СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация краеведческой деятельности в школе на примере учебного исследования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения. Моя задача как педагога - поддерживать инициативу детей, поощрять их стремление ставить собственные цели в данной деятельности и помогать им реализовывать задуманное, сопровождать детей в проведении исследований, сделать эти исследования полезными.

Просмотр содержимого документа
«Организация краеведческой деятельности в школе на примере учебного исследования»

«Организация краеведческой деятельности в школе на примере учебного исследования: «Судьбы ветеранов Красноярских воинских формирований 799 автобатальона - участников «Дороги жизни»


Долькина Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания,

руководитель НОУ «Лицеист»,

МОБУ «Лицей № 7» г. Минусинска


Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у школьников любви к родному краю, поэтому именно в школе должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для успешной деятельности учащихся в данном направлении необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала. Это создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Необходимо показывать детям, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

Второй год мы с учащимися 7 класса лицея Махраковым Егором и Латышевым Дмитрием, занимаемся исследованием судеб ветеранов 799 автобатальона - участников «Дороги жизни». Интерес к данной теме возник благодаря встрече учащихся с сыном ветерана автобатальона, Архипенко Ивана Павловича, Валерием Ивановичем.

Несмотря на то, что о войне написано очень много, в этой теме и сегодня остаются немало «белых пятен», которые необходимо восполнять. Малоизученными остаются факты о подвиге минусинцев-ветеранов 799 автобатальона – участников легендарной «Дороги жизни» на Ленинградском фронте в период Великой Отечественной войны.

К сожалению, печатных материалов на эту тему мы не нашли, поэтому в наших планах собрать архивные материалы о земляках-автомобилистах и обобщить их.

Нами был осуществлен подбор материалов, фотодокументов, копий документов, воспоминаний о минусинцах.

Представляю вашему вниманию выдержки из учебной исследовательской работы учащихся:

«На фронтах ВОВ сражались и красноярские автомобилисты. Для обслуживания ледовой трассы "Дорога жизни" осенью 1941 года был направлен 799-й автотранспортный батальон, сформированный в Абаканском гарнизоне, который убыл под Ленинград в г. Тихвин…

Архипенко Иван Павлович, член ветеранов совета автомобилистов, еще при жизни начал собирать информацию о своих товарищах по автобатальону 799, проживающих в г. Минусинске…

Сам он родился в 1916 году в селе Подсинее республики Хакасия. В 1939 году был призван в Красную Армию, попал на КЖВД Читинской области. Перед войной работал в Тувтресте шофером. С начала войны готовил автомобили для нужд обороны. Необходимо было отремонтировать, покрасить машины. Ведь основным источником пополнения автомобильного парка армии являлась мобилизация автомобилей из народного хозяйства. Было подготовлено 3 колонны автомобилей. С третьей колонной его отправили на фронт. Призван Иван Павлович с 21.10.1941 года минусинским ГВК в 799 автобатальон 20 автополка Ленинградского фронта.

Сын, Валерий Иванович, вспоминает: «Воевал отец честно. Из его рассказов я помню об участии в некоторых особенно ответственных операциях. На специально оборудованных машинах, закамуфлированных белой известью, через территорию, оккупированную фашистами, ездили на базы, на которых партизаны загружали транспорт продовольствием… Один раз нужно было отвезти важные документы через топи…Едет машина, впереди другая, и вдруг она вместе с людьми идет под лед…на тормоза…она катится…страшно…

В 1943 году его наградили медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Отличный шофёр», медалью «За боевые заслуги» - в 1944 году, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - в 1946 году [7].

Архипенко Иван Павлович совершал мужественные рейсы по ленинградской «Дороге жизни», спасал от гибели тысячи ленинградцев Проезжая под бомбами по льду на своей «полуторке», доставляя в город грузы. Переносил голод наравне с населением города. Зимой на трассе, летом в охране, на ремонте машины. Иногда, летом после ремонта машины, работал в бригаде со стариками, рыбача на Ладожском озере.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено приблизительно 1 470 000 человек [3], в том числе и Иван Павлович.

Вот выдержки из наградного листа на медаль «За боевые заслуги» о его очередном подвиге: «Товарищ Архипенко И.П. работает шофером на автомашине, доставляющей горючее частям фронта, работающим на оперативных перевозках Автомобильного управления фронта. Груз вовремя доставляется на место назначения. Свои обязанности выполняет отлично. Автомашину всегда содержит в отличном состоянии. Сам много работает над устранением недостатков. Круглосуточно самоотверженно работает по обеспечению ГСМ фронтовой трассы Ленинград-Гатчина-Луга и других фронтовых дорог. За период с октября месяца 1943 г. по январь 1944 г. им сэкономлено 100 кг бензина. В ноябре месяце им совершен скоростной рейс Ленинград-Москва-Ленинград без единой аварии автомашины в пути.

