Организация
предметно–развивающей среды в подготовительной группе комбинированной направленности МБДОУ «Д/с КВ №16»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО постоянно занимаюсь совершенствованием развивающей предметно-пространственной среды, учитывая требования к её содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Организовала в группе образовательное пространство путём условного деления помещения группы на развивающие центры: центр конструирования, центр уединения, центр сюжетно-ролевой игры, центр безопасности и ПДД, центр природы и экспериментирования, математический центр, центр книги, центр изодеятельности, центр патриотического воспитания, центр театрализованной игры, центр физического развития.
Деление пространства группы на центры является условным, т.к., при желании и необходимости, они трансформируются или «объединяются» с другим центром, что позволяет активно использовать принцип интеграции образовательных областей, изменяя предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Все предметы в центрах и уголках максимально доступны детям как во время образовательной, так и в свободной деятельности.
Изготовила картотеки опытов и экспериментов, подвижных игр, социо-игр, игр-приветствий, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, физкультминуток, комплекс упражнений в постели в соответствии с тематическим планированием, картотеки прогулок по временам года и т.д.; пособия из нетрадиционного материала для развития тактильной чувствительности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и релаксации, коррекции осанки, профилактики плоскостопия.
Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Д/с КВ №16», поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой и рекомендациями ФГОС ДО по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды. Благодаря разнообразию развивающих центров и уголков каждый ребёнок может самостоятельно найти занятие по душе и реализовать себя в любой из образовательных областей.
Центр речевого развития
В центре развития речи имеются игры на развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи, формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса: «Кто что делает?», «Мяч бросай животных называй», «Кто чем занимается», «Горячий – холодный». Игры по звуковой культуре речи: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Позови громко», «Эхо». Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Танцующие буквы», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка». Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Дин-дон», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Поймай звук», «Азбука», «Найди пару», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», Картотека артикуляционных игр и упражнений. Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи: «Антонимы», «Ударение», «Глаголы в картинках», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Слоговое лото о фруктах и ягодах», «Скажи наоборот», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки». Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Что общего», «Как это связано», «Рассказ про детский сад», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Телефон».
Также в этом центре находятся игры, пособия и игрушки по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки. Очень эффективны для развития руки колючие мячики для массажа.
Математический центр
Имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Времена года», «Цвета», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Считалка», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино». Целое из частей: «Сложи фигуру», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Временные представления», «Составь задачу». Развивающие игры: набор магнитных цифр, счётные палочки и схемы к ним, тренажер «развитие пространственных представлений», «Нумикон» + схемы. Игры на плоскостное моделирование: Танграм, Нумикон. Макет механических настенных часов, тренажер для составления примеров, герой центра «Нумикоша».
Центр патриотического воспитания
Центр способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, края, города. Альбомы с животными края, природой, русскими национальными костюмами, народными играми и забавами, достопримечательностями Красноярского края и города Ачинска. Кукла в национальном костюме, матрешка, мини музей «Предметы ХХ века», папка передвижка «Детям о России», альбом «Народное прикладное искусство», модель чайного сервиза «Гжель», карта России, символы России, края и города. Портрет президента.
Центр изодеятельности
В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.Здесь воспитанники рисуют в свободное время, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом.
Центр природы и экспериментирования
Здесь дети могут экспериментировать с предметами из различных материалов: дерево, пластмасса, резина, металл, играть с песком и водой. Для этого есть всё необходимое: зеркала, термометры для воды, увеличительные стёкла, колбы, ситечки. воронки, трубочки, формочки, кусочки поролона, вата, песочные часы. В природном уголке календарь природы, цветы, за которыми ухаживают дети.
С подгруппой детей провожу наблюдения за природными явлениями. Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки, лопатки, также различный бросовый материал.
.
Центр сюжетно-ролевых игр
Наполнен наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм следующих направлениях: «Дом, семья, «Школа», «Скорая помощь», «Больница»; «Магазин», «В кафе», «Салон красоты», «Спасатели», «Мы – спортсмены», «На почте».
Центр физического развития
Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками: ленты. мешочки, дорожки для плоскостопия. Игры для двигательной активности: прыжки с продвижением, по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель, обручи.
Центр конструирования
Включает в себя конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек. Дети с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях).
Центр театрализованной игры
Имеются маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольные виды театра, различные костюмы животных, героев сказок для ряженья.
Центр безопасности и ПДД
Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет дороги, дорожные знаки, пешеходная дорожка.
Центр книги
В нём находится художественная литература соответственно возрасту, теме неделе и интересам детей. А также портреты писателей для знакомства с их произведениями.
Центр уединения
В шумном пространстве игровой комнаты расположен центр тишины и спокойствия, он отделен от других зон легким тюлям, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют мягкий ковер и мягкий матрац, мягкие модули, мягкие игрушки, фотоальбом «Наша дружная группа». Заманчиво и волшебно выглядит декор на потолке в соответствии с временем года.
Оснащение и наполнение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.