Методические рекомендации по организации парной работы на уроках иностранного языка на средней ступени обучения
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Дети учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха. Работал в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том. в чем он слабее других.
Приведем виды заданий парной работы, которые можно использовать на уроках иностранного языка в среднем звене.
1. Так, в ходе урока в среднем звене можно использовать вопросно- ответную форму. К примеру, когда нужно провести беседу на определенную тему, например, на тему «Погода». К вопросно-ответной форме можно отнести и интервью.
Задача интервью заключается в том, чтобы задать как можно больше вопросов, с тем, чтобы выяснить мнение учащихся при работе в паре. Для этого ученики, работая в паре, свободно перемещаются по классу, выбирая ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги опроса обсуждаются всеми.
2. Совместно ребята могут составлять кластеры.
При составлении кластера на первом этапе следует стадия активизации, в это время обучающиеся в парах занимаются обсуждением своих ассоциации по предложенной им теме. Далее каждая пара предлагает своп мысли. Далее кластер используется для постановки проблемных вопросов по теме. Обучающиеся продолжают работу в парах, они составляют вопросы для интервью. После окончания работы каждая пара озвучивает результаты своего труда.
3. Возможно использование задания, связанного с составлением диалога по образцу драматизация диалога.
4. Можно использовать и метод «разрезанной информации». Каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой шля выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга, задавать вопросы и помогать друг другу.
5. Ролевая игра, позволяющая моделировать ситуации реального общения, строится на межличностных отношениях, мотивируя речевую деятельность.
6. Взаимопроверка.
7. Задания, направленные на исправление ошибок.
8. Составление диалога.
Используя работу в паре, можно выполнять задания:
- грамматического характера.
- задания на проверку домашнего задания.
- работу над текстом дня чтения.
- совместную работу по проекту.
- по отработке орфографических навыков.
- работу над лексикой.
Это лишь небольшая часть задании для работы в парах. Учитель, используя свою фантазию, творчество и знание методики преподавания может сам придумывать задания или корректировать задания из сборников или учебников.
В групповой работе можно использовать те же виды заданий, что и при работе в паре. Но помимо этого есть и задания, которые можно выполнить только при работе в группе.
1. Задание «Допиши слова». Класс делится на две группы. Каждому члену дается по 2 предложения из стихотворения с пропущенными словами. Время выполнения 5 минут. После этого дети читают свои варианты сначала в своей группе, затем представители от каждой команды прочитывают свой вариант.
2. Интервью. Это задание является средством интенсивной речевой тренировки, так как, если в группе пять учеников, каждый из них четыре раза формирует свой вопрос и дает четыре ответа на обращенные к нем}’ вопросы.
3. Словарная эстафета. По одному участнику от нескольких групп выбегают к доске, пишут на ней слово на иностранном языке по определенной теме, передают мел следующему. Выигрывает та команда, которая написала больше слов. Можно скрыть записи команд друг от друга, например, чтобы они писали их с разной стороны доски. В словарной эстафете проверятся также и написание слов.
4. Крестики-нолики. Класс делится на несколько групп. По очереди от каждой группы ходят представители от групп, называя слова по теме, крепят значок своей команды (крестик или нолик) в поле.
5. Задания, направленные на завершение или комплектование. Например, учащиеся получают задание завершить рассказ. Или дорисовать картинку путём обмена информацией.
Виды работы в парах различают по нескольким параметрам: по роли обучающихся, цели работы, содержания деятельности, технике работы и результату. В рамках урока иностранного языка выделяют также и иные виды: обсуждение, совместное изучение, тренировку и проверку.
Выбор тех или иных форм организации взаимодействия на уроке иностранного языка - групповой или парной должен определяться конкретными промежуточными целями обучения и тем содержанием, которое привносится в него системой коммуникативных упражнений.
Нами были также рассмотрены виды задают в рамках парной и групповой работы при изучении английского языка в среднем звене.
Парная работа – один из способов вовлечь всех обучающихся в интерактивную деятельность на уроке иностранного языка, научить их самостоятельно мыслить. Для успешной работы следует следить за образованием пар, менять пары. Важно, чтобы в парной работе было интересно обоим участникам. Пара более сильный учащийся + менее сильный поможет преподавателю в работе со слабыми учащимися, но нужно осторожно подходить к образованию таких пар.
Таким образом, к преимуществам парной следует отнести то, что все участники учатся слушать, помогать и поддерживать друг друга; проходят больший объем материала, чем при фронтальной работе; большее количество учащихся может высказаться на иностранном языке; снимается психологический барьер; повышается чувство ответственности; самостоятельности студентов, мотивация и уровень знаний.
Мы считаем, что при грамотной организации минусов у парной работы практически нет. Она может быть эффективна практически при многих видах работы: при работе над лексикой, грамматикой, текстом, диалогической речи и др.