СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Солнечные лучи на пользу человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью статьи является представление опыта работа по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Солнечные лучи на пользу человека»»

Елизарова Ксения Рудольфовна,

воспитатель МАДОУ №43

г. Сухой Лог Свердловской области


Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Солнечные лучи на пользу человека»

Аннотация: целью статьи является представление опыта работа по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: опытно – экспериментальная деятельность, опыт, эксперимент, процесс экспериментирования, «модель трех вопросов».

Исследовать, открыть, изучить — это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. «В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденной и «крайне драгоценной» характеристике нервно-психической организации детей — безотчетном стремлении к пониманию окружающей жизни. [1]

Для более эффективного понимания окружающего мира, его свойств и качеств в дошкольной образовательной организации эффективно проводить опытно – экспериментальную деятельность.

Также опыты и эксперименты с детьми дошкольного возраста, выступают как эффективное средство развития познавательной активности, любознательности, стремления к познанию и размышлению.

В процессе экспериментирования воспитанники с легкостью удовлетворяют свою любознательность, выступают в роли «ученых» и изобретателей, исследователями и первооткрывателями.

Для того, чтобы ребенок проявил интерес к данному виду деятельности, педагог должен зародить мотивацию у ребенка к нахождению ответов на свои вопросы. Если мотивацию к опытно – экспериментальной деятельности зародить зачастую легко, в связи с любознательностью дошкольников, то ставить вопрос по неизвестной или малоизученной теме уже сложнее.

В одной из бесед с воспитанниками группы было выявлено, что их очень интересует солнечная система, планеты и главное солнце. Изначально с ребятишками была проведена только беседа о солнце, солнечных лучах. И уже исходя из полученных знаний строились и задавались вопросы, на которые воспитанники хотели получить ответ. В данном случае очень помогает «модель трех вопросов».

Благодаря «модели трех вопросов» легко организовать опытно – экспериментальную деятельность, проектную деятельность.

Изучив тему воспитанникам были заданы три вопроса:

- Что мы знаем про это?

- Что еще хотим узнать?

- Что надо сделать, чтобы это узнать?

Все ответы обязательно фиксируются наглядно (пишутся, рисуются схематично). Это и получится план деятельности, составленный ребенком.

Так из небольшой беседы были выявлено три главных идеи:

1. Солнечные лучи долетают от солнца до земли, на планете есть места где очень горячо от солнца – например пустыни, там даже можно на камне приготовить яичницу.

2. Можем ли мы использовать солнечные лучи для собственной выгоды.

3. Мы можем посмотреть энциклопедию, посмотреть видеоролики на YouTube, спросить у родителей, провести эксперимент.

Далее с воспитанниками были просмотрены видеоролики про солнце. Активно подключилось родительское сообщество, вместе с детьми они изучали энциклопедии, просматривали видеоролики, документальные фильмы и мультфильмы на YouTube. И уже исходя из полученных знаний мы пришли к выводу, что солнечные лучи можно использовать на пользу человека: получение электроэнергии из солнечной батареи, а также можно готовить еду на солнце не только в пустыне, но и на Урале, но для этого необходимо использовать специальные устройства – солнечные печи.

Перед воспитанниками было две темы: «солнечная батарея» или «солнечная печь». Проведение эксперимента возможно было при любой теме.

Изучение солнечных батарей возможно при использовании электронного конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии».

Поэтому выбор пал на изучения действия солнечных лучей через создание солнечной печи.

Для создания солнечной печи с воспитанниками был изучен принцип работы солнечной и в соответствии с этим принципом построили солнечную печи.


Лучи солнца нагревают белые или алюминиевые листы, а те отражают лучи в центр печки.

Берем коробку и обклеиваем белой бумагой или фольгой.

Черный цвет накапливает солнечное тепло.

Ложем на дно коробки лист черного картона (бумаги).

Прозрачная крышка не даст выйти солнечному теплу.

Закрываем печь стеклянной крышкой (мы использовали стеклянную миску).


Создав оборудование – солнечную печь перешли к ее тестированию в естественных условиях. На первом этапе тестирования вместо продуктов использовали то, что может плавиться – восковые мелки (можно использовать свечи, пластилин).

Для эксперимента нами было введено две чашки с мелками: одна стояла под солнцем, а другая под солнцем в солнечной печи.



Для подведения итогов пришлось подождать небольшое количество времени, а затем посмотреть результат.

Но при подведении итогов эксперимента важно вернуться к тем вопросам, которые задавались в самом начале. Отвечая на эти вопросы, воспитанники делают выводы, подводят итог.

Вернувшись к вопросам воспитанниками были сделаны выводы, что солнечные лучи действительно могут быть помощниками, но для этого необходимо специальное оборудование.


Интернет ресурсы:

  1. Черненко, М. А. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ / М. А. Черненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3332/ (дата обращения: 18.10.2020).

  2. Рышановская, А.С. Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / А.С. Рышановская. – Текст : консультация // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. – 2018. – URL : https://infourok.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-podgotovitelnoy-gruppe-3423756.html (дата обращения: 18.10.2020).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!