Организация проектной деятельности
как средство расширения кругозора учащихся и
актуализации учебного материала по математике в 6 классе
Добродетель зависит от широты кругозора,
а кругозор растет благодаря знанию. Поэтому тот,
кто хочет упрочить свою добродетель, не может
не расширять свой кругозор. А чтобы расширять
свой кругозор, нужно увеличивать свое знание.
Хун Цзычэн (XVII в.)
китайский писатель, поэт и философ
Всё вокруг — геометрия!
Ле Корбюзье (1887 – 1965 г.г.)
французский архитектор и художник
«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Эти слова, принадлежащие Дмитрию Ивановичу Менделееву, гениальному русскому ученому, общественному деятелю и педагогу XIX века, так же актуальны и современны для школы XXI века.
Одним из основных школьных предметов является математика, изучение которой в основной школе направлено на достижение многих целей, некоторые из которых хочется выделить:
в направлении личностного развития - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
в метапредметном направлении - формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры; развитие представлений о математике, как форме описания и методе познания действительности; создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
К средствам достижения отмеченных целей относится и проектная или учебно-исследовательская деятельность в обучении математике, актуальность которой сегодня осознается всеми. Согласно ФГОС 2010 года, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.
Организация проектной деятельности позволяет:
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы;
использовать знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем для организации научно-исследовательской деятельности в вузах и других профессиональных образовательных учреждениях.
Для того, чтобы использовать проектную деятельность в обучении математике, перед учителем возникает задача выбора тематического содержания учебного материала с целью, например, расширения кругозора учащихся или актуализации изучаемого в курсе математики за 6 класс.
Так, мною были выбраны две главы учебника «Математика. Арифметика. Геометрия. 6класс» авторов: Е. А. Бунимович, Л.В.Кузнецова и другие.
В главе 7 «Выражения, формулы, уравнения» математический язык представлен как пример искусственного языка. Ученикам было предложено, исследовать вопрос: какие еще существуют искусственные языки, созданные человеком? Решение данного вопроса требует выхода за пределы учебника и учебного предмета, расширения своего кругозора, представления результата своего исследования ученическому сообществу в виде электронной презентации, приведя примеры искусственных языков.
Глава 11 «Многоугольники и многогранники» носит пропедевтический характер, знакомя учащихся с многоугольниками, как предметом изучения в курсе планиметрии 7-9 классов, а так же и с многогранниками в курсе стереометрии 10-11 классов. Для исследования были выбраны объемные фигуры: где можно встретить модели объемных фигур? Например, в архитектуре и инфраструктуре родного города. Было принято решение: организовать поиск моделей не только многогранников, но и тел вращения на улицах своего города; представить фото отчет данного исследования ученическому сообществу в виде электронной презентации с указанием улиц и объектов города, где наблюдалась та или иная модель геометрической фигуры.
Таким образом, учениками 6-х классов были представлены индивидуальные и групповые проекты в виде электронных презентаций:
«Искусственный язык на службе человека», «Многогранники и тела вращения в архитектуре города Первоуральска». Лучший проект по каждой теме дистанционно участвовал в следующих мероприятиях:
Всероссийская конференция для школьников и студентов «Мой шаг в науку» и Всероссийский конкурс для школьников «Мой шаг в науку», посвященный Году науки и технологий;
Всероссийская конференция для школьников и студентов «Люблю тебя, мой край родной!» и Всероссийский конкурс для школьников «Мое Отечество».
Ученики-участники этих мероприятий были отмечены Сертификатом участия в конференции, Дипломом за 1 место в своей номинации конкурса, Свидетельством публикации авторского материала на ресурсе всероссийского информационно-образовательного портала "Академия педагогических проектов Российской Федерации":
https://педпроект.рф/глазачева-г-а-искусственный-язык/,
https://педпроект.рф/балеевских-никита-презентация/.
В заключение хотелось бы привести слова Анри́ Барбю́са, французского писателя, журналиста и общественного деятеля ХХ века: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».