Доклад на тему:
«Организация коррекционной работы на уроках русского языка и литературы у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Подготовила: Кондрашева Олеся Александровна, учитель русского языка и литературы.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Особенности речи: речь односложная, состоящая из простых предложений; ученики не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, т.к. недостаточный словарный запас. Бедна диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Испытывают трудности в построении монолога: например, при создании рассказа на предложенную тему, при пересказе текста. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция.У большинства детей нарушение чтения и письма, дисграфия.
У детей с ТНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память (Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме), страдает продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с ТНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Поэтому цель работы на уроках русского языка и литературы: наряду с общеобразовательной подготовкой и выполнением общеучебных задач проводить коррекционную работу по устранению проявлений речевых нарушений, которая включает в себя следующее:
1. Учитель должен знать особенности речевого дефекта каждого ребенка и всего класса в целом.
2. Выделить детей с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной поддержке (одобрение, поощрение, настрой, контроль). Необходимы наблюдения классного руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, учителей-предметников.
3. Четко формулировать цели урока, ставить речевые задачи («Говорим четко, внятно» и т. д). Убедиться, что задачи и инструкции понятны каждому ученику полностью. (Попросить ученика повторить задание).
4. Соблюдать речевой режим в течение всего урока: контроль за произношением, устранение аграмматизмов в устной речи, плавность речи у заикающихся и т. д.
5. Организовать щадящий режим (проведение физминуток, зарядки для глаз, зарядки для пальцев, дыхательной гимнастики).
На каждом уроке проводится физминутка, которая должна быть связана с темой урока.
6. Проводить словарную работу: осмысление значения новых слов, расширение содержания уже знакомых слов. Усвоение специальных терминов. Подбор наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала, способствующего уточнению и активизации словаря. Подбор слов, близких и противоположных по смыслу, усвоение многозначности, лексическая сочетаемость слов. («Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью»).
7. Адаптировать учебный материал к познавательным и речевым возможностям обучащихся: широкое использование памяток, схем, планов, таблиц, алгоритмов, помогающих построить развернутое высказывание, рассуждение, ответ; подача учебного материала с постепенным усложнением (от простого к сложному: работа со словом, работа с предложением, работа с текстом); четкая постановка вопросов: на первоначальном этапе вопросы носят конкретный характер, после всестороннего анализа предмета, явления, события вопросы усложняются, возможен переход к обобщениям, выводам, заключениям, рассуждениям; повторение пройденного материала: каждый урок начинается с повторения пройденного материала; вид опроса самый разнообразный: повторение правил, тест, словарный диктант, комментируемое письмо, работа с деформированным текстом, разгадывание кроссворда и т.д.); предупреждать, а не исправлять ошибки; использование способов облегчения трудных заданий (дополнительные вопросы, образцы ответов, клише, ключевые слова, речевые стереотипы, образец учителя, поэтапная проверка и т. д.).
8. Соблюдать общедидактические принципы организации урока: четкий выбор типа урока (в соответствии с готовностью учащихся); грамотное владение материалом урока; организация структуры урока (логичность, последовательность, взаимосвязь частей, выполнение основных этапов урока); чередование и смена видов деятельности; сочетание фронтальной формы работы с работой в парах и подгруппах; обобщение и оценивание каждого этапа урока; организация работы с тетрадью, учебником, дополнительной литературой, справочниками.
9. Соблюдать здоровьесберегающие условия на уроке.
10. Оценивать деятельность и речь обучающихся на уроке.
Для достижения образовательных результатов обучающихся, основными инструментами учителя являются: урок – место, где непосредственно организовано обучение, и приемы, методики, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина и др. – « наглядность». Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики, писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
На уроках литературы я часто использую в качестве наглядности иллюстративный материал. Место иллюстрации на уроке, время, отведенное на работу с ней, методика работы, конкретные вопросы по анализу иллюстрации, если урок проводится методом беседы, - все это зависит от темы занятия, специфики изучаемого литературного произведения, характера отобранной иллюстрации, методической задачи урока. Использую различные приемы работы с иллюстрациями: описание героев, составление вопросов, составление плана, пересказ эпизода и др.
Приведу несколько примеров:
1. Работа с иллюстративным материалом по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7 классе.
На слайдах демонстрирую иллюстрации к произведению (11 иллюстраций, расположенных не по сюжету), ученики озаглавливают иллюстрации (получается план, но деформированный), затем самостоятельно пронумеровывают пункты плана в соответствии с сюжетом комедии. Полученный результат сверяют сначала с соседом по парте, затем с образцом (правильный вариант зачитывает учитель). Оценку выставляют по критериям: 0-1 ошибка «5», 2-3 ошибки «4», 4-5 ошибок «3», более 6 ошибок «2».
Данный вид работы используется после прочтения произведения; проверяется умение составлять план, знание содержания текста, готовность слушать собеседника и вести диалог, умение оценивать учебные действия. Коррекционная работа: развитие памяти и внимания; развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие речи; развитие словесно-логического мышления; подготовка к сочинению.
2. Работа с иллюстрациями к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Распечатанные иллюстрации раздаю по партам. Ученики, работая в парах, составляют рассказ по иллюстрации, договариваются о форме ответа (кто будет отвечать, а кто дополнять ответ, или отвечать по очереди). Ответы заслушиваем согласно композиции рассказа, иллюстрации помещаются на доску, и получается мнемодорожка к рассказу.
Данный прием отражает владение навыками смыслового чтения произведения, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной форме, умение сотрудничать. Коррекционная работа: совершенствование связной монологической речи с использованием новых слов, развитие наглядно-образного мышления.
Но не менее нужна и наглядность, с помощью которой преподаватель сделает более доступной и выразительной готовую информацию: лучше разъяснит литературные понятия, конкретизирует сведения об эпохе, о быте людей, изображенных в книге, о писателе. Без этого трудно почувствовать и понять прочитанное. Поэтому на уроках литературы и русского языка часто использую презентаци, учебные фильмы.
В работе с наглядностью (произведения изобразительного искусства, аудиозаписи, кинокадры, фотографии и т.д.) используется один из принципов коррекционной работы - принцип максимальной опоры на различные анализаторы (речеслуховой, зрительный).
Удаётся достичь следующих результатов: обучающиеся учатся пересказывать тексты, сочинять (это важно для наших учеников, т.к. выпускной экзамен они сдают в форме ОГЭ – изложение и сочинение);пополняется словарный запас; учатся сотрудничать; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
На уроках русского языка использую следующие приемы:
1. Прием «Реставрация текста».
Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.
Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.
2. Прием «Самый длинный рассказ». Необходимо составить максимально длинный тест, удовлетворяющий какому- либо условию, оговорЁнному с участниками до начала игры.Задания: составьте текст, каждое слово начиналось бы с одной буквы алфавита; каждое предложение с одной и той же буквы алфавита; рассказ, чтобы новое предложение начиналось с последней буквы предыдущего.
3. Прием «Мозаика». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.
4. Прием «Составляем схему». Данный прием особенно интересен и важен для старшеклассников: он оказывает помощь при подготовке к ОГЭ. Это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов-рассуждений. Задания: прочитайте текст - рассуждение, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему; передайте основное содержание текста, пользуясь только именами существительными; сожмите содержание текста до одного предложения таким образом, чтобы основная информация была изложена в виде цепочки фактических сведений «кто – что - где – когда - как»; запишите правило в виде схемы.
Все приведенные выше приемы и методы, используемые на уроках русского языка и литературы помогают обучающимся с ТНР не только освоить предмет, но и скорректировать свою речь, мышление, память.
Спасибо за внимание!