СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе на местном материале (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе на местном материале (из опыта работы)»

"Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе на местном материале (из опыта работы)"


Автор:

учитель русского языка и литературы

Левина Наталья Владимировна

Учебно-исследовательский проект - это всегда творческая работа, подразумевающая деятельностный подход, который строится на потребности, являющейся внутренним побудителем активности, и мотиве, осознании того, ради чего необходимо совершить какое-то действие. Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель - результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить действия. Чтобы сформировать интерес учащихся к исследовательской деятельности, на наш взгляд, необходимо опираться на материал, который близок юному исследователю, находится рядом с ним, поэтому педагогу стоит обратить внимание на интересные языковые и литературные факты, имеющие отношение к той местности, где проживает ученик, и даже классу, в котором он учится.

Такой подход формирует уважительное отношение и любовь учащихся к малой родине, её истории, землякам; развивает инициативность, творчество, организаторские качества, умение сотрудничать и коммуницировать с людьми разных возрастов и профессий; пробуждает интерес к материалам и архивам местных библиотек, краеведческих музеев. Кроме того, работа с местным материалом подразумевает абсолютную самостоятельность в проведении исследования и позволяет юному исследователю почувствовать себя «первопроходцем» в изучении конкретных явлений, и результат работы, как правило, вызывает интерес у тех, кто с ним знакомится. Это подтверждается не только успешной защитой индивидуальных проектов обучающихся на школьном уровне, но результативностью их представления на различных научно-практических конференциях различных уровней, в том числе и на всероссийском уровне.

Учителю стоит обратить внимание на темы проектов, связанные с устным народным творчеством родного края, историей языка (диалектологические исследования), ономастикой, языком рекламы и социальных сетей, произведениями местных авторов и т.д.

Хочется поделиться тематикой некоторых проектов.

«Заголовок провинциальной газеты: взгляд сквозь десятилетия» (лауреат 1 степени Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского).

«Диалектная лексика села Александровка Ртищевского района Саратовской области» (диплом 2 степени международной НПК «От школьного проекта - к профессиональной карьере», диплом 1 степени Открытой НПК обучающихся «Православие и современность», участник Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского).

«Диалектная лексика села Макарово Ртищевского района Саратовской области» (диплом 3 степени международной НПК «От школьного проекта - к профессиональной карьере»).

«Будем детушек растить, уму – разуму учить» (малые жанры фольклора на территории города Ртищево Саратовской области)» (диплом 2 степени международной НПК «От школьного проекта - к профессиональной карьере»).

«Нарушение языковых норм в текстах рекламных роликов радиостанций города Ртищево» (диплом 2 степени международной НПК «От школьного проекта - к профессиональной карьере»).

«Слова-паразиты в речи учащихся 9Б класса МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина» (индивидуальный проект учащегося, лицейский уровень)

«Статусная реплика в социальной сети «ВКонтакте» как социолингвистический портрет выпускника «Лицея №3 им. П.А.Столыпина» (диплом 1 степени международной НПК «От школьного проекта - к профессиональной карьере», диплом 1 степени Региональной НПК школьников «Эврика»).

«Статусная реплика в социальной сети «ВКонтакте» как социолингвистический портрет выпускника «Лицея №3 им. П.А.Столыпина» (гендерный аспект)» (диплом 1 степени международной НПК «От школьного проекта - к профессиональной карьере»).

«Никнеймы учащихся 11 класса МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина» в социальной сети «ВКонтакте» (индивидуальный проект учащегося, лицейский уровень).

«"Они не просили славы – они защищали Мать" (ртищевские поэты о Великой Отечественной войне)» (работа принимает участие во Всероссийском конкурсе проектных работ имени Сергея Соболева).


Во время работы над проектом на местном материале учитель становится инициатором интересных замыслов, компетентным товарищем, ценным консультантом и экспертом, пробуждая интерес учащихся к исследовательской деятельности.