Организация НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.
ТЕМА: «Петя-петушок, золотой гребешок».
Задачи. Способствовать умению детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов:
1) туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;
2) туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина.
Развивать способности к формообразованию композиции. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в художественном творчестве.
Предварительная работа.
Занятия с природным материалом.
Разложите вместе с детьми природный материал - камешки, жёлуди, плоды каштана, крылатки клёна и ясеня, шишки ели и сосны, листья разных деревьев. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, на что он похож или что напоминает: облако, крону дерева, мороженое, башмак, конфету, кошку или что-то другое. Затем покажите детям один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так - на теле-фон, а если перевернуть вверх ногами - вылитая лягушка.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, подставки, природный материал (шишки, жёлуди, плоды каштана, осенние листья, крылатки клёна и ясеня, лепестки цветов, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.
Рекомендуемые учебно-методические материалы, наглядность.
Плакат «Дубрава. Лесные поделки».
Книга «Старичок-лесовичок» (автор И. А. Лыкова) .
Рекомендации для родителей.
Сходить вместе с детьми на экскурсию в лес. Собрать природный материал для изготовления поделок (осенние листья, шишки, желуди, плоды каштана, крылатки клена и др.) . Понаблюдать вместе с детьми за осенними сезонными явлениями. Обсудить, чем отличается осенний лес от летнего.
Ход
Воспитатель читает или напевает русскую народную песенку «Как у наших у ворот»:
Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт,
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт:
- Вы, хохлушечки!
Вы, пеструшечки!
Я нашёл для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке,
По восьминочке.
Затем показываю детям художественные и природные материалы, приготовленные для занятия, и предлагает смастерить петушка - нарядного, задорного, весёлого, голосистого.
Показываю разные варианты сочетания материалов:
1) туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;
2) туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина.
Беру две природные формы, например, шишку и жёлудь, чтобы пояснить детям некоторые особенности объёмных поделок.
Объёмные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ поделки. Даже отдельные части или детали образа приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу и присоединить прямо к туловищу или на шее, которая делается из палочки, трубочки для коктейля, веточки, проволочки (воспитатель по-разному приставляет голову-жёлудь к туловищу-шишке). Шея может быть разной длины - от очень короткой до непомерно длинной. В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же персонажу. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же прикрепить их под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.
Всё зависит оттого, какого петушка мы задумали - большого или маленького, хвастливого или доброго, нарядного или простого по украшению. В соответствии с задуманным образом подбираем природный материал для будущей поделки. Или же делаем наоборот. Рассматриваем природный материал, который есть под рукой, и «слушаем», что он сам подскажет. Из шишки, жёлудя, ореха, каштана, картошки сделаем туловище. Из перышек, крылаток клёна (ясеня, ракушек, красивых листочков или травинок приладим крылышки. Из ягодки или желудя смастерим голову. Голову прикрепим прямо на туловище или сделаем шею. Придумаем, что делает наш петушок, - сидит на заборе и голосисто поёт, клюёт зернышки или разгребает лапой землю в поисках червяка, а может быть, дерётся с другим петухом-драчуном. В зависимости от этого составим композицию.
Основой (фоном) для композиций из таких поделок могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины - что угодно, в зависимости от характера образов, величины поделок, полёта фантазии и реальных возможностей.
Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, нужно продумать их взаимное размещение. Фигурки располагают так, чтобы стало ясно: разговаривают ли они, ссорятся или вместе что-то делают. В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре.
После занятия.
Завершение оформления отдельных поделок и коллективных композиций. Организация выставки «Петушок».
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Песня петуха»:
Я - красавец петух!
Создан для парада!
Перья - пух! Перья - пух!
Гребешок? Что надо!
Глазки - щёлки!
Очи зорки!
Перышки куриные!
Эх, вы, шпоры!
Шпоры петушиные!
Я - горнист!
Я - горнист!
Зореньку встречаю!
Голосист! Голосист!
Солнце величаю!
Глазки - щёлки!
Очи зорки!
Голосок соловушки!
Полюбуйтесь! Полюбуйтесь
На цветные перышки!
Познавательно - творческий проект в старшей группе Тема: «Природа глазами детей»
Слайд 1. Добрый день, дорогие коллеги! Я хочу представить вашему вниманию познавательно - творческий проект на тему«Природа глазами детей».
Слайд 2. Данный проект является совместным мероприятием для педагогов, воспитанников и родителей старшей группы. Проект «Природа глазами детей» разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста. Слайд 3. Актуальность проекта доказана самой жизнью, так как затрагивает нравственную, патриотическую и духовную стороны воспитательного процесса.Проблема экологического состояния нашей планеты в настоящее время встала особенно остро.Дети страдают дефицитом знаний о необходимости охранять и беречь природу, видят негативные последствия поступков людей, не соблюдающих правила экологии. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте осознавал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Слайд 4.Это осознание происходит при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой и помогают ребёнку наладить взаимоотношения с миром природы. Слайд 5. Поэтому в ходе реализации проекта мы особое внимание уделяли формированию экологической культуры,установлению взаимосвязей в природе, привитию навыков наблюдения и экспериментирования, способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, развитию связной речи, фантазии, воображения и т.д. Слайд 6. Приоритетное место в нашей деятельности занимают современные образовательные технологии, поскольку мы уверены, что в результате их применения у детей Слайд 7. сформируются необходимые качества и предпосылки к формированию экологической культуры и экологического сознания, определённые целями и задачами проекта. Слайд 8. В работе варьировались различные методы: словесные, наглядные, практические. Слайд 9. Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы старались вариативно использовать пространство группы для максимального развития личности ребёнка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Слайд 10. Организационно-методические условия также важны для всестороннего развития дошкольников. К этому вопросу мы подошли очень тщательно. Слайд 11.При участии родителей была создана мини – библиотекапод названием «Земля – наш общий дом», куда вошли книги, энциклопедии, буклеты о природе. Слайд 12. В импровизированной библиотеке ребята могут с помощью взрослых найти интересный материал, узнать ответы на вопросы, например, о целебных свойствах растений, условиях произрастания в природе, Слайд 13. прослушать экологические сказки, рассказы, сказки, стихи, загадки. Несколько лет мы тесно сотрудничаем с работниками Старицкой районной библиотеки и библиотеки Ново-Ямского сельского округа. Слайд 14. Одной из активных форм экологического воспитания является театрализованная деятельность. Воспитателями и воспитанниками группы создан Экологический театр, который пользуется у детей и родителей большим успехом. Слайд 15. Нами разработан цикл занятий на учебный год. Слайд 16. В процессе разыгрывания сценок, инсценирования сказок, легенд и стихотворений, Слайд 17.(на видео) у детей развиваются способности понимать природу, её законы и особенности, формируются познавательный интерес, чувство ответственности, опыт нравственного поведения. Мы поставили экологические сказки: «Заюшкина избушка», «Овощная история», «Лесные приключения», «Волк, лиса и заяц», инсценировали отрывки из стихотворений о природе. Слайд 18. Одним из основных направлений в работе над проектом стали беседы на экологические темы и блиц-опросы, направленные на уточнение представлений детей о мире природы, а также внедрение кейс-технологии. Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Слайд 19. Особое место в формировании экологической культуры у дошкольников занимают наблюдения в природе. Слайд 20. Они не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в личный мир живого общения с природой. Слайд 21.В группе создан уголок природы с разнообразными растениями. Ребята исследуют стебли и листья. Дети научились ухаживать за зелеными друзьями. Слайд 22.На территории участков детского сада педагогами проложена «экологическая тропа» - специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты (деревья, кустарники, цветы, мох. У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Слайд 23.Ребята сравнивали разные деревья, называли сходные и различные признаки, исследовали ствол, листья, корни, наблюдали, как дерево связано с животным миром, миром насекомых: «Кто может жить на дереве, под корой?» Слайд 24. Дети самостоятельно измеряли и сравнивали толщину разных деревьев и связывали с их возрастом (считали годичные кольца и по ним определяли, сколько лет дереву). Воспитанники опытным путём вычислили, что возраст дуба, растущего на участке детского сада, составляет 40 лет. С помощью лупы мы исследовали листья и кору деревьев. Слайд 25. Осенью, во время листопада, воспитанники заинтересовались: почему деревья сбрасывают листья на зиму. Ответ на этот вопрос они получили на сайте, которым пользовались с помощью родителей.Интересно было наблюдать за работой дворника и помогать ему. Слайд 26. Дети исследовали строение листа хвойного дерева и узнали, что эти деревья меняют иглы – листочки постепенно в течение всего года.В группе была проведена совместная с родителями акция «Сбережём ёлочки и сосны и изготовлены красивые ёлки для выставки. Слайд 27. А вскоре на нашем участке появился необычный питомец - маленький красавец кедр. Слайд 28. Идею посадки кедра поддержали родители, они привезли и высадили деревце. Слайд 29.Экспериментально-опытная деятельность является любимой у дошкольников. Мы внесли сорванные ветром веточки берёзыв группу и поставили в воду. Сначала ребята обследовали березовые почки, а потом стали ежедневно наблюдать за состоянием веток. Очевидный результат был через две недели – из почек проклюнулись листочки. Дети смогли сделать вывод: в почках спят листочки, а под действием тепла, света и питательных веществ в воде они просыпаются. Слайд 30.Родители принесли в группу семена овощей. Слайд 31. (видео). Мы выбрали одинаковые по размеру луковицы и разместили в стаканах с землей и водой. Дети наблюдали за ростом корешков и перьев. В стакане с землей перья у лука росли быстрее, были гуще и зеленее. Был сделан вывод – в земле больше питательных веществ, чем в воде.Для наблюдений каждый ребёнок посадил в землю свою луковицу. Дети каждый день следили за изменениями и ухаживали за ними. Слайд 32. Проводя опыты с горохом, ребята сделали вывод, что вода ускоряет процесс роста растений. Слайд 33. Дети узнали о правилах подготовки к посадке семян настурции и бегонии. Слайд 34. посадили семена и стали ждать всходов. Побеги росли с каждым днём, и малыши с нетерпением ждали посадки. Слайд 35. Выращенную рассаду помогли высадить на клумбу родители. Слайд 36. На территории нашего участка для прогулок есть мини-огород, за которым дети ухаживают и наблюдают результаты своей работы. Слайд 37. В нашей группе широко представлены разноплановые развивающие игры, которые помогают систематизировать знания детей о природной среде. Слайд 38. Так, в играх «Что растёт на огороде?», «Волшебный мешочек», «Узнай и назови», «Что за чудо-семена?» Слайд 39. Лото «Времена года», «Назови правильно», «Овощи и фрукты», «Собери пазлы», Слайд 40. «Назови и опиши», «Помоги Незнайке»,«Кто знает, пусть продолжает» и других развиваются логика, воображение, наблюдательность, смекалка. Слайд 41. (видео) Родители пополнили развивающую среду: связали шапочки и изготовили разнообразные атрибуты для подвижных игр. Слайд 42. В подвижных экологических играх, также закрепляются полученные знания. Слайд 43. Систематически организовывали сюжетно-ролевые игры. Слайд 44. Мы составили цикл занятий по изобразительной деятельности на учебный год (пролистать слайды) 45. без слов 46. без слов Слайд 47. вкоторый вошли занятия рисованием, лепкой, аппликацией Пролистать слайды: 48 49 50 Слайд 51. Интересно и увлекательно прошла интегрированная деятельность «Волшебная птица», в которой сочетались все образовательные области. Слайд 52. Итогом продуктивной деятельности стало оформление тематических панно на центральной стене групповой комнаты, сюжет которых постоянно меняется. Здесь вы видите панно «Цветущая земля», «Осенние подарки», «Заснеженные веточки зимы», выполненные новым приёмом – «обрыванием», «Первые весенние цветы» и другие. Слайд 53. Элементы панно были выполнены в результате групповой и индивидуальной работы. Они многофункциональны и используются в разнообразной деятельности. Слайд 54. Для закрепления материала в зале был организован просмотр мультфильмов на экологическую тему. Слайд 55. Экологические праздники также являются частью работы по ознакомлению с природой. В нашей группе прошли праздники и развлечения на темы: «Берёза-русская краса», фольклорный праздник «Троица», «Приключения туриста», «Бал цветов» и другие. Слайд 56. Вместе с детьми и родителями мы создали книги с загадками, описательными рассказами о растениях нашего края, в том числе, занесённых в Красную книгу Тверской области. Слайд 57. А также альбом – гербарий. Слайд 58. Работа в данном направлении невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. Мы используем как традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, анкетирования, консультации на экологическую тематику), так и современные формы работы, такие как, участие в акциях, экологических концертах, конкурсах, деловых играх. Слайд 59. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями стала экологическая викторина, содержание которой составили блиц-игра, вопросы, загадки, кроссворд и многое другое. Слайд 60. Всем запомнился мастер-класс на тему «Путешествие в мир природы», целью которого стало сотрудничество родителей и детей. Слайд 61. Ребята и родители нашей группы приняли участие вакции «Зелёная весна», которая проводилась в рамках Всероссийского проекта экологического субботника. Слайд 62. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в проекте проходит через активную опытно-экспериментальную деятельность и игру. Использование интегрированного подхода, экскурсии по экологической тропе, игры в экологическом театре, нетрадиционное оформление группового помещения, участие в экологических акциях, тесное сотрудничество с семьями воспитанников позволяет плодотворно решать поставленные задачи. В связи с этим я считаю, что данный проект отличается новизной и оригинальностью. Слайд 63. Анализ проделанной работы показал, что у дошкольников успешно формируются экологическое сознание и экологическая культура. Я считаю, что проект «Природа глазами детей» успешно реализован, поставленная цель достигнута. Слайд 64. Наша работа на этом не закончилась. Мы планируем реализовать творческий проект «Заповедный уголок» об ознакомлении с природой Тверского края; пополним развивающую среду книгой «Заповедники России», организуем виртуальную экскурсию в Центрально-Лесной заповедник Тверской области. Слайд 65. В работе над проектом мы использовали литературу, представленную на слайде. Слайд 66. Благодарим за внимание!