СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе в рамках реализации фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плохой учитель преподносит истину, хороший-учит ее находить.А Дистервег

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе в рамках реализации фгос»

Беляцкая Надежда Владимировна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №5

имени О.И.Семёнова-Тян-Шанского

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


«Плохой учитель преподносит истину,

хороший − учит ее находить»

А. Дистервег


Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Это можно осуществить, организуя проектно-исследовательскую деятельность, которая является частью как урочной, так и внеурочной деятельности.

Проводятся уроки в нетрадиционной форме, предполагающие выполнение учениками исследований или проектов. Это могут быть уроки-исследования, уроки-лаборатории, уроки творческого отчета, уроки изобретательства, уроки-рассказы об ученых, уроки-защиты исследовательского проекта и т.д..

Участвуя в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах учащиеся класса выполняют учебные исследования в рамках данных мероприятий. Это учебно-исследовательские работы, проекты всероссийского, международного уровней. Учащиеся награждены дипломами разных степеней.

На уроках окружающего мира, технологии, на занятиях кружков «Я – исследователь», «Учимся любить книгу», «Очумелые ручки» предлагаю учащимся задания, которые можно быстро решить в классе, дома, задания, которые требуют целого урока, или домашние задания на определенный срок.

В третьем классе у нас родился проект «Город мечты». Началось все с поздравительной открытки ко Дню города. Делая открытку, мы с ребятами решили, что у нас достаточно информации, чтобы оформить книгу о городе Мончегорске. Ребята распределились на группы, чтобы подобрать фотографии, стихи, песни о нашем городе, составили с родителями кроссворды, информацию об интересных известных людях нашего города, о памятниках, озерах, парках. Дети подобрали интересные факты о городе, исследовали историю города, происхождение герба, флага. В библиотеке нашли информацию о вкладе ученого Н.С. Грейвер начальника группы «Никель». Провели урок изобразительного искусства на тему «Мончегорск в наших рисунках». Ребята проектировали, фантазировали, какие фонари в городе могли бы освещать улицы города.

Спустя 2 месяца мы опять вернулись к нашему маленькому исследованию-проекту, где решили построить «Город мечты» из бросового материала: пустых коробок из-под чая и т.д., обклеив их цветной бумагой, обозначив окна огоньками из цветной бумаги. Домов получилось много – по количеству учеников класса. Необходимо было расставить дома, но возникла проблема: «Как расположены дома в городе? Беспорядочно?» «Будем пробовать», - решили мы. Увидев наглядно, поняли, что необходимо соблюдать порядок расположения домов на улицах, и параллельно выясняя, какие улицы есть в городе Мончегорске, их происхождение. Затем ребята вспомнили, что в любом городе есть магазины, больницы, гаражи, музеи и это называется длинным словом – инфраструктура. Вспомнили, что мы побывали с ребятами в Музее камня, а посещение Краеведческого музея запланировали в 4 классе. Так у нас появился план на будущее. Ребятами было предложено несколько вариантов фонтанов (дети подбирали фото из сети интернет, оказалось, что очень много красивых фонтанов в Ярославле, Санкт-Петербурге, многие дети с восторгом вспоминали, те дни, когда любовались этим прекрасным зрелищем воочию), но оставили самый крепкий, соорудили скамеечки. Заметили, что не хватало природы - зелени, мы решили посадить деревья. Их выполнили на уроках труда из бисера. И вот уже в нашем городе появились животные из пластилина и люди (в технике «квиллинг»). Эту часть работы выполнили на занятиях кружка «Очумелые ручки».

В Мончегорске есть очень красивые озера, у озер есть названия. Нам захотелось выяснить, какие озера окружают наш город, откуда произошли названия и, конечно, в «Городе мечты» тоже должны быть озера.

Вот таким нехитрым способом мы исследовали разные направления нашей взрослой жизни, узнали факты из истории, углубляли наши познания. Давно известные факты у детей вызывали интерес, потому, что проводилась параллель между реальным и вымышленным, создавались условия для творческого мышления, приветствовалась и использовалась любая инициатива, а это для детского саморазвития и самоутверждения самое главное. Ведь дети проживают это впервые.

В условиях дополнительного образования выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности.







Список использованной литературы

 

1. Бабаева Т.И. У школьного порога.- М.:Просвещение, 1993

2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2003.

3. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.

5. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6

6. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе // Начальная школа.- 2008.- №5.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М., 1994.

8.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.

10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!