СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование предполагает самостоятельную деятельность детей в организации и в осуществлении проекта. Учитель же из «всезнающего оракула» превращается в организатора, создающего необходимые условия для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется и стиль общения с учениками: на смену авторитарности приходит сотрудничество.

Просмотр содержимого документа
««Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»»


Районный фестиваль педагогических практик

«Учитель года» 2023









«Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»











Автор: учитель математики Величко Светлана Владимировна












Гиагинская 2023 г.

Представление педагогического опыта учителя математики

Величко Светланы Владимировны

«Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование-это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектирование предполагает самостоятельную деятельность детей в организации и в осуществлении проекта. Учитель же из «всезнающего оракула» превращается в организатора, создающего необходимые условия для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется и стиль общения с учениками: на смену авторитарности приходит сотрудничество.

В этой ситуации целесообразно начиная с 5 класса организовать проектную деятельность учащихся.

Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся: учебный , информационный, экологический, социальный, видеофильм, учебная предметная презентация и прочие.

В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Организация проектной деятельности важная часть моей работы. Каждый проект обязательно требует исследовательской, поисковой, творческой работы учащихся. Для успешной исследовательской деятельности я стараюсь выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Я учу их: ставить цель, составлять план исследований; подбирать необходимые материалы, проводить исследование и формулировать выводы.  Я считаю, что метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Правильный выбор темы — это первая проблема, с которой сталкивается учитель при организации, данной деятельности школьников. Иногда тема меняется в процессе исследования.

Тема должна быть:

  • простой, т.е. без замысловатых формулировок;

  • лаконичной;

  • интересной ребенку данного возраста;

  • понятной и выполнимой.

Идеальный вариант, когда тема возникла из вопроса «Почему?» или «Как?», заданного учеником?

Проект – это  “пять П”:

  • проблема;

  • проектирование (планирование);

  • поиск информации;

  • продукт;

  • презентация.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ.

1. Титульный лист

Титульный лист - является первой страницей. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова тема; и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова год).

2. Оглавление

В нём приводятся все заголовки пояснительной записки. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

3. Введение

  • В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, сообщается, чему предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

  • Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы. Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

  • От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить, выявить и т.п.)

4. Главы основной части

Теоретическая часть проекта

В первой главе проекта (начало исследования) рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме (исторические сведения, современное состояние, анализ рынка, звездочка обдумывания и др.).

Практическая часть проекта

В ней необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Оценочная

Далее необходимо рассмотреть оценки проекта. Представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

5. Заключение

Краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач. В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы.

6. Библиографический список использованной литературы

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

7. Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

Примеры из опыта работы.

Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды.

Участие в проектной деятельности одновременно и мотивирует и  учит ребенка работать с информацией, представленной в разных современных источниках,  жизненными задачами, переводить их на математический язык и интерпретировать данные. Проекты на уроках математики могут быть связаны с практически значимыми вычислениями,  оптимальным выбором, описанием процессов. Преимущество  проектной деятельности в том, что большая часть работы происходит вне урока, в самостоятельной мотивированной деятельности ученика во внеурочной деятельности. Это позволяет меньше времени тратить  на уроке на решение подобных задач. Но обязательно все результаты проектной деятельности  должны быть представлены, хотя бы на уровне класса. Примеры проектов на уроках математики: «Математика и ремонт», «Проценты и кредиты», «Расчеты по химическим уравнениям», «Старинные задачи»,  «Математика и здоровое питание»  и т.п.

В нашей школе в рамках МО учителей естественно – математического цикла проводилась научно – практическая конференция «Шаг в науку», где учащиеся выступают со своими проектными и исследовательскими работами (предварительно отобранными учителями – предметниками).

Некоторые проекты представлены в данной работе.

Весомым показателем профессионального мастерства учителя являются результаты участия обучающихся в конференциях, конкурсах различного уровня.

2018-2019 учебный год приняли участие в научно-практической конференции обучающихся по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы с проектом «Подсчет количества угарного газа, который выбрасывают машины, проезжающие по улице Ленина». Автор проекта Рудакова Надежда (3 место).

2021-2022 учебный год приняли участие в республиканском конкурсе проектных работ по формированию функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов (математическая грамотность) с проектами «Математический язык в исследовании суеверий и мифов о числах». Автор Шевченко Валентина (1 место). «Применение математических расчетов для оценки экологического состояния окружающей среды». Автор Шайногина София (3 место).

2022-2023 учебный год приняли участие в республиканском конкурсе проектных работ по формированию функциональной грамотности среди обучающихся 8-9 классов (математическая грамотность) с проектами «Исследование уровня финансовой грамотности населения и его влияние на материальное благополучие» , автор Мокрушина София, «Математические расчеты на страже нашего здоровья», автор Довгаль Владислава. Результаты пока неизвестны.

Закончить свое выступление хотелось бы притчей.

«Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.. Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема — надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь. «Эврика» — сказал мудрец — «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники, нет ли где трещин, потом спустили на воду — плывет! Можно переправляться! УРРРРА! Не прошло и 15 минут, как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.»

Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т. е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно. Ведь если говорить в целом, проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта. Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению — мы строим нашу лодку, т. е. создаем проект.

Очень важно научиться договариваться на берегу, а не тогда, когда лодка поплывет.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал повысит вашу мотивацию к овладению проектно-исследовательской деятельностью и поможет использовать данную деятельность в вашей работе.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!