СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогический проект
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области
«Новосибирский строительно-монтажный колледж»
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Педагогический проектСЛУШАТЕЛЯ
Курса повышения квалификации
Слушатель __________ | ______________ дата |
_______________ подпись | Е.В. Бойко |
Эксперт: (ученая степень, должность) | ______________ дата |
_______________ подпись | И.О. Фамилия |
Новосибирск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. Дуальная форма в типологии профессионального образования. | 4-10 |
1.1 Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования. | 4 |
1.2 Типология системы профессионального образования и место в ней дуальной формы. | 4-10 |
1.3 Педагогические требования к промышленным предприятиям при подготовке рабочих кадров. | 10 |
2. Дуальная форма профессионального образования как продукт социального партнерства. | 10-19 |
2.1 Общие положения дуального обучения. | 10-11 |
2.2 Преимущества и недостатки системы дуального образования. | 11-14 |
2.3 Использование элементов дуальной формы профессионального обучения в РФ при подготовке специалистов по профессиям. | 14-15 |
2.4 Методика сравнительного анализа содержания дуальной системы образования. | 15-18 |
2.5 Законодательное и нормативное обеспечение дуальной формы профессионального образования. | 18-19 |
3. Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование в РФ. | 19-23 |
3.1 Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование на примере Калужской области. | 19-22 |
3.2 Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование в Новосибирской области. | 22-23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 24 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 25 |
ВВЕДЕНИЕ.
В отечественной профессиональной школе имеется опыт проведения целевой интенсивной подготовки специалистов по заказам предприятий. Обучение ведется в профессиональной школе с полной учебной неделей, а затем продолжается и завершается непосредственно на рабочем месте предприятия. Обучение реализуется в тесном контакте с предприятием: полноценные производственные практики, целенаправленное выполнение курсового и дипломного проектирования, обеспечение стажировки на рабочих местах во время преддипломной практики. Именно таким образом была построена система профессионального образования, существовавшая в нашей стране в советский период. Сегодня такая подготовка не в полной мере отвечает требованиям предприятий.
В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях носителей образования в рамках официально признанного профессионального обучения, т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.
ГЛАВА 1. Дуальная форма в типологии профессионального образования
1.1 Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования.
Профе́ссия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам.
Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий рабочий поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров.
Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. У одних людей получалось хорошо охотиться, у других шить одежду из добытых шкур, третьи выгодно обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение, часто только для своей подгруппы, поэтому «секреты» не предназначались для чужаков. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. К концу XX века число профессий достигло нескольких тысяч.
В современном мире секреты профессии передают будущим работникам в учебных заведениях различного типа. В них передача знаний устроена таким образом, что идет знакомство с теоретической частью, а затем происходит знакомство с навыками работы, после освоения их проводится производственная практика. На деле такая система дает определенные сбои в процессе обучения. Связано это с многочисленными факторами, в том числе и с оторванностью производства и методами обучения по определенным стандартам.
Система технического и профессионального образования как единая общегосударственная политика впервые в мире была организована в Советском Союзе. Уже начиная с 1920 г. была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и нарастающей индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.
В 1940 г. школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) в рамках Трудовых резервов СССР. Это была система организованной, плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства путём обучения городской и сельской молодёжи в специальных учебных заведениях, действовавшая до конца 50-х годов. В 1954 г. появились первые профтехучилища (ПТУ), и к 1963 г. уже все школы ФЗО приняли этот статус. По профилю профтехучилища делились на технические (ТУ), средние (СПТУ), городские (ГПТУ), сельские (СПТУ). Характерная особенность — тесная связь с производством, прохождение практик (порой довольно продолжительных) на рабочем месте. Ведь основная часть учебных заведений была закреплена за промышленными предприятиями и агрообъединениями. Ежегодно (вплоть до развала СССР) десятки тысяч выпускников ТУ, ГПТУ, СПТУ и техникумов пополняли рабочий класс.
Наступившее в 60-е годы уменьшение людских ресурсов (явление, известное в демографии как «вторичное эхо войны») привело к реорганизации трудовых резервов и изменению политики в сфере образования. Средняя школа перешла с 11-летнего на 10-летнее обучение (что в дальнейшем себя вполне оправдало!). Абитуриенты с трудовым стажем получили конкурсное преимущество при зачислении. В технических вузах был внедрен двухнедельный цикл: студенты неделю проходили теоретический курс, неделю практически закрепляли его на рабочем месте. Учебные занятия на второй неделе все равно проводились, но всего 2-3 дня и в нерабочее время, преимущественно вечером. Поэтому таких студентов стали звать «дневники-вечерники».
