяют ошибку цветом, подчеркиванием, пишут сообщение о ней.

Рефлексиясамоконтроль - позволяет каждому для себя выделить те моменты, которые вызвали затруднения. Учащиеся отвечают на вопросы

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…

  • Наиболее трудным мне показалось…

  • Я думаю, это потому, что…

  • Самым интересным было…

  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

  • Какие возникли проблемы?

  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…

  • Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ___________

  • Сегодня на уроке я научился(лась) …

  • Самым неожиданным для меня сегодня стало …

  • Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше …

  • Осталось непонятным …

  • Я бы хотел(а) еще раз послушать объяснение учителя о …

  • Я бы хотел попросить своего учителя…

Предлагаю проработать непонятные моменты самостоятельно (по учебнику, тетради на печатной основе, интернет-ресурсов, с одноклассниками или учителем на поддерживающих занятиях.

Учащиеся «выиграют», если контрольная работа по теме составлена к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

При подготовке к занятию продумываю дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи», ошибочные ситуации, которые возникали при изучении темы урока в предыдущих группах или прошлом учебном году.

Помню о стимулирующей функции 10-балльной системы, стараюсь отметить нестандартные способы решения, красивые ответы и умные вопросы, положительные достижения ребят.

Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее стараюсь строить её на основе следующих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.

  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

  • Оценивать можно только то, чему учат.

  • При выполнении проверочных работ должен соблюдаю принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

  • Соблюдение принципа объективности оценки;

  • Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки.

При этом школьный балл, полученный за контрольную работу, воспринимаю как некий итог на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж тем более не как характеристику личности в целом.