Организация оценивания планируемых результатов обучающихся
по учебному предмету «Физическая культура»,
осваивающих ФГОС
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Начнем с актуальных моментов моего выступления:
Нормативные правовые акты, регулирующие оценивание планируемых результатов обучающихся по учебному предмету «Физическая культура»;
Осуществление контрольно-оценочной деятельности:
в начальной школе 1-4 класс (ФГОС НОО);
в 5- 9-х классов (ФГОС ООО);
в 10-11 класс (ФГОС СОО);
При осуществлении контрольно-оценочной деятельности в школе следует ориентироваться на следующие планируемые результаты освоения предметной области «Физическая культура», зафиксированные во ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО приказом Министерства образования и науки РФ.
В связи с Постановлением правительства от 11 июня 2014 года № 540 программной и нормативной основой системы физического воспитания является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Соответственно, в приказе Минобразования в 2014 году и в письме Минобрнауки России от 15.07.2014 г. № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура» были закреплены дополнительные требования к планируемым результатам по физической культуре, связанные с подготовкой к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Рекомендовано учитывать результаты обучающихся общеобразовательных организаций по итогам прохождения испытаний (тестов) Комплекса в ходе промежуточной аттестации и в связи с новыми данными целесообразно в качестве методов контроля при изучении разделов «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Гимнастика с элементами акробатики», «Плавание», следует использовать тестовые испытания соответствующей ступени Комплекса ГТО:
- оценка «отлично» выставляется, если пройдено 5 испытаний (тестов) и нормативы выполнены на 90-100 %;
- оценка «хорошо» выставляется, если пройдено 5 испытаний (тестов) и нормативы выполнены на 70-89 %;
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если пройдено 3-4 испытаний (тестов) и нормативы выполнены на 55-69%.
Все обучающиеся занимающиеся физической культурой подразделяются на физкультурные группы:
-основная;
-подготовительная;
-специальная медицинская (СМГ);
-освобождение от уроков физической культуры.
Если обучающиеся имеют, какие либо отклонения в состоянии здоровья, они должны предоставить на начало учебного года справки с указанием группы здоровья по физической культуре с ограничениями или освобождение от физкультуры.
Справки могут быть временным (максимально до 1 года), и должны обновляться не реже одного раза в год.
Все обучающиеся с разными физкультурными группами должны быть аттестованы.
Оценивание обучающихся отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе осуществляется на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья (бег на время, прыжки, кувырки и т.д.).
Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе осуществляется на основе методических рекомендаций «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонением в состоянии здоровья» (письмо Минобрнауки от 30 мая 2012 года № МД-583/19).
Оценивание физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы «А» осуществляется на основе требований образовательных программ по физической культуре для данной категории обучающихся. При оценивании по физической культуре таких обучающихся, рекомендуется сделать акцент на стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Положительная оценка по физической культуре может быть выставлена как при наличии самых незначительных положительных изменений в физических возможностях, так и при наличии факта регулярного посещения занятий по физической культуре, проявленной старательности при выполнении упражнений.
Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательной организации по разделам:
- «Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов,
- «Практические умения и навыки» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура».
Обучающиеся, освобожденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроке физической культуры, в случае отсутствия в журнале ставиться «Н». Таким обучающимся, учителем физической культуры, дается индивидуальное задание по теоретической части изучаемого курса, за которые впоследствии выставляются текущие и итоговые оценки. Возможность выполнения различных видов творческих и теоретических заданий:
1-4 классы; 5-9 классы:
1 Устный опрос в форме теста.
2 Реферат (подготовка реферата с последующей защитой).
3 Проектная деятельность (5-6 классы – коллективный (группа 5-6 человек), 7-9 классы – индивидуальный).
Возможность выполнения различных видов творческих и теоретических
заданий в 10-11 классах:
1 Устный опрос в форме теста.
2.Реферат (подготовка реферата с последующей защитой).
3 Проектная деятельность.
В практике учителя физической культуры можно выделить следующие виды контроля, приемлемые для обучающихся, отнесенных к основной группе здоровья:
-стартовая диагностика,
-входящий контроль,
-текущий контроль,
-тематический контроль,
-промежуточный контроль,
-итоговый контроль.
В таблице предоставлены подробные данные и разъяснения по каждому виду контроля по физической культуре, с которыми вы можете ознакомиться самостоятельно.
Контроль результатов освоения учебного предмета
«Физическая культура»
№ | Виды контроля | Задачи контроля | Периодичность | Методы контроля | Способы фиксации результатов |
1 | Стартовая диагностика | Оценить исходный уровень физической подготовленности | На начало обучения (1 класс) | Тестовые испытания 1-й ступени комплекса ГТО | Анкеты. Протокол оценки уровня физической подготовленности |
2 | Входящий контроль | Оценить уровень физической подготовленности | Ежегодно, I четверть (5-9 классы) | Тестовые испытания соответствующие возрасту ступени комплекса ГТО | Протокол оценки уровня физической подготовленности; портфолио; классный журнал |
Оценить результаты освоения программы за предыдущий год | Практический контроль (выполнение двигательных действий) контрольных тестов |
3 | Текущий контроль | Оценить результаты обучения на уроке | поурочно | Практический контроль (выполнение двигательных действий, упражнений, контрольных тестов); теоретический контроль (устный опрос, проекты и прочее) | Классный журнал |
4 | Тематический контроль | Оценить результаты обучения по разделу программы | Согласно календарно-тематическому планированию | Практический контроль (выполнение двигательных действий, упражнений, контрольных тестов); теоретический контроль (устный опрос, проекты и прочее) | Классный журнал; протокол оценки уровня физической подготовленности |
5 | Промежуточный контроль | Оценить результаты обучения по итогам года | Перед окончанием учебного года | Практический контроль (выполнение двигательных действий, упражнений, контрольных тестов); защита проектов | Портфолио; классный журнал |
6 | Итоговый контроль | Оценить результаты обучения на уровне начального, основного образования | Перед окончанием уровня образования | Результаты испытаний комплекса ГТО | Портфолио |
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки обучающихся:
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности | За тот же ответ, если в нём содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки | За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике | За не понимание и незнание материала программы |
При желании учащегося повысить свою оценку за счет теоретических знаний, учащемуся предлагается выполнить теоретическую работу (доклад, презентацию, проект).
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
• Работа полностью завершена • Грамотно используется спортивная терминология. • Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) • Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс • Имеются постоянные элементы дизайна. • Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) • Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | • Работа полностью завершена • Грамотно используется спортивная терминология. • Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) • Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс • Имеются постоянные элементы дизайна. • Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) • Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | • Работа полностью завершена • Грамотно используется спортивная терминология. • Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) • Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс • Имеются постоянные элементы дизайна. • Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) • Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических | • Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя • Работа демонстрирует минимальное понимание • Ученик может работать только под руководством учителя • Дизайн не ясен • Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым. • Много ошибок, делающих материал трудночитаемым |
Письменное тестирование:
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Правильно ответили более чем на 75% вопросов. * | Правильно ответили на 60%-70% вопросов. | Правильно ответили на 50% - 60% вопросов. | Правильно ответили менее чем на 50% вопросов. |
*Если нет дополнительных указаний по тесту.
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполнять учебный норматив | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в комбинированных ситуациях в процессе игровых и соревновательных действий. | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка |
III. Владение способами и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Учащийся: - самостоятельно организует место занятий; - подбирает средства и инвентарь и применяет их в конкретных условиях; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги | Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов |
IV. Уровень физической подготовленности учащихся
Количественные нормативы уровня физической подготовленности учащегося не являются главными показателем успеваемости. Выполнение нормативов необходимо для контроля за ходом физического развития учащегося.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.* | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности |
*При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
V. Способы оценивания уровня физической подготовленности учащихся с подготовительной и специальной группами здоровья.
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Исходный показатель соответствует среднему приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени | Исходный показатель соответствует минимальному приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени | В исходном показателе отсутствует прирост ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени, но имеется активное усердие и максимальное старание в выполнении упражнения. | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности, нет старания в выполнении упражнения. |
Учителю физической культуры необходимо обратить внимание на раздел «Характеристика контрольно-измерительных материалов», который включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющих оценить качественные, количественные показатели физической подготовленности, а также уровень сформированности теоретических знаний по предмету.
Таким образом, оценка обучающихся по физической культуре характеризуется комплексностью:
в которую входят:
физическая подготовленность,
практические умения и навыки,
теоретические знания,
навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,
динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности).
и оценивание только по отдельным составляющим недопустимо!
При оценивании успеваемости обучающихся по физической культуре следует обратить внимание и на критерии оценивания, подразделяющиеся на качественные и количественные.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Так из каких же критериев складывается оценивание обучающихся:
Общая оценка успеваемости складывается по видам программ: по гимнастике, спортивным играм, лёгкой атлетике, общей физической подготовленности – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах — за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять фи культурно-оздоровительную деятельность.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по отдельным разделам программы. При том преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Методические советы учителю физической культуры.
1. Необходимо знать, что жесткими рамками нормативов у многих учеников можно убить желание заниматься физкультурой вообще.
2. Четко поставить оценку по нормативам можно только на уроках легкой атлетики (бег на различные дистанции, прыжки в дину с места, с разбега, метания и др.)
3. Смотреть динамику роста результатов, если динамика положительная, то и оценка должна повыситься.
4. Оценка по физкультуре складывается из знаний теории и практических навыков. Если ребенок получил «2» или «3» за практику, то у него есть возможность набрать баллы за теорию. Средняя оценка и будет выставлена.
5. Если даже нормативы сданы не очень хорошо, то всегда есть шанс получить за другие виды деятельности отличную оценку.
6. Во время оценивания необходимо осуществлять индивидуальный подход, то есть создавать для ученика условия, которые отвечают особенностям его развития, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья.
Использованные источники:
https://uchiltelka.ucoz.ru/load/metodicheskie_rekomendacii_po_ocenivaniju_rezultatov_uchashhikhsja_po_fizicheskoj_kulture/1-1-0-7
https://multiurok.ru/files/innovatsionnyi-proekt-sredstva-otsenki-rezultatov.html
https://docviewer.yandex.ru/view/39226200/?page=37&*=R6OSz6gnkmWVmx0WWzZksbC%2Bj557InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay%2FQl9Cw0LPRgNGD0LfQutC4L9Cc0KAg0L%2FQviDQpNCaIDIwMjAtMjAyMV8xMC5wZGYiLCJ0aXRsZSI6ItCc0KAg0L%2FQviDQpNCaIDIwMjAtMjAyMV8xMC5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjM5MjI2MjAwIiwidHMiOjE2MzI3NTkzMjcxOTYsInl1IjoiMzc5MDE4ODExNDE4NjUxMTI5In0%3D
https://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-obshchee-obrazovanie/pravo-na-nachalnoe-osnovnoe-i-srednee-obshchee-obrazovanie/360-trebovaniya-fgos-soo-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmy-srednego-obshchego-obrazovaniya
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=11212