СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация музыкально-исполнительской деятельности школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация музыкально-исполнительской деятельности школьников»

ПОЛОНЕЗ ЛЯ МАЖОР Ф. Шопен

А знаете ли вы, что это за танец – полонез?

Встарину (16 -17 века) полонез называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами–польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественного, даже мужественного характера. Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал.

Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается не глубоким и плавным приседанием на третьей доле.

И я предлагаю разучить нам основной шаг полонеза.

(Метод объяснения, рассказа):

Представим, что мы на балу. На балу обычно танцуют парами, мальчик и девочка становятся в пары. В полонезе пары расходятся и сходятся.

(Собственный показ):

Каждый раз, когда пары берутся за руки, то делают головой небольшой поклон, когда расходятся – тоже. Итак, встанем парами. Начинать шаг будем с правой ноги, с носочка.

(Исполнение под пение учителя, в медленном темпе)

И получится: носок, носок, стопа, вперед – носок правой, носок левой, стопа правой, вперед левой. И когда будем ставить стопу, будем делать небольшой присед (показ). Так мы подчеркнем важность этого танца.

(Исполнение в парах, по кругу под пение учителя, в медленном темпе)

А теперь попробуем медленно в парах пройтись этим шагом по кругу.


«Ноктюрн» из «Струнного квартета №2» А.Бородина

Какое состояние души передает «Ноктюрн»? Какие чувства вызывает эта музыка у нас  - слушателей? Вы заметили, что мелодия течет естественно и непринужденно? Проследите за её «взлётами» и «падениями», «вздохами» - паузами. Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью?

Хочу отметить, что «Ноктюрн» (что в переводе с французского – ночной) - это напевная лирическая пьеса печального, мечтательного  характера. Её мелодия звучит в разных регистрах (низком, среднем, высоком) – сначала у виолончели, а затем у скрипок. Для того чтобы помочь себе ответить на вопросы, послушайте произведение еще раз и помогите себе рукой прочувствовать его, чтобы движение руки было едино мелодии.

Вы заметили, что одной рукой показать всю сущность произведения невозможно? Предлагаю сейчас очутиться на зеленой лужайке и полностью освободить свои мысли, погрузиться в музыку и как танцоры, с помощью пластики тела показать мелодическую линию. Мелодическая ткань будет разной, где то нужно будет показать активные движения, где-то более сдержанные, где-то плавные покачивающиеся движения, где-то едва заметные. Попробуем изобразить «Ноктюрн» движениями тела?

«Кавалерийская» Кабалевский, «Галоп» Дунаевский

Ребята, скажите, а вы любите смотреть мультфильмы, где есть лошади? А вы видели может быть в цирке выступление артистов с цирковыми лошадьми? Там наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу. Выступление наездников всегда сопровождается музыкой. А сейчас я включу музыку, и вы ответьте, как звучит музыка и что она рисует. Представьте, что вы находитесь в цирке.

«Галоп» Дунаевский – прослушивание.

Как звучит музыка? Что рисует? А как вы думаете, зрители, которые смотрят на представление, какие испытывают чувства? Думаете, им интересно?

Давайте попробуем изобразить цирковое представление? Разделимся на две группы, одна группа – лошадки, вторая группа – наездники. Будет звучать музыка, и вы будете изображать каждый свое, то, как вы чувствуете, под музыку. Попробуем без музыки изобразить лошадок. А теперь наездников. Что они будут делать?

Исполняют.

Скажите еще раз, какая была музыка по настроению, по характеру? (Скорая, можно было представить, что скачут кони, стремительная, радостная)

Мы побывали в цирке, а теперь отправимся дальше, но на чем, представим , что мы солдаты Красной армии, на чем отправимся в путь, как вы думаете?

Знаете ли вы, что раньше не было самолетов, танков, бронетранспортеров, ведущей силой была конница.

Послушайте и сравните произведение и скажите, что рисует это произведение? Какое настроение в нем?

«Кавалерийская» Кабалевский - слушают.

Скажите, что рисует, что представили? На что похожа музыка, какой передает характер? Музыка легкая, быстрая, но очень выразительная за счет ритмического рисунка, разнообразных штрихов и имитационных ходов мелодии. Если вы внимательно слушали, то можно услышать, как лихо мчится отряд кавалеристов, цокают копыта лошадей, а конники поют свои боевые песни. А знаете кто такие кавалеристы?

Итак, мы – красноармейцы, отправляемся в путь на конях. Музыка будет изменяться и мы будем изменять свои движения. Где-то будем мчатся как кони, по отдельности каждый, а где-то в парах, где-то будем мчатся и цокать. Попробуем? Следите внимательно за движением мелодии.