СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж

№ 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы










Выполнил:

Лившиц Михаил

Студент группы 22П-7 отделения «Преподавание в начальных классах»


Руководитель:

Власова Елена Владимировна

преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Красноярск, 2025 г.

Составители: Лившиц М.С., студентка 37 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е.В., научный руководитель.

Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий (оценивание) учащихся 4 класса / Лившиц М. С., Власова Е. В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2025. - 8с.

Красноярск, 2025, 8с.



Аннотация

В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта актуальной становится проблема: на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования является развитие умений учащихся самостоятельно ставить учебные цели. Это включает в себя проектирование путей их достижения, контроль и оценку собственных результатов, другими словами – формирование навыков учения. Учащийся должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Данная методическая разработка отвечает на ключевой вопрос: как научить учащихся правильно и объективно оценивать свою работу и работу других. Методические рекомендации представлены для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов.























Содержание



ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………..……………4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………










































ВВЕДЕНИЕ

В современном образовательном процессе исследовательская работа занимает все более важное место, особенно в начальной школе. В условиях стремительных изменений в обществе, вызванных развитием информационных технологий и глобализацией, необходимо формировать у детей навыки, которые помогут им успешно адаптироваться к новым условиям жизни. Исследовательская деятельность является одним из способов развития критического мышления, креативности и самостоятельности у учащихся. Она способствует не только углублению знаний, но и формированию у детей уверенности в своих силах, что особенно важно в раннем возрасте.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) акцентируют внимание на необходимости формирования у детей универсальных учебных действий, которые включают в себя умения планировать, организовывать и контролировать свою деятельность. Исследовательская работа позволяет детям не только применять теоретические знания на практике, но и развивать навыки работы в команде, что является важным аспектом социальной адаптации. В процессе исследования учащиеся учатся ставить перед собой цели, формулировать гипотезы, собирать и анализировать информацию, что способствует развитию их познавательной активности.

Кроме того, исследовательская деятельность помогает детям осознать значимость своего вклада в общий процесс обучения. Учащиеся учатся не только находить ответы на поставленные вопросы, но и формулировать новые, что способствует развитию их любознательности и стремления к самосовершенствованию. Важно отметить, что исследовательская работа не ограничивается только учебными предметами, она может охватывать различные сферы жизни, включая экологические, социальные и культурные аспекты. Это позволяет детям расширять свои горизонты и понимать, как их знания могут быть применены в реальной жизни.

Важную роль в организации исследовательской работы играют как учителя, так и родители. Учитель, как проводник знаний, должен создать благоприятную атмосферу для исследования, предоставить детям возможность выбора тем и направлений работы, а также оказывать поддержку на всех этапах исследования. Родители, в свою очередь, могут стать надежными помощниками и консультантами для своих детей, вовлекаясь в процесс выбора темы, поиска информации и подготовки материалов. Совместная работа учителей и родителей создает условия для успешного выполнения исследовательских проектов и способствует укреплению взаимодействия между семьей и школой.

Таким образом, исследовательская работа в начальной школе является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая способствует всестороннему развитию учащихся. В данных методических рекомендациях будут рассмотрены ключевые аспекты организации исследовательской деятельности, этапы работы, а также примеры успешных проектов, что поможет учителям и родителям эффективно поддерживать исследовательскую активность детей и формировать у них необходимые навыки для будущей жизни.












































ГЛАВА 1. Исследовательская работа ребенка
1.1. Актуальность исследовательской работы
Исследовательская работа способствует развитию познавательного интереса, любознательности и уверенности в себе у детей. Она позволяет учащимся осознать свою значимость и развивает навыки работы с информационными источниками. В условиях современного образования, где акцент делается на индивидуализацию и развитие универсальных учебных действий, исследовательская деятельность становится важным элементом учебного процесса.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Существует множество способов развития творческих способностей, но исследовательская деятельность – один из самых действенных. Навыки самостоятельного поиска знаний, полученные в процессе исследования, становятся ценным инструментом в любой сфере жизни.
Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении   обучающихся умением учиться.  Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
- знакомство с проведением учебных исследований;
- развитие творческой исследовательской активности;
- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Как организовать исследование? Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовит проект (доклад, макет и др.);

  • защищает проект.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Таким образом родители имеют возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Работы получаются очень интересными, ведь это их общий интерес и совместный труд.
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

 - Чем занимаешься в первую очередь?

 - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

 - По каким предметам хорошие отметки?

 - О чём хочешь узнать больше?

 - Чем можешь гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 - экспериментальной;

 - изобретательской;

- теоретической.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Затем это надо назвать – тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Также необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись [3. c.56]. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Учитель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Рассмотрим некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

  3. Ознакомление с методами исследования.

  4. Составление плана работы.

  5. Поиск противоречий.

  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

  7. Предзащита работы.

  8. Окончательное оформление и защита работы.

Исследовательская работа в начальной школе является важным инструментом для формирования у детей навыков самостоятельного мышления, критического анализа и творческой активности. Эффективная организация исследовательской деятельности требует активного участия как учителей, так и родителей. Совместные усилия помогут создать благоприятные условия для развития учащихся и их успешного участия в научной деятельности.

Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

Титульный лист является первой страницей и заполняется по образцу:

- Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

- Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

- Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

- Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

- В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

После титульного листа идёт оглавление. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

Следом идёт важная и составная часть каждой работы – введение. Именно в ней отражается роль научного руководителя и представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Следующий пункт «Основная часть». Она состоит из 2-3 глав. Глава 1 представляет теоретический анализ, главы 2-3 — практические этапы с выводами в конце каждой. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Иллюстрации — в тексте, второстепенные материалы — в приложениях.

После основной части идёт заключение. Заключение должно продемонстрировать достижение цели работы и соответствие полученного результата заявленной во введении цели. Основной результат должен быть четко сформулирован, а также могут быть представлены дополнительные выводы, следствия и области применения.

Завершает работу список литературы, содержащий только те источники, которые автор использовал непосредственно в исследовании (минимум 3-5). Алфавитный порядок источников предпочтителен. Каждая запись включает: фамилию и инициалы автора, название книги, город, издательство, год издания, количество страниц и оформляется с красной строки.

Приложение. Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

  • копии документов, инструкции

  • схемы, графики, диаграммы, таблицы

  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

  • иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.












































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ .

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь­ников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.

  3. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся Малиновская Евдокия Андреевна

  4. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы).