Организация предметно-пространственной развивающей среды в учреждении дошкольного образования
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко).
В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметно-пространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.).
Как указывает С. Л. Новоселова, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [21].
Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия [11].
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения [2]. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психологопедагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.
Таким образом, среда должна:
обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
побуждать детей к деятельности;
способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.
При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:
«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
«ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Конструирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий. Оно (сочетание) характеризуется, с одной стороны, созреванием у детей специфических для данного этапа психических качеств личности и познавательных процессов, а, с другой стороны, созданием условий, в которых максимально могут быть реализованы возможности и способности детей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития:
во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили;
во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов
для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.);
в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у воспитанников.
Центры активности (уголки) наполняются в соответствии и Перечнем согласно постановлению № 50 от 24 сентября 2007 года «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
В группах младшего дошкольного возраста мебель и оборудование должны быть расположены по периметру группы, большая часть пространства должна оставаться свободной, так как в этом возрасте у малышей активно развиваются движения. Использование мягких матов, легких модулей будет обеспечивать многофункциональность и безопасность среды. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, выполненных их разнообразных материалов. Материалы располагаются на открытых полках.
В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбивается» на небольшие полузамкнутые микро пространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов должна храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
Старшая группа (5 – 7 лет)
Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована.
Задачи воспитателя:
— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
— формировать умения согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
— формировать умения коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, зелёный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). (Приложение 4) Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.
В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как
«Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.
Примерное наполнение центров в старшей группе
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Игровой центр Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. | Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе». Сюжетно-образные игрушки (куклы фигурки людей и животных); Тематические наборы («Скотный двор», «Птицы», «Джунгли» и др.); Предметы игрового обихода (мебель-игрушка для кукол мелкого и среднего размера (спальня, столовая, кухня). Предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал. Игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке. Уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др. Примечание: необходимо в игровом центре иметь сюжетно ролевые игры, современной тематике, например «Банк», «Гипермаркет», «Дом моды», «Фотостудия», «Автосервис» и др. |
Центр интеллектуального развития | Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем. Тетради с заданиями для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки. Разнообразные волчки, механические игрушки-забавы. Альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров. |
Центр «Грамотности» Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. | 1. Книжный уголок ( художественная литература соответственно возрасту и тематике; иллюстрированные альбомы, книги, комиксы, фотографии; серии картинок разной тематики (времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т.п.); тематические альбомы; детские журналы; |
| детские рисунки; увлечения детей (открытки, календари); - иллюстрации писателей и их произведений. 2. Речевое развитие: оборудование для обучения детей грамоте (таблицы алфавитные, плакаты двусторонние («Морская азбука», «Азбука растений», «Азбука животных»); материал для составления предложений (сюжетные картинки, графические схемы); модели (кубик «звуковой», звуковые «часы» и др.); карточки-символы для звукового анализа слов, карточки для вычленения словесного ударения, картинки-схемы слов из 3–5 звуков; материалы для чтения: Книжки-малышки, игровые наборы с правилами: «Живые слова», «Составь слово», «Веселый алфавит» и др. дидактические игры по развитию речи; схемы-модели для составления разных видов рассказов. |
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. | Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушкисамоделки. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики, дудочка, маракасы; - картинки с изображением музыкальных инструментов; Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней. Ширмы, фланелеграф. Элементы костюмов, полумаски. |
Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам | 1. Лаборатория: материалы для экспериментирования с песком, водой и снегом природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны; элементарные измерительные приборы: линейки разного размера, емкости различной формы одинакового и разного (5–6 шт.) размера, |
ее изучения практическим путем. | вспомогательное оборудование: мерные стаканчики, предметы из разных материалов (для определения плавучести), предметы-орудия (черпачки, сачки, воронки воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные игры «Найди недостающую фигуру», «Чего не стало?», «Что общего?», игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр. Оборудование для экскурсий (совки металлические для выкапывания растений, сачки для ловли насекомых и водных животных, пакетики для сбора семян, пресс для засушивания растений, емкости). |
Центр строительноконструктивных игр Содействовать развитию разных видов конструирования. | Конструктор большой и малый из разного материала. Модели готовых построек. Фабричный игровой материал ( для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр. Модули, схемы. Открытки, чертежи построек. Фотографии зданий, рисунки построек. Примечание: итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня. |
Центр предматематического развития Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов. | 1. Формирование элементарных математических представлений: дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), на воссоздание целого из частей типа «Танграм», на сериацию по разным свойствам; пособия по обучению счету (лесенка счетная, числовая для сравнения чисел); модели (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция равнобедренная, деление целого на части 4-8); -планы и схемы («числовые фигуры», «схемы пути» (по местности, по комнате)); |
| таблицы («Целое и часть», «Сотня»); модели временных отрезков (дисковая, (спиральная)): утро, день, вечер, ночь, сумерки, рассвет, закат, восход, заря; вчера, сегодня, завтра; дни недели, год, месяц, поры года; мерки условные: веревки, шнуры, нитки, ленты, полоски бумаги (картона); геометрические фигуры и тела; цифровой ряд от 0-9; демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям 2. Развивающие игры: настольно печатные игры; дидактические игры «Ассоциации», «Четвертый лишний», «Найди отличия». |
Экологический центр. Систематизация знаний о природе. | Комнатные растения разных природных зон (из пустыни, тропиков, субтропиков), с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими и др.; древовидными, утолщенными, ребристыми), с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности), с различным расположением листьев (очередным, супротивным: парные, мутовчатые), разных видов уже имеющихся родов (традесканция, кливия, амариллис, плющ, комнатный виноград). (Приложение 5) Календарь природы. Дневник наблюдений. Щетки, совочки, палочки деревянные для рыхления земли, Пульверизатор для опрыскивания растений, емкости для посева овса, посадки лука и корнеплодов на зелень Деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады. Осенние листья, срезанные ветки деревьев. Альбомы «Времена года». Дидактические игры. Природный и бросовый материал. |
Центр творчества. Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности. | 1. Материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, бумага, доска для рисования; 2. Кисточки с разным ворсом и разной величины. Карандаши, мелки, трафареты, фломастеры. Раскраски. Бумага разной фактуры. Печатки, губки, ватные тампоны, штампы, стеки. Материалы для разных техник рисования. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно |
Уголок краеведения (этнографии). Развитие интереса к социальной действительности. | Альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня) Предметы искусства. Предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси Макеты города, план детского сада и др. Куклы в национальных костюмах. Карта Беларуси, родного города. 7.Портреты знаменитых людей Беларуси и пр. Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели. |
Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта. | Мячи, обручи, палки, скакалки, флажки, мешочки с песком, ленточки, кубики др. Шапочки, медальки для подвижных игр; Материалы для закаливания; Кегли, городки, тренажеры, массажные коврики. |
Уголок безопасности. Формирование умения применять доступные правила безопасности в жизни. | 1.Макет-план микрорайона, города (с действующим светофором); 2.Наборы машинок. 3.Дорожные знаки. 4. Настольно-печатные игры. 5.Тематические альбомы с различными видами транспорта. 6. Игровые наборы для игр» Пожарные» |
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы | Ширмы. Крупный модульный материал. Складные домики |
Уголок дежурных Развитие умений выполнять обязанности дежурного . | Фартуки. Щетки- сметки, совки для сметания крошек со стола, мусора. Карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центре. |
Уголок труда Формирование представлений о значимости хозяйственнобытового труда | Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем). Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки. Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы Альбом «Наши дела» (составляется совместно с воспитанниками на протяжении года) Материалы для ручного труда. |
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования/ сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель, 2017. – 51 с.