Еще одним новаторским шагом стало создание в регионах заводов-втузов — высших учебных заведений при местных уникальных предприятиях, как, например, МосАвтоЗИЛ, Карметкомбинат, с задачей обеспечения их квалифицированными специалистами, адаптированными к производственным условиям. Фактически, это и было практической реализацией дуального образования. «Распределение» после окончания курса обучения гарантировало каждому выпускнику вуза рабочее место.
В системе высшего образования СССР 60-х годов взаимоотношения между студентом, учебным заведением и работодателем, в роли которого выступало государство в лице предприятия, выглядели следующим образом (рис. 1):
Использовались следующие элементы, нашедшие впоследствии отражение в концепции дуального образования: практика на рабочих местах, курсовое и дипломное проектирование по тематике, отвечающей запросам предприятий, гарантированное трудоустройство. Согласно Конституции, обучение всех граждан было бесплатным, т.е. за счет госбюджета.
Но если форма «дневники-вечерники» себя не оправдала, то остальные нововведения выдержали проверку временем. А испытавшие после запуска первого человека в космос поистине травматический шок США, с целью коренной реорганизации своего образования дотошно изучившие постановку дела в различных странах, с изумлением резюмировали, что в Советском Союзе лучшая система образования в мире! И скопировали ее основные положения.
В первые годы после обретения независимости, с переходом предприятий в частные руки, схема получения образовательных услуг кардинально изменилась (рис. 2). Промышленные предприятия, нарождающееся бизнес-сообщество устранились из сферы образования. Расходы на образование по- прежнему лежали на государстве. Спрос на молодого специалиста был практически нулевой].
Вероятно, именно это послужило основанием для реформирования системы образования.
Первые реформы образования были связаны с введением «образовательных» грантов и кредитов. Государство платило за обучение, но в роли работодателя не выступало (рис. 3). При этом, в отличие от образовательного кредита, грант фактически дается вузу, а не обучаемому.
Схема предоставления «образовательных» грантов и кредитов была несовершенной. Так, предполагалось, что «образовательные» кредиты по завершении срока обучения должны быть возвращены в бюджет в течение 10 лет. Однако механизм возврата не был продуман. В результате для госбюджета затраты, произведенные по «образовательным» грантам, ничем не отличались от затрат, произведенным по «образовательным» кредитам, поскольку возврата последних в госбюджет фактически не произошло.
Но затем схема опять усложнилась (рис. 4), так как, следуя всей логике развития, на сцену вышел заказчик-работодатель (предприятие с той или иной формой собственности). Он заключает договор (часто групповой) с вузом и платит за обучение (чаще не за полный курс, а последние год-два).
При заключении договора работодатель в большинстве случаев не имеет в виду какое-то конкретное лицо, его ему рекомендует вуз (выпускающая кафедра). Далее, он имеет ограниченное влияние на учебный процесс, разве что в части определения набора элективных дисциплин, поскольку
учебный процесс опирается на ГОСО. Студент становится менее зависимым от наличия образовательного гранта.
Несмотря на наличие некоторых элементов дуального образования, схема несовершенна. Связь между обучаемым и заказчиком слабая. Нет взаимодействия между остальными звеньями.
В отличие от такой схемы, стандартная система дуального образования Германии, предлагаемая нам, более деловая, так как она взаимоувязана (рис. 5). Идет дальнейшая эволюция: работодатель не только оплачивает обучение и трудоустраивает, но и обеспечивает учебный процесс. Практические знания и навыки (75-80 % общего объема учебного времени) приобретаются на предприятии. Учебное заведение дает необходимые теоретические и основные практические знания (20-25 % времени).
Взаимоотношения между работодателем и обучаемым регулируются договором, между работодателем и учебным заведением — образовательным стандартом. Образовательные стандарты профессий являются прерогативой Федерального Института Профессионального Образования Германии. В институте представлены с равным количеством участников и с равным количеством голосов три группы: работодатели, профсоюзы и госорганы. Они совместно разрабатывают образовательные стандарты, утверждаемые Министерством экономики Германии.
