Организация летнего оздоровительного лагеря
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, приобщения к ценностям. Лагерь – это новый образ жизни детей, это жизнь в новом коллективе, это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии и программа патриотического воспитания, реализующиеся в игровой форме. Программа включает в себя разноплановую деятельность в разновозрастном детском коллективе, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Программа составлена на основе предложений детей, родителей, педагогов по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря в прошлом году.
Механизм реализации программы.
«Одуванчик» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный этап
- работа с родителями (на предшествующем собрании я знакомлю родителей с графиком и режимом работы лагеря, родители заполняют анкеты, инструктаж по Т/Б, сбор заявлений (указывают контактные телефоны), родители пишут уведомление «Дорога домой» - отпускать самостоятельно или будут забирать За жизнь и здоровье ребёнка несу ответственность)
-подбор кадров (работают все, кроме администрации) знакомство с должностными обязанностями.
- работа с детьми (заполняют анкеты, где указывают свои пожелания)
-подготовка методических материалов – начальник знакомит с планом, составленным с учётом пожеланий детей и родителей. Воспитатели выбирают по 2 темы и дату самостоятельно, на основе чего готовят технологические карты. Ежедневно 2 мероприятия (проводит 1 воспитатель или 1 до обеда, другой после обеда).
Мы практиковали такой вариант, когда воспитатели сами давали начальнику темы мероприятий и на их основании строился план работы. При таком варианте возникала проблема в составлении плана, не было системы последовательности.
2. Организационный этап:
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 10 лет (начальные классы) различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации)
-формирование отряда (командир), звеньев и звеньевых; распределяются обязанности.
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами и законами;
-оформление информационных стендов: «Сегодня в лагере», …...
- оформление зоны отдыха, игровых комнат…..(весь коллектив)
3. Основной этап:
Ежедневно по 2 мероприятия в соответствии с планом (проводит 1 воспитатель или 1 до обеда, другой после обеда)
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчётного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
- обработка анкет детей (что было хорошо, что не понравилось)
Выводы: необходимы для составления программы на следующий поток.
4. Формы и методы работы
При выборе формы и методов работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием, независимо от ее образовательной и творческой направленности, приоритетными должны быть:
- оздоровительная и образовательная деятельность, направленная на развитие ребенка
(полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).
5. Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, обслуживающий персонал.
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. В реализации программы летнего школьного лагеря принимают участие медицинская сестра, библиотекарь.
Начальника лагеря назначает администрация школы.
Начальник лагеря осуществляет подбор воспитателей, определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями, несет ответственность за организацию питания обучающихся.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несёт ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. (очень важно деловое сотрудничество единомышленников, объединение всего кадрового состава смены)
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
6. Организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
- обсуждается технологическая карта, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению треннинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
7.Охрана жизни и здоровья
1.Начальник лагеря, воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.
2. Ежедневно – 2 раза на линейке (приход и уход) инструктаж по Т/Б и просмотр на наличие клеща, при необходимости внеплановый осмотр.
2. В лагере действует план эвакуации на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (проводим тренировки)
3. Осуществляется страхование жизни детей пришкольного лагеря с дневным пребыванием за счёт родительских средств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа направлена на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и ведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.
В ходе реализации данной программы ожидается:
сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
организация полноценного отдыха детей;
охват детей всеми формами оздоровления и занятости, предусмотренными программой;
расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей
Итог:
- в последние годы увеличилось количество детей, желающих посещать лагерь; (родители заранее оповещают )
- регулярное посещение.