За самоотверженную работу по доставке грузов для обеспечения полка и действующих частей фронта имеет ряд благодарностей от командования полка и награжден значком «Отличный шофер» [5].

Минусинский поэт Анатолий Бармашов, посвятил стихотворение нашему земляку - Ивану Павловичу Архипенко:

«Царицею полей» пехоту звали,

Но все они, что говорить, едва ли

Могли б без вас, шоферов, обойтись.

Без вас война – как лошадь без подков.

Не в высоте заоблачной, не в тайне,

Не под защитой стали и брони –

В кабинах деревянных за баранкой

Вы ехали дорогами войны…

Анатолий Бармашов. Апрель 1980 г.[1].


Павел Яковлевич Глазков родился в 1914 году. Призван в армию в 1937г. Служил в Монголии, учился в бронетанковом училище и получил звание помощника командира взвода. Дело свое знал досконально и выполнял его добросовестно.

В сентябре 1941-го в Абакане был сформирован автобатальон №799. Глазкова П.Я., так же как и Архипенко И.П. командировали на Ленинградский фронт.

Храбрость и мужество проявил Павел Яковлевич на данном участке фронта.

А в 1943-м его автобатальон пополнил ряды защитников Курска. Получили 50 новых машин, прицепили пушки, расчет солдат, боеприпасы и в бой. Война не щадила. За одну из успешных боевых операций весь батальон, в том числе старшину Глазкова, наградили медалью «За отвагу» [2].

«Эх, путь - дорожка, фронтовая, не страшна нам бомбежка любая...». Но он-то знал, каково вести машину, петляя между свежими воронками - от мин или выжимать из нее скорость, летя по пристрелянной вражеской артиллерией дороге... Гомель, Брест, Боровичи…

Служил до июля 1946г… О фронтовых дорогах говорят награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны первой степени, медали «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» [8].

Орден Красной Звезды Павел Яковлевич получил в сентябре 1943 года. «Являясь начальником ремонтной летучки 2-ой роты старший сержант Глазков в период напряженной работы подразделения по подвозу боеприпасов и продовольствия наступающим частям 65 и 60 армий отлично организовал работу ремонтников роты. Под его руководством сделано только текущих ремонтов – 125…План ремонта автопарка роты систематически выполняется на 120-125%. Благодаря энергии и неустанному труду т. Глазкова удается поддерживать в хорошем состоянии парк автомашин ГАЗ–АА, крайне изношенный…Исключительные образцы самоотверженной работы показал т. Глазков при выполнении задания по подвозу боеприпасов 65 армии ст. сержант Глазков достоин награждения орденом Красной Звезды» [4].

Медаль «За отвагу» получил за то, что в районе Польши под частыми массированными налетами авиации противника неустанно работал над восстановлением повреждений материальной части, отремонтировав 12 автомашин [6].

Да, они совершали подвиг. Один, перевозя грузы для приближения Победы, другой создавая бесперебойные условия для этих перевозок, быстро ремонтируя машины…Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно рискует своей жизнью во имя жизни на Земле».

На данный момент, работая с архивными материалами сайтов:

  • ОБД Мемориал;

  • Подвиг народа;

  • Солдат. Ru;

мы получили дополнительную информацию по награждениям и подвигам еще двух земляков-автомобилистов.

Наша работа позволила подготовить серию мероприятий для учащихся лицея.

Дальнейшую работу планируем продолжить по поиску могил земляков–ветеранов 799 автобатальона, а также принять участие в параде 9 Мая с их портретами в шествии Бессмертного полка.

Работая над данной темой, учащиеся узнали, что с первых тяжелых и горьких месяцев войны до победного дня красноярцы честно исполняли свой долг перед Родиной на фронте и в тылу. Трагедия и героизм переплелись на страницах военной истории края. Неизмеримы были тяготы и страдания народа. Неизмерима величина подвига сибиряков.

Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения. Моя задача как педагога - поддерживать инициативу детей, поощрять их стремление ставить собственные цели в данной деятельности и помогать им реализовывать задуманное, сопровождать детей в проведении исследований, сделать эти исследования полезными.


Библиографический список

  1. Бармашов А. Воинам-автомобилистам посвящается! [Текст] / А. Бармашов // Власть труда. - 2014. - №50. - 8 мая.

  2. Бессмертный полк [Электронный ресурс] http://moypolk.ru

  3. Ленинград. Блокада. Подвиг [Электронный ресурс] http://blokada.otrok.ru/library/leningrad/07.htm

  4. ОБД Мемориал [Электронный ресурс] http://www.obd-memorial.ru

  5. Подвиг народа [Электронный ресурс] http://www.podvignaroda.ru

  6. Солдат. Ru [Электронный ресурс] http://www.soldat.ru

  7. Архив Архипенко В.И.

  8. Архив Глазкова П.Я.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!