Таким образом, все составляющие образовательного процесса располагаются в одной плоскости. Особое внимание привлекает то обстоятельство, что методическое обеспечение возложено целиком на учебное заведение.
1.2 Типология системы профессионального образования и место в ней дуальной формы.
Посредством триединства — учебное заведение, работодатель (предприятие), учебнометодический центр (УМЦ) — создается единое образовательное пространство. Выглядит это примерно как на рисунке 6.
Каждый из участников вносит свою лепту в его создание: учебное заведение преподает теорию, работодатель подкрепляет ее практикой, УМЦ от лица МОН разрабатывает полноценную методику. Обучаемый поднимается на качественно новый уровень, опираясь на это триединство: преподаватель, заказчик, методист.
Проекция образовательного пространства со стороны предприятия на плоскость учебное заведение — УМЦ — обучаемый представляет собой набор практических знаний и умений, которые должен приобрести студент.
Проекция образовательного пространства на плоскость предприятие — УМЦ — обучаемый со стороны учебного заведения демонстрирует теоретическую базу, которая подлежит усвоению.
И наконец, проекция образовательного пространства со стороны УМЦ на соответствующую плоскость показывает комплекс учебно-методических материалов, которые должны быть на предприятии и в учебном заведении.
Вуз, заказчик и УМЦ составляют основание образовательной пирамиды, которую венчает обучаемый. Проекция образовательного пространства на эту плоскость есть профессиональный стандарт. Наглядно видно, что он должен разрабатываться совместно всеми членами триады. Тем самым подтверждается тезис, что дуальное образование — это объединение интересов на паритетной основе бизнеса, молодого человека и государства. С этой точки зрения профессиональный стандарт формирует образовательное пространство. В этом видится диалектическое единство и взаимовлияние (борьба) образовательного пространства и профессионального стандарта. Они взаимно развивают друг друга, что ведет к повышению качества образования. Этому должно способствовать гармоничное сочетание основных элементов образования.
Любой перекос сразу же выявляет некомпетентность соответствующей стороны. Тем самым система становится саморегулируемой. Наличие обратных связей между всеми сторонами делает систему гибкой, учитывающей любые изменения, как в сфере образования, так и в бизнесе (производственной сфере).
1.3 Педагогические требования к промышленным предприятиям при подготовке рабочих кадров.
Наиболее востребованными для производства являются рабочие специальности с высоким уровнем компетентности, поэтому внедрение системы дуального образования предусматривается на базе колледжей. Вероятно, поэтому с нынешнего года все профтехшколы и лицеи преобразованы в колледжи. Однако самой востребованной областью дуального образования может стать переподготовка кадров на производстве.
Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу работодателя интересует не столько формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста.
ГЛАВА 2. Дуальная форма профессионального образования как продукт социального партнерства.
Значение самого термина. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность".
Дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.
Россия уязвима на мировых рынках. Одним из факторов является дефицит высококвалифицированных рабочих.
По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60% до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров.
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). По системе дуального образования может производиться обучение в рамках краткосрочных курсов в объеме до 700 часов. Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного процесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого.
Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение.
Цели дуальной системы образования:
Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специалистов.
Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.
Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.
Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов рабочих и технических специальностей.
Задачи дуальной системы образования:
Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направленности экономической стратегии развития РК.
Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.
Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих их высокий профессионализм и мобильность.
Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материальнотехнического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.
2.2 Преимущества и недостатки системы дуального образования.
Дуальные образовательные программы:
открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации;
обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;
способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся;
обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.
Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации).
Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».
Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
Практикоориентированность, но недостаточная научность | |
Подготовка ученика к практике (ученик учится не испытывать страх перед реальной деятельностью), во время обучения развиваются ключевые | Теоретические знания теряют ценность. |
Два образования в одном, но недостаточно времени в процессе обучения | |
Интеграция теории и практики позволяет сэкономить время, так как не требуется дополнительный блок практического обучения после завершения теоретическо- | Большие затраты во время обучения: меньше каникул и свобод, требования и втеории, и в практике одинаково высоки. |
Финансовая поддержка, но больше зависимости от работодателя | |
Финансовая поддержка во многих областях. | Финансовая зависимость. Высокие требования к результатам труда. Вероятность после обучения работы на предприятии еще какое-то время. |
Достаточная гарантия рабочего места, но едва ли видят выпускники «дальше своих профессиональных рамок» | |
После окончания образования возможность сразу работать и получить финансовую независимость. | Уже во время обучения каждому частично определено направление. Тот, кто решает учиться дуально, имеет меньше возможностей для лавирования. |
Хорошие условия обучения, но трудности при подаче заявления на учебу | |
Оптимальные условия обучения: маленькие группы, хорошее оснащение. | Высокая конкуренция. |
Постоянная смена места жительства | |
Возможно, придется сменить место жительства, так как предприятия работают в кооперации со многими академиями и школами. |
Теоретическое и практическое обучение производится в колледже, на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях.
