Методические рекомендации
Организация проектно-исследовательской деятельности
интеллектуально одарённых школьников
Бубнова Людмила Валентиновна,
учитель географии,
МБОУ г.Иркутска СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов №19.
Оглоблина Татьяна Федоровна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов № 19.
Новый век в образовательной политике ознаменовался выдвижением идеи личностного роста как основного приоритета в обучении. Гуманизация образования, его ориентация на личность и ее развитие признаны наиболее актуальными для современного общества тенденциями. Сегодня в ранг ценностей образования, вводятся прежде всего, целостность личности и ее индивидуальный опыт, свобода, сотрудничество и сотворчество участников педагогического процесса. Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Такие документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» (утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2010 г. № 271), Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Министерством образования и науки РФ от 14.12.2017), указывают на необходимость развития механизмов выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.
Основной целью современной школы в рамках реализации новых ФГОС является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Особое место в работе школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети», которая направлена на выявление и создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми талантами. [1]
Процесс обучения и сопровождения одаренных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации. Такое обучение позволяет осознанно понимать проблему, способствует саморазвитию.
Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации об интересующем нас предмете или понятии.[2]
Ученическое исследование - это маленькое открытие уже открытых научных закономерностей, но поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы, проходит самостоятельно, лишь направляемый учителем, поэтому она ценна возможностью раскрыть творческие способности школьника. Ценность ученической исследовательской работы заключается в том, что дети получают навыки научной работы. В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами.
Работа с одаренными учащимися организуется по нескольким направлениям с использованием разнообразных форм и методов, тогда она положительно воздействует на учащихся, способствует самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу.[4]
Проектная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература
Морозова Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в общеобразовательной школе.
Демина Е.В. Приоритеты развития практики сопровождения одаренного ребенка в условиях специализированного обучения// Системы обучения интелектуально одаренных детей в российской школе : Под ред. А.А.Никитина, В.Я. Синенко, Н.И. Яворского: Тезисы Всероссийской конференции. – Новосибирск: Изд-во ИПИО РАО, 2010.
Ежов Д.И., Лебедева Е.И. Психологическое сопровождение развития интеллектуально одаренных подростков // Одаренный ребенок. – 2004.
Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. Проектирование образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ. – Курган: ИПК и ПРО, 2014.
Шубинская Т.Е. Программа развития системы выявления и психолого – педагогической поддержки одаренных детей // Экология одаренности. – 2007. – № 1.