МБОУ « ЦО №38» г.Тула
Исследовательский проект по биологии
« Значение света в жизни растений»
Выполнила :
учитель химии и биологии
Григорова Е.Н.
Цель исследовательской работы: выяснить, как свет влияет на жизнь растений.
Задачи:
- Узнать о значении света для растений;
- Проверить опытным путем утверждение о влиянии света на рост растений;
- Сделать вывод о значении солнечного света на растения.
Гипотеза: без солнечного света растения будут плохо расти.
Объект исследования: свет как условие для развития растений.
Предмет исследования: растения.
При выполнении исследования формируется следующий перечень навыков:
1.Умение использовать материалы и оборудование;
2.Следовать чётко поставленной инструкции (ход работы)
3.Умение сделать вывод;
4.Оформлять работу согласно описанию.
5.Соблюдать правила техники безопасности
Ожидаемые результаты:
1Овладение системой учебных действий
2.Формирование навыков практической деятельности при постанове эксперимента
3.Успешное выполнение поставленных задач.
4. Формирование навыков мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Этапы исследования:
- Постановка цели и задач.
- Выбор объекта и предмета исследования.
- Ознакомление с учебно-методическими материалами по теме.
4. Постановка эксперимента.
5.Фиксация результатов эксперимента.
6. Обсуждение и оформление результатов исследования.
7. Формирование выводов .
Практическая часть .
Результаты всех проведенных опытов фиксируются в журнале наблюдений
Опыт 1
. В две ёмкости были посажены луковицы репчатого лука. Одну ёмкость поместили на подоконник, вторую - под стол, в тень. По окончанию опыта было зафиксировано, что перья лука растущего в тени были длинными, но в тоже время тонкими, бледно-зеленого цвета. А перья лука, выращенного на свету, были короче, но более толстые и имели насыщенный темно-зеленый цвет.
Опыт 2.
Материалы: два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках , темный шкаф.
Процесс.
Необходимо поместить одно растение на подоконник в солнечное место, а другое спрятать в тёмный шкаф.
Через неделю сравнили 2 растения которые находились в разных световых условиях.
Сравнить затем их цвет.
Поменять растения местами.
Оставить их на неделю и опять сравнить.
В итоге растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
Данные наблюдений позволили сделать следующие выводы:
- Для того чтобы растение зеленело ей нужно зеленое вещество-хлорофилл.
- Растение бледнело и увяло, потому что процесс фотосинтеза не происходил.
- Чтобы в растении произошел фотосинтез, им нужен свет.
Опыт 3.
Поместить растение на солнечный подоконник. Через несколько дней можно наблюдать, что большинство его листьев повернется к свету.
Опыт 4 . Предварительно замоченные семена фасоли посадили в 2 ёмкости. Одну из них поместили в темный шкаф, вторую- в светлое место на подоконник. По необходимости в обе ёмкости добавляли воды. Через некоторое время растения , которые проросли в каждой ёмкости, сравнили. Ёмкость ,помещенная в темный шкаф имела вытянутые ростки фасоли бледного цвета, а вторая емкость- сочные, зеленые ростки фасоли.
Из чего сделали вывод- свет один из основных, факторов, влияющих на прорастание семян.
Результаты проведённых исследований позволяют сделать следующие выводы:
- Солнечный свет необходим растениям для роста и развития;
- Все растения способны двигаться в сторону солнечного света;
- На свету растения растут равномерно и вырастают более крепкими и здоровыми.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.