Основным принципом формирования образовательной программы является максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки.
Для формирования контингента обучаемых между работодателем и учебным заведением оформляется соответствующий договор, в котором учитываются квалификационные требования к специалистам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов. Соответственно оформляется договор между работодателем и претендентом на обучение (в случае, если претендент не является сотрудником работодателя). В договоре указываются финансовые обязательства сторон, условия возмещения претендентом финансовых затрат работодателя на процесс обучения посредством оговоренного срока обязательной отработки. Не исключается оформление трехстороннего договора по схеме: работодатель — учебное заведение — претендент на обучение.
Работодатель и учебное заведение на основании собеседования, тестовой формы контроля совместно должны определить по каждому претенденту уровень, предшествующий обучению (переподготовке), и на основе полученных результатов принять решение о возможности обучения по той или иной образовательной программе, имеющейся в базе учебного заведения. Обязательным условием является медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для претендента работать по данной специальности.
Таким образом, одновременно с обучением учащийся осваивает избранную профессию непосредственно на производстве, т.е. учится сразу в двух местах: в учреждении образования и на предприятии.
Структура рабочей программы должна быть ориентирована на запросы работодателя — заказчика конкретного специалиста, как по компетенции и квалификации обучаемого, так и по продолжительности срока обучения. Элективные дисциплины и количество часов на каждый предмет определяет заказчик по согласованию с учебным учреждением. При разработке учебной программы нужно руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями — набором навыков и умений, дающих возможность менять специальности в течение жизни сколько угодно раз.
При насущной необходимости возможно изменение и обязательных курсов (в пределах 15 %).
В процессе обучения на практических и семинарских занятиях обсуждаются конкретные практические ситуации и решаются производственные задачи, возникающие на предприятиях, в которых стажируются учащиеся. Темы выпускных работ оговариваются с будущим работодателем.
Количество часов, отведенных на теоретическое и практическое (работа на предприятии) обучение, не должно превышать 40 часов в неделю. Пределы рекомендуемого распределения часов теоретического и практического обучения — от 1/5 до 1/4, т.е. примерно (20-25) % к (80-75) %.
Программа основной профессиональной подготовки (колледж) не должна превышать трех лет. График обучения на краткосрочных курсах общей длительностью до 700 часов составляется индивидуально, на основании договоренностей с работодателем — заказчиком специалиста.
Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования необходима развитая инфраструктура в виде сети различных центров и краткосрочных курсов, занимающихся внутрипроизводственным и внутрифирменным обучением и переподготовкой. Программа таких курсов должна быть предельно гибкой, учитывающей насущные потребности предприятия, поэтому может составлять 72-700 час, но не более 1000 час.
Программа подготовки (переподготовки) завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и третьих лиц (независимые эксперты). Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство (сертификат), дающее право работать по специальности. Сертификат должен содержать данные о типе, сроках и целях профессионального обучения, а также о компетенциях, которыми овладел студент.
2.3 Использование элементов дуальной формы профессионального обучения в РФ при подготовке специалистов по профессиям.
На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.
Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.
Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области ТиПО стала частью Госпрограммы развития образования на 2011–2020 годы.
Формат реализации госпрограмм по модернизации ТиПО включил в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений путем преобразования в единый вид учебного заведения, колледж. Также предусмотрена двухуровневая подготовка специалистов. Вместе с тем предусмотрено повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения за рубежом.
Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент в своей программной статье. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.
2.4 Методика сравнительного анализа содержания дуальной системы образования
Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования — пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).
Участники Всероссийской конференциии «Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» отметили, что качественные характеристики экономики страны не позволяют ей в полной мере использовать преимущества глобальной конкуренции. Россия по-прежнему остается уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков. Среди ограничивающих факторов — острый дефицит высококвалифицированных рабочих на федеральном и региональных рынках труда.
Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами — вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно — сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее? Практика — критерий истины. Оказывается, можно. Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Система профессионального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.
Немецкое образование имеет глубокие исторические корни и прочные традиции. Уже в Средние века немецкие ремесленники отличались особым мастерством и дольше всех в Европе практиковали передачу ремесла от мастера к ученику. Кстати, ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.
Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров».
У немцев не грех поучиться и традиционно уважительному отношению к той разновидности труда, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.
Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии.
В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.
Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.
Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.
Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Если раньше учениками становились четырнадцатилетние подростки, то теперь в большинстве случаев это уже достаточно зрелые молодые люди, имеющие хорошую базу знаний. Каждый шестой ученик даже имеет аттестат о полном среднем образовании, позволяющий поступать в вуз, но все-таки он предпочитают сначала получить профессию на предприятии. Ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В отличие от России, в Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.
Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства — координация и обеспечение законодательной базы.
На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» (далее – закон) и «Ремесленное уложение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда, и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.
Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль за деятельностью всех профшкол на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.
Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.
А что у нас? «Будете плохо учиться, пойдете в ПТУ», — такой страшилкой активно пользовались педагоги советской школы для «усмирения» разгильдяев. В те времена продолжение учебы в ПТУ молодые люди и их родители воспринимали как вариант для неудачников. Где уж тут говорить о гордости человека труда! Тем не менее система профессионально-технического образования худо-бедно работала и поставляла народному хозяйству запланированное количество специалистов.В конце XX века ситуация претерпела существенные изменения. Последствием социально-экономического кризиса и спада производства стало снижение потребности в квалифицированных кадрах: за период с 1985 по 1994 гг. подготовка специалистов со средним техническим образованием сократилась почти в 2 раза, прием на специальности технического профиля уменьшился с 421 до 222 тыс. человек.
Затем наметившийся со 2-й половины 90-х гг. подъем производства вызвал и повышение спроса на квалифицированные кадры. Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции. Состояние системы образования эффективно решать эту задачу не позволяло.
В настоящий момент ситуация не менее сложная. По данным Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров.
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию ремесленников и рабочих. Профобучение – это начало карьеры, дающей возможность при дальнейшей учебе стать мастером.
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику ирешение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.
Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.
2.5 Законодательное и нормативное обеспечение дуальной формы профессионального образования.
Первое. В Закон «Об образовании» введены:
понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;
новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.
Второе. Трудовым Кодексом предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.
Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно колледжское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.
ГЛАВА 3. Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное
образование в РФ.
3.1 Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование на примере Калужской области.
Дуальное обучение – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями и региональными органами власти.
30 января 2014 года состоялось подписание соглашений о сотрудничестве с регионами - победителями конкурса Агентства стратегических инициатив (АСИ) по отбору «пилотных» субъектов Российской Федерации, внедряющих элементы дуальной системы образования.
В число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан.
Пилотная программа, одобренная Наблюдательным советом АСИ, предусматривает подготовку будущих специалистов по следующей схеме: теоретические знания студенты средних профессиональных учебных заведений приобретают в аудиториях, а практические – непосредственно на производственных предприятиях, их будущем рабочем месте.
Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти. Совместное финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями – заказчиками кадров и региональными органами власти.
Программа дуального образования - это опыт, который уже был в России. Но отличие сегодняшнего проекта в том, что сейчас в стране другая, неплановая экономика, и предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, добровольно решают проблемы кадрового наполнения и готовы разделять ответственность за их подготовку. Значимый эффект в развитии системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов можно получить только при условии того, что часть ответственности за подготовку возьмёт на себя бизнес. Если это будет совместная зона ответственности государства, образования и работодателей.
Вопрос о качестве образования становится в последние годы все актуальнее. Касается он всех уровней образования: и основного, общего, и профессионального.
Некоторые демографические проблемы, подушевое финансирование общеобразовательных учреждений не всегда позволяют колледжу выбирать студентов для обучения. Возможность заполучить сильных выпускников сужается еще и потому, что в основные школьные показатели качества входит «количество поступивших в вузы». А высших учебных заведений в нашей стране огромное количество. Уровень знаний выпускников 9-х классов тоже оставляет желать лучшего. Чтобы определить его, не требуются даже специальные исследования, стоит только обратить внимание на занятия учителей репетиторством и подготовку к ЕГЭ. Что касается воспитанности молодежи, расцвет телешоу на экранах не внушает мысли о повышении этого показателя в ближайшее время. Но задачу обеспечения качества образования при этом никто не отменяет и планку не снижает.
В Калужском колледже информационных технологий и управления практически все, как в других ссузах. Те же проблемы, та же работа. Но есть и некоторые успехи. И отрадно, что относятся они именно к повышению качества образования. Правда, помощь нам в некотором смысле пришла из-за границы.
Какие специалисты необходимы производству, чтобы хорошо выполнять определенную должностными обязанностями работу? Естественно, с достаточным уровнем владения теорией и практикой, адаптированные к данному производству. Тут-то и проблема. Существует должность, есть выпускник, определена квалификация, а должного уровня владения ею нет. Образовательное учреждение осуществляет подготовку по стандартам и зачастую не имеет должного понятия о специфике производства. Кто может ему помочь? Конечно предприятие!
В Калужской области с 2006 года действует представитель немецкого автомобилестроения – ООО «Фольксваген Груп Рус». Естественно, на начальном этапе этому предприятию требовались в основном люди, владеющие рабочими профессиями: слесари-сборщики, механики, сварщики, станочники, электрики и т.п. К сожалению, выпускники наших учебных заведений оказались не совсем готовы к требованиям современного производства. Это и понятно. Откуда взяться производственным навыкам, если материально-техническая база большинства учреждений НПО и СПО устарела еще в прошлом веке? И все же не критика российской системы образования, пусть даже справедливая, стала основной целью немецкого предприятия, а заинтересованность в перспективном и взаимовыгодном сотрудничестве с образовательным учреждением.
В период с 2007 по 2010 годы колледж осуществлял для инвестора только подготовку и переподготовку специалистов по программам профессиональной подготовки и дополнительного образования (ее прошли около 5 тыс. человек). Причем программы разрабатывались совместно с отделом развития персонала предприятия. И это был лишь первый шаг. Затем последовала работа по адаптации программ дуального обучения студентов. Были отобраны две специальности – «Мехатроника» и «Автомехатроника». Но, действуя в рамках российского законодательства, воспользоваться немецкой системой обучения оказалось невозможно. Выход был один: используя немецкий опыт, разработать на основе имеющихся российских программ новые, максимально адаптированные к особенностям производства. В качестве базовых мы выбрали «Эксплуатацию транспортного электрооборудования и автоматики» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Новые экспериментальные УМК методическая служба колледжа создавала совместно с отделом по развитию персонала ООО «Фольксваген Груп Рус» и представителем учебного центра «Фольксвагена» в Германии (Volkswagen Bildungsinstitut). Активная и тщательная работа позволила сформировать две экспериментальные группы студентов, которые с сентября 2010 года приступили к занятиям. Отбор в них также проводился при непосредственном участии кадровых служб производства, которые подготовили психологические опросники, тестовые задания, учитывающие уровень владения теорией, и практические задания на умение работать в команде, выявлять лидера. И все же главным критерием для зачисления в первые группы служила мотивация.
Основная работа длилась около года. Шероховатости устраняются до сих пор. И происходит это при помощи и поддержке предприятия. Хороший пример для российских компаний!
Вот некоторые ключевые моменты взаимодействия с инвестором: двустороннее рамочное соглашение с предприятием, кураторы групп с обеих сторон, договоры с каждым обучающимся, обеспечение студентов спецодеждой, питанием, стипендией, возможность знакомства с оборудованием, которое ждет выпускника на производстве, сертификаты предприятия, сертификаты Российско-Германской внешнеторговой палаты, гарантированное трудоустройство с достойной заработной платой. В программы обучения входит солидный арсенал навыков и умений: по гидропневмоавтоматике, АСУТП, MIG-MAG-сварке, контактной сварке, электро- и газосварке, CNC-технике, автоэлектронике, электротехнике и т.д. Это повышает востребованность выпускников.
Успешная реализация проекта внушает оптимизм и является гарантом укрепления нашего сотрудничества. С 2011 года количество специальностей увеличилось до четырех. К уже существующим добавились «механик по покраске» и «механик по металлоконструкциям». Основой для них является существующая в нашей системе профессия «автомеханик».
С 2008 года колледж сотрудничает с Профессиональным учебным центром экономики и техники германского города Риза. До настоящего момента обе стороны лишь знакомились с системами образования друг друга, но если проект по дуальному обучению удастся воплотить в жизнь до конца, на следующем этапе международного сотрудничества можно будет рассматривать вопрос об обмене студентами. Ждать окончательного результата осталось недолго. В июне 2012 года первые экспериментальные группы пройдут итоговую аттестацию. Если предприятие удовлетворят теоретические и производственные навыки выпускников, лучших студентов проектных специальностей на некоторое время можно будет направлять на обучение в Германию, а немецкую молодежь обучать у нас. Принципиальных возражений с дружественной стороны нет.
Помимо подготовки специалистов для конкретного производства, образовательное сотрудничество с ООО «Фольксваген Груп Рус» позволяет решить еще несколько важных задач: учебному заведению – осуществлять повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятии и в учебных центрах «Фольксвагена», а предприятию – не тратить дополнительные средства на переобучение новичков. Выгодно партнерство и региону, экономика которого получает тружеников, имеющих востребованные специальности или профессии.
Необходимо признать, что подобных примеров в Калужской области немного. Возможность сотрудничества с солидными зарубежными партнерами появилась у колледжа только после серьезных государственных вложений, в результате инициативы и заинтересованности сторон. И если вопрос материально-технической модернизации учреждений не будет решен на государственном уровне, а большинство представителей производства будут «спать» дальше, то в ближайшее время рабочие кадры придется приглашать из-за границы, поскольку в России их попросту не будет.
3.2 Внедрение дуальной системы обучения в профессиональное образование в Новосибирской области.
С 1 сентября 2014 года первая группа студентов ГБОУ СПО НСО «Новосибирский технологический техникум» в рамках реализации программы дуального обучения начинает свое обучение.
Трехстороннее соглашение о социальном партнерстве в рамках внедрения дуальной системы обучения было подписано ОАО «Сиблитмаш», Новосибирским стрелочным заводом, филиалом ФГУП СО РАН «Опытный завод», Новосибирский ЭРЗ ОАО "Желдорреммаш" и ГБОУ СПО НСО «Новосибирский технологический техникум».
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности на заводах. На сегодняшний день такая система образования считается одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире, наибольшее распространение она получила в Германии и Швейцарии.
Подобный стандарт обучения позволит подготовить высококвалифицированных специалистов необходимых специальностей, обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям. Несомненным преимуществом дуальной системы образования для обучающихся становится возможность их плавного вхождения в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного слабой практической подготовкой. Такой подход также позволяет подросткам уже в начале своего профессионального пути лучше ориентироваться на рынке труда.
Предприятием с каждым студентом и желающим обучаться на дуальной форме заключит договор обучение, за каждым будет закреплён наставник, обучающий его практическим навыкам. В период производственной практики ребята познакомятся с азами работы на предприятии, будут изучать оборудование, попробуют свои силы в решении реальных производственных задач.
Важно отметить, что такая форма обучения позволяет значительно повысить мотивацию студентов к получению знаний. Позиция пассивного потребителя сухой учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность, при этом ребята учатся социальным поступкам.
22 июля 2014 года состоялось первое собеседование между сотрудниками ОАО «Сиблитмаш» и будущими студентами нашего техникума, которые подали документы по системе дуального обучения. Ребят провели по территории завода, показали работу цеха, рассказали преимущества работы на заводе, показали им возможную траекторию профессиональной карьеры на ОАО «Сиблитмаш». О работе на заводе рассказали начальник чугунолитейного цеха Пахомов Юрий Васильевич и инженер отдела развития персонала Шпакова Екатерина Сергеевна.
Все без исключения абитуриенты были под приятным впечатлением от увиденного и услышанного. У ребят значительно повысилась мотивация к обучению и дальнейшей работе на заводе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка востребованных производством специалистов только в стенах учебного заведения сегодня не возможна, поскольку нужны специфическая база практики и большие объемы практического обучения по сравнению с объемами, определенными ГОС СПО 2-го поколения. Это обстоятельство, наряду с другими, диктует необходимость модернизации практического обучения, проведения целевой подготовки студентов и разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
При дуальной системе обучения на принципах сочетания теоретического обучения в учебном заведении и непрерывной практики на базовых предприятиях (носителях передовых технологий и выпускающих наукоемкую продукцию) удается достичь взаимовыгодного социального партнерства. При этой системе обучения возникает необходимость в создании новых профессиональных технологий, логично интегрируемых в сферу труда на основе оптимального соотношения между теорией и практикой.
Применение дуальной системы целевой подготовки технически сложным рабочим специальностям предполагает обучение выпускников техникума базового уровня в группе повышенного уровня в рамках Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Дуальное обучение
- оптимально сочетает обучение в образовательном учреждении с периодами производственной деятельности;
- дуальная система предполагает прямое участие в профессиональном образовании студентов наиболее квалифицированных специалистов предприятия в качестве преподавателей цикла специальных технических дисциплин и производственного обучения;
- дуальная система позволяет студентам научиться выполнять конкретные трудовые обязанности и развивает умение работать в коллективе, формирует производственную дисциплину и ответственность;
- образовательное учреждение на равноправной основе сотрудничает с предприятием, на базе которого осуществляется производственное/практическое обучение, и при этом предприятие предоставляет необходимые условия, несет все связанные с ними расходы;
- система дуального обучения дает возможность соединить индивидуальные ценности студента с корпоративными ценностями предприятия, объяснить его рабочие стандарты, традиции и нормы, нормы коммуникаций и взаимодействий между структурными подразделениями;
- в процессе дуального обучения возможно введение студента как работника в должность и коллектив предприятия, организация рабочих встреч с руководством компании и формирование ориентации на профессиональные перспективы самого будущего выпускника на конкретном рабочем месте;
- участие в образовательном процессе и подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда и при этом за ним остается право выбора.
№ п/п | Вид источника | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
1 | Опубликованный источник | Аксенов, B.C. Социальная и профессиональная адаптация студентов СПО во взаимодействии учебных заведений и социальных партнеров / B.C. Аксенов // Среднее профессиональное образование. — 2009. - № 1. - С.21. |
2 | Учебник и учебное пособие | Александров, Г.Н. Формирование творческой личности специалиста в системе ЦИПС / Г.Н. Александров, A.B. Райцев / Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвузовский тематический научный сборник. — Уфа: изд. УАИ, 2007.-176 с. С. 111-119. |
3 | Учебник и учебное пособие | Анисимов, П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2011. -№ 2.-С. 10. |
44 | Учебник и учебное пособие | Бирюков, A.A. Социальное партнерство как фактор развития среднего профессионального образования / A.A. Бирюков //Среднее профессиональное образование. 2010. - № 3. - С. 30. |
55 | Опубликованный источник | Анисимов, П.Ф, Тенденции развития практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства / П.Ф. Анисимов, A.JI. Коломенская, Н.Г. Ярошенко // Среднее профессиональное образование. 2012. - № 8. - С. 2. |
6 | Опубликованный источник | Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. — Казань: ИСПО РАО, 2009. 94 с. |
7 | Опубликованный источник | Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Та-тур М.: Высшая школа, 2010. - 143 с. |
8 | Учебник и учебное пособие | Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования /М.Н. Берулава— М.: Совершенство, 2011. — 192 с. |
9 | Учебник и учебное пособие | Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах / А.П. Беляева М.: Высшая школа. 2009. — 208 с. |
10 | Учебник и учебное пособие | Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. М.: Высшая школа, 2010. - 344 с. |
11 | Учебник и учебное пособие | Батышев, С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике / С.Я. Батышев. М.:1. A.П.О., 2011.-91с. |
12 | Депонированная статья | Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С.Я. Батышев // Педагогика. 2012. - № 6. - С. 22-27. |
13 | Статья из газеты | Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. -М., 2009. -258 с. |
14 | Статья из энциклопедии или словаря | Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/ С.Я. Баты-шев 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009.-904 с. |
15 | Дипломная работа | Бродский, С.Ф. Производственное обучение персонала в условиях внутрифирменного образования / С.Ф. Бродский, В.В. Кириллов Альметьевск: изд-во ОАО «Татнефть», 2013. - 208с. |
16 | Электронные информационные ресурсы | Башарин, В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? / В.Ф. Ба-шарин //Специалист. 2013. - №3. - С. 12-15. |
26