Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению на уроках физики.
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Осознанная мотивация присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы. Ученик учится, потому что ему это надо.
Каждый учитель без исключения мечтает о таких учениках, но зачастую в каждом классе их можно сосчитать по пальцам, иногда одной руки.
Выходя из начальной школы, каждый из них несет определенный багаж знаний, который с каждым годом становится тяжелее. Однако ноша не всем по плечу. За время обучения (5-6 класс) в каждом классе образуются группы учащихся, которые успевают по всем предметам, где-то западает математика, русский, и те, которые не хотят учиться (им это не интересно или как они считают не нужно) или даже не могут.
Изучение физики начинается с 7 класса, приходя ко мне на урок, каждый ученик для меня как чистый лист. Физика одна из сложных наук, но интересных. Как сделать ее понятной и доступной для каждого? И с первого урока моя задача наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить учащегося мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение. Ведь ФИЗИКА, каждый день бок обок идет с нами.
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом зависят и от личности учителя:
увлеченность предметом и любовь к работе;
умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;
доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.
Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища.
Основной формой учебной деятельности является урок, на котором стараюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха. На уроках применяю следующие методы стимулирования школьников: стимулирование занимательным содержанием, учебная дискуссия, создание эмоциональных ситуаций. Методы развития творческих способностей: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - творческую. Однажды разрешив обучающимся найти «свой» способ решения, рассказать о нём и доказать его правильность, «включаю» механизм постоянного поиска. Теперь, решая любые задачи, обсуждая проблемы, обучающиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые подходы и методы решения.
Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Ни для кого не является секретом, ФИЗИКА – наука экспериментальная, начиная с первых уроков, каждый работает с физическим оборудованием (измеряет температуру, время, объем и т.д.) Но не только на уроке ученик может провести лабораторную работу, в каждом домашнем задании обязательно присутствует домашний эксперимент, который ученик может провести из подручных средств. Каждая работа обязательно должна быть представлена на фото или видео, описываются этапы проведения работы и делаются выводы. Родители тоже участвуют. Каждая работа оценивается. Ребята обмениваются полученными результатами.
В 8 классе мы выращиваем кристаллы, и во время проведения недели естественных наук проходит выставка в кабинете физики, также мы проводим со старшеклассниками «Час занимательной физики», ребята с удовольствием участвуют, как взрослые, так и малыши.
Ученикам предлагается изготовить различные физические приборы, которые используем в работе.
Помимо лабораторных работ большое внимание уделяется решению задач, условия задач взяты из жизни (найдите массу чайной ложки, или скорость велосипедиста и т.д.). Есть ученики, у которых с трудом это получается с первого раза, каждую неделю проходит практикум по решению задач, где каждый ученик выходит к доске и решает. И у ребят пропадает страх выхода к доске, ребята поднимают руки и не боятся отвечать. Это и есть педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем самым побуждать желание узнавать, учиться, где каждый ребёнок сможет стать успешным, а для этого необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.