Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, поддержать его и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Просмотр содержимого документа
««Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
« Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время»
учитель географии
Водолазская Т. М.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Конфуций
Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть,
разглядеть способности ребенка, поддержать его и
подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
- охотно и самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;
- учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивать у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, обобщения);
- развивать системное мышление.
Основные требования к применению проектно – исследовательского метода :
- наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структура проекта (с указанием поэтапных результатов).
Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии:
Проектная технология дает возможность:
- Реализовывать деятельностный подход в обучении географии;
- Решить проблему сокращения часов на изучение географии;
- Формирования у школьников информационной компетентности;
- Овладение школьниками методов географического прогнозирования.
Деятельность учителя в организации проектно-исследовательской работы
Деятельность ученика в проектно-исследовательском методе
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
1. Подготовка
2. Планирование
3. Исследование
5. Оценка результата и процесса
4. Представление результатов
Примерная тематика проектов по географии
Темы проектов в 5-6 классах:
- «Скульптурный портрет планеты»;
- «Путешествие вглубь Земли»;
- «Путешествие на воздушном шаре»;
- «Природа - учебный географический класс»;
- «Круизный маршрутный лист путешественника»;
- «В поисках затонувшего корабля»;
- «Вулканы»;
Темы проектов в 7 классе:
«Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репортаж из джунглей», «По следам Ливингстона»
Темы проектов в 8-9 классах:
«Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты края», «Этнические традиции народов Поволжья».
Темы проектов в 10-11 классах:
«Нравственные аспекты изучения глобальных и экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века».
Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Васильев В.В. Проектно – исследовательская технология. Воронеж, 2010г.
2. Интернет – ресурсы.
3. Яковлева Н.В. «Проектно – исследовательская деятельность на уроках географии». М, 2008г.
4. Журнал «География в школе» (2003г.,1